ПРОЕКТЫ РЕДЕВЕЛОПМЕНТА
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ВЫЙТИ ИЗ "СЕРОГО ПОЯСА"

Как редевелопмент в Санкт-Петербурге преображает Северную столицу и что появляется на месте старых фабрик и промышленных территорий.

ПРОЕКТЫ РЕДЕВЕЛОПМЕНТА
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ВЫЙТИ ИЗ "СЕРОГО ПОЯСА"

Как редевелопмент в Санкт-Петербурге преображает Северную столицу и что появляется на месте старых фабрик и промышленных территорий.
Промзоны «жмут в плечах»
Ни один город просто так мегаполисом не становится. Если уж у него получилось вырасти в крупный региональный центр или даже столицу - значит на это есть причины. Например, выгодное местоположение, богатые залежи природных ископаемых или другие особенности. Чтобы пользоваться этими ресурсами по максимуму, город активно строит фабрики, порты, железные дороги. Строит там, где они необходимы в текущий момент. Там, где есть доступ к воде, энергии, рабочей силе.

Но время идет, и город растет. Вместо фабричных труб и серых заборов жители хотят видеть в центре красивые улицы, удобные дома, привлекающие туристов торговые центры и музеи. И тогда производства переезжают на окраины, а то и за пределы городов. А что делать с оставшимися на карте «серыми пятнами»?

В мире давно нашли решение. И красивое слово для обозначения возвращения производственным землям и объектам гражданского назначения - «редевелопмент». В Европе и США промышленная составляющая крупных городов уже сейчас не превышает одного - пяти процентов.

В России процесс редевелопмента территорий идет не так быстро и активно, как хотелось бы. Но все же и у нас есть свои достижения в этой области.

Мы нашли семь ярких примеров редевелопмента в одном из красивейших городов страны - в Санкт-Петербурге.

Примеров, которые показывают, как преображает облик города застройка бывших промзон и что ценного может дать редевелопмент жителям и гостям мегаполиса.

Выбор не случаен: историческая часть Петербурга окружена широким «серым поясом», да и в самом центре промзон до сих пор хватает. Это земли, на которых когда-то работали заводы, комбинаты, располагались склады, портовые территории и так далее. Ведь город на Неве всегда был не только культурной столицей, но и крупным деловым и промышленным центром.

Результат налицо: из 5,8 тысячи гектаров территории исторического центра около 2,4 тысячи приходится на промышленные и другие нежилые объекты. То есть почти половина! Но, кроме центра, есть еще спальные районы, в которых полуразрушенные здания заводов и бывших НИИ занимают самые удачные места. Например, на набережных. Эх, какие дома и с какими видами здесь можно было бы построить…

Далеко не все промышленные здания в центре Петербурга так красивы.
А ведь сегодня Санкт-Петербург уверенно входит в топ городов, популярных не только у туристов всего мира, но и у самих россиян как перспективное направление для переезда на ПМЖ. Соответственно городу нужны и новые туристические объекты, и новое жилье - и не только в «новорожденных» районах, но и в центре. Ведь в Северную столицу едут не только полюбоваться разводными мостами, старинными особняками и парковыми ансамблями. Многие едут сюда жить, мечтая о петербургском виде из окна. А где все это взять? Ответ напрашивается сам собой: преображать и застраивать те самые серые пятна, откуда ушло производство. Но не все так просто.

Из всех предприятий, расположенных в центре Северной столицы, сегодня продолжает работать не более трети. Между тем через редевелопмент пока прошло лишь десять процентов «серого пояса». И из 225 новостроек, сооружаемых в обжитых районах Петербурга, лишь сорок являются площадками и «плодами» этого процесса.

Что мешает преображению Петербурга и редевелопменту территорий - разговор долгий и не всегда веселый. Из-за отсутствия у города общей концепции развития «серого пояса», минимального участия в редевелопменте государства этот процесс, как и в других городах России, идет крайне медленно. Но зато именно в Петербурге есть очень удачные примеры застройки или «смены профиля» промышленных объектов, которые доказывают: невыполнимых задач нет!
НАБЕРЕЖНАЯ ОБВОДНОГО КАНАЛА, 60
Креативное пространство «Ткачи»
От бесхозных развалин - к современному арт-центру
Здание на Обводном канале, 60, было построено в 1851 году. Располагалась там бумагопрядильная мануфактура.

В советское время ткацкая фабрика получила новое имя - Петра Алексеева. С началом перестройки производство там остановилось, здание какое-то время стояло бесхозным, часть строений разрушилась. Сносить его было нельзя, потому что в 2001 году комплекс взяли под охрану и признали выявленным объектом культурного наследия.

Новая жизнь бывшей фабрики началась в 2010-м, когда инвесторы решили сделать из нее не просто очередной деловой или торгово-развлекательный центр, а креативное пространство. Внешне здание осталось прежним, а внутри преобразилось до неузнаваемости. Современные лифты, наливные полы, оригинальная подсветка. И старинные стены из красного кирпича.
Сейчас в «Ткачах» работают магазины, шоу-румы, фотостудии, дизайн-агентства, рекламные бюро. Проводятся модные показы, концерты и музыкальные вечеринки, образовательные семинары и мастер-классы. О том, что здесь было еще лет десять назад, напоминают лишь фото на стенах.

- Мы специально решили сделать небольшую галерею, чтобы наши арендаторы и гости понимали, сколько сил и эмоций было вложено в здание, - говорит администратор-управляющий Александр. - Лично я, когда попал сюда первый раз, был в шоке. Дом напоминал ржавую консервную банку. Стены обваливались, на перекрытиях росли какие-то кусты. Балки, какая-то сетка, железо, битый кирпич - впечатление все это производило удручающее.
Многие, кстати, не верили, что реставрация здания и создание там арт-пространства - удачная идея, но все получилось. Градозащитники даже называют этот проект одним из самых удачных примеров использования исторических объектов. А те, кто сейчас в «Ткачах» работает, гордятся этим.

- Это же круто! - говорит сотрудница модного бутика Алина. - Раньше здесь была ткацкая фабрика, а сейчас - магазины модной одежды. Наши клиенты часто фотографируются на фоне красной кладки, которую удалось сохранить и удачно вписать в интерьер. Это нестандартное место и очень интересное.

Так выглядели сегодняшние "Ткачи" до начала реконструкции.
Что еще дают Санкт-Петербургу проекты редевелопмента?
Одним из самых удачных примеров развития промышленных территорий считается реконструкция завода «Красный текстильщик» на Синопской набережной - его перестроили в Единый центр документов.
Петровский остров, Петровский проспект, 26

«Петровский. Квартал на воде»

Промзона в центре города превращается в зеленый жилой квартал
Обилие зелени и воды, восхитительные пейзажи и очень комфортная, уютная атмосфера. Даже не скажешь, что совсем рядом находятся главные проспекты Петербурга, а до Дворцовой площади всего пять километров!

Петровский остров расположен между Малой Невой, рекой Ждановкой, Малой Невкой и Финским заливом. С момента основания Петербурга это была территория промышленных земель. В XVIII веке здесь располагался воскобелильный завод. В XIX столетии - канатная фабрика и завод «Бавария». В советские времена появились судостроительные заводы «Алмаз» и «Спецтранс», Ленинградская экспериментальная судоверфь, ремонтно-эксплуатационная база флота. Кстати, на перечисленных предприятиях никогда не было вредного производства. Сейчас из предприятий продолжает работать только «Алмаз», но и он занимает значительно меньшие площади, чем раньше.

- Жилья здесь никогда не было, только заводы. У меня здесь отец работал на судостроительном, потом и я устроился. Сейчас на пенсии, вахтером подрабатываю, - вспоминает Виталий Степанович. - Сейчас, конечно, остров не узнать: кругом заборы, стройки, но зелени по-прежнему много. Мне сложно представить, как тут все будет. Пока тихо, спокойно.

Петровский остров - пожалуй, самое «серое пятно» на карте Петербурга. Но это ненадолго. Некогда мрачноватая промзона меняется прямо на глазах.

Чтобы представить, как преобразится это место, достаточно проехать по Петровскому проспекту. На землях бывших заводов сегодня строят дома сразу несколько застройщиков: Setl City, ЛСР, «Северный город», «Ленстройтрест».

Уникальность этого места в том, что строителям не приходится вписывать свои проекты в историческую застройку - ее здесь, по сути, нет. Но о традициях в Северной столице забывать не принято в принципе. Так что вскоре в центре города появится современный жилой квартал… с атмосферой того самого «старого доброго» Петербурга и особым петербургским шиком.

Со временем застройщики планируют благоустроить на острове набережную с причалами.

Со временем на острове появится благоустроенная набережная и причалы.
Когда новоселье?

ЖК «Петровский. Квартал на воде» планируется сдать в четвертом квартале 2019 года. На территории появятся детские и спортивные площадки, вдоль Петровского проспекта запланированы коммерческие помещения, где будут кафе, пекарни, салоны красоты.
Кстати, жилой комплекс «Петровский. Квартал на воде» от застройщика Setl City расположится непосредственно на набережной, так что из окон большинства квартир можно будет любоваться живописной панорамой Малой Невы.

Комплекс на 632 квартиры, украшением которого служат многочисленные французские балконы, включает в себя три восьмиэтажных корпуса с подземным паркингом. В домах квартиры различного метража - от однокомнатных до видовых пятикомнатных с террасами. Появятся детский сад на 160 малышей, многоуровневая система доступа на территорию, где запланировано авторское ландшафтное озеленение и благоустройство.

На закрытой от машин территории комплекса будет уютно и зелено - газоны, деревья, цветники, ухоженные пешеходные аллеи и места отдыха.
Долгое время Петровский остров не отличался хорошей транспортной доступностью, но совсем скоро все изменится. Связь с Васильевским островом и южной частью города обеспечит неразводной мост через остров Серный (завершение строительства запланировано на 2018 год), а также новый участок ЗСД. Переехав через Большой Петровский мост, можно попасть в парк Крестовского острова и к северным районам Петербурга.
Что еще дают Санкт-Петербургу проекты редевелопмента?
На Васильевском острове, в здании бывшего трамвайного парка, сейчас работает Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга. А на территории бывшего завода «Вулкан», где проходил практику Юрий Гагарин, построен элитный жилой комплекс.
ЛИГОВСКИЙ ПРОСПЕКТ, 30А,
рядом с Московским вокзалом
ТЦ «Галерея»
Шопинг вместо шампиньонов
В самом сердце Санкт-Петербурга, на пересечении главных городских магистралей - Невского и Лиговского проспектов, сегодня находится самый крупный торгово-развлекательный центр в Северо-Западном регионе. А еще до революции в одном из зданий на месте будущего ТЦ работала пуговичная фабрика Копейкиных.

Она производила офицерские пуговицы и металлические знаки. После 1917 года в доме разместился театр «Просвещение», а после войны - Дом культуры железнодорожников.

- В 90-х здесь стояли жилые дома, в некоторых зданиях работали офисы, был небольшой детский садик. А еще здесь было очень много зелени, - рассказывает коренная петербурженка Тамара Ивановна. - Также тут находилась спортивная площадка, где детвора и взрослые играли в футбол и баскетбол.

Старожилы вспоминают рассказы своих родителей, как те ходили пешком по трамвайным путям до Чугунолитейного и механического завода (сейчас на этом месте расположен Лофт Проект ЭТАЖИ - еще один плод редевелопмента) и собирали по дороге шампиньоны.
В 1996 году старые коммуналки были снесены для строительства комплекса высокоскоростных магистралей. Стройка не сложилась, и долгое время территория за забором пустовала. В народе ее даже прозвали Яма - из-за огромного вырытого котлована.

Так что «Галерею» начинали строить, с одной стороны, на месте бывших фабрик, а с другой - уже практически на пустыре, который, разумеется, ничуть не украшал центр Санкт-Петербурга. Строительство заняло три года. Открылась «Галерея» в 2010 году. Возведение торгового центра держала на контроле тогдашний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Говорят, именно она посоветовала заменить обычное остекление - витражным, сказав, что тогда здание будет смотреться совсем иначе.

Сегодня большинство экспертов признают, что «Галерея» гармонично вписалась в застройку Лиговского проспекта, продолжая ее архитектурные традиции. Ну а петербуржцы получили не только популярное место для шопинга и развлечений, но и новую шутку в поддержку статуса культурной столицы: «В Петербурге попадаешь в галерею даже тогда, когда тебе просто нужны новые джинсы».
Что еще дают Санкт-Петербургу проекты редевелопмента?
Новое креативное пространство заработает в помещении бывшего завода «Арсенал» на улице Комсомола. Бывшая бумажная фабрика Варгуниных на Октябрьской набережной превратится в современный жилой квартал.
ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ, 25-я ЛИНИЯ, 8

ЖК «Палацио»

По соседству с особняком Шопена
Васильевский остров - это музей под открытым небом и одно из самых любимых мест туристов, приезжающих в Санкт-Петербург.

У каждой улочки здесь своя история, но стоит отойти подальше от привычных маршрутов - и историческая застройка сменяется заводскими пейзажами…

Основные промзоны Васильевского острова сосредоточены в южной части. Первый завод появился на этой территории в середине XIX века - между 25-й линией и засыпанным ныне Маслобуянским каналом. Это был чугунолитейный завод французского купца Шопена. С тех пор здесь всегда работали с металлом. Через двадцать лет после основания он превратился в железопрокатный и проволочный завод, которому после революции дали имя «Красный гвоздильщик», а потом - Сталепрокатный завод.

Именно здесь начиналась история Петербурга, его промышленная и военная мощь. Но, увы, красоты эти промзоны городу сегодня не добавляют. О редевелопменте Васильевского острова говорили давно, говорили долго, но работа эта непростая. Все-таки центр города, поэтому строить здесь обычные дома-коробки или стандартные бизнес-центры как-то не пристало.
Одной из «первых ласточек» редевелопмента на этой территории стал квартал бизнес-класса «Палацио», который строится на месте бывших заводских корпусов и жилых домов. От строящегося «Палацио» до станций метро «Василеостровская» и «Приморская» 15 минут ходьбы, 2 минуты займет дорога до новой строящейся станции Правобережной линии. Состоять квартал будет из нескольких десятиэтажных домов, которые вплотную примыкают друг к другу и формируют единый ансамбль.
Когда новоселье?

Плановый срок сдачи объекта согласно графику строительных работ: 1-й этап строительства - IV кв. 2018 г.; 2-й этап - III кв. 2019 г..
Застройщик - Setl City - планирует вписать комплекс в исторический ландшафт, который сохранил элементы заводской архитектуры.

К примеру, два парадных входа оформят арками и коваными воротами. А вот внутри ничего не будет напоминать о заводах и фабриках: закрытый двор выполнят в форме патио с цветниками и вазонами, пешеходной аллеей, местами для отдыха.

Для машин предусмотрен большой подземный паркинг, места в котором хватит более чем на 1100 железных коней.
Кстати, в отличие от некоторых промзон, где прогуливающихся прохожих днем с огнем не найдешь, рядом с будущим комплексом довольно-таки людно. И не только за счет работников действующих предприятий, но и простых горожан.

- Место, конечно, отличное. Набережная в двух шагах, если выйти на 24-ю линию - обжитая улочка, до метро недалеко. Мне нравится, что здесь не так суетно, как в центральной части Васильевского острова, особенно у метро. Мы с Героем привыкли тут гулять, - поделилась впечатлениями Оксана, поглаживая большую кавказскую овчарку. - Сейчас здесь немного однообразно, магазинов нет, но, говорят, когда жилье построят, многое изменится.

Действительно, на первых этажах квартала «Палацио» появятся магазины, кафе, рестораны, аптеки, пекарни, медицинский центр. Будет здесь и садик на 170 мест.
Одна из ярких черт продуманного редевелопмента - стремление сохранить то, что можно и стоит сохранять. Вот и Setl City планирует реконструировать канатный цех завода «Красный гвоздильщик» с водонапорной башней и заводоуправление Сталепрокатного завода. А еще - восстановить на 25-й линии особняк Шопена. Так что жильцы «Палацио» будут жить в окружении истории.
Что еще дают Санкт-Петербургу проекты редевелопмента?
В 2008 году стартовал переезд корпусов бывшего Института прикладной химии в Петроградском районе на проспекте Добролюбова, 14. Тогда здесь планировалось реализовать масштабный проект «Набережная Европы», сейчас будут строить жилой квартал для судей и работников Верховного суда РФ.
НАБЕРЕЖНАЯ АДМИРАЛТЕЙСКОГО КАНАЛА, 2
рядом с Мариинским театром

Остров Новая Голландия

"Залезть в бутылку" и не только
Новую Голландию, пожалуй, можно назвать самым необычным проектом редевелопмента территорий. Прежде всего потому, что это самый известный рукотворный остров Петербурга.

Его создали еще при Петре Великом, прорыв Адмиралтейский и Крюков каналы. C момента своего основания Новая Голландия принадлежала морским ведомствам. Сначала тут был первый в России военный порт, а позже остров почти полностью был застроен сараями под корабельное дерево, среди которых, по словам историков, стояла деревянная резиденция Петра I. Говорят, императору рабочая атмосфера на острове напоминала Голландию, поэтому за ним и закрепилось такое название.
В советское время на территории Новой Голландии располагались склады Ленинградской военно-морской базы.

Происходящее за высокой аркой, нависающей над водами, было скрыто от глаз горожан и туристов, но остров оставался обязательным пунктом в туристических маршрутах.

Однако иначе как промзоной назвать это уникальное место было нельзя. Хотя серьезного производства здесь никогда не было, территория имела свои нюансы: грязный пруд, заброшенные здания, многие из которых памятники федерального значения, - все это предстояло преобразить. Поначалу мало кто понимал, как это сделать.

Часть территории Новой Голландии еще ждет реконструкции.
В 2004 году все объекты на острове были окончательно переданы Петербургу и объявлен конкурс на реконструкцию. Реальная работа на острове началась лишь в 2010 году. Сначала на территории острова хотели построить новые здания, но потом было решено создать парковую зону, а все коммерческие площади разместить в реконструированных исторических постройках.

Сейчас на острове открыты дом коменданта и бывшая кузня, в которой работает клуб и ресторан, в июле этого года открылось здание «Бутылки» причудливой кольцеобразной постройки, где когда-то размещалась гауптвахта. Говорят, выражение «не лезть в бутылку» пошло именно отсюда.

- «Бутылка» - супер! Жалко только, что не все арендаторы успели сделать ремонт. Зато будет повод заглядывать сюда чаще! - поделилась одна из первых посетительниц обновленной гауптвахты Анна. - Чего тут только нет: и израильский фалафель, и мексиканский буррито, и обычный бургер. Даже рюмочная есть - куда ж без нее! На втором этаже разместились магазины.
Через два года планируется закончить реконструкцию здания складов - трех самых крупных объектов на острове. Сейчас их скрывает забор, но вид и настроение гостям они не портят.

Прогуливаясь по Новой Голландии, сложно представить, что еще несколько лет назад здесь царила разруха, а деревья росли в самых неподходящих местах, например, на крышах заброшенных построек. Сейчас остров напоминает кусочек Европы: аккуратные старинные здания, чистые пешеходные аллеи, прогулочные дорожки, скамейки. Гости острова могут гулять по липовой аллее из более чем двухсот взрослых деревьев. Вырастили их в европейских питомниках, а потом привезли и высадили вдоль Адмиралтейского канала. Кроме них, на острове появилось несколько ив, дубов и ель, которую будут украшать на Новый год.

Летом здесь проходят общегородские фестивали, концерты, мастер-классы, зимой работает каток. В центре острова разместился макет фрегата «Петр и Павел» почти в натуральную величину. Это детская игровая площадка, на которой ребятишки могут ползать по веревочным и деревянным лестницам. Кстати, гостям разрешается ходить по аккуратному газону, а если кто устанет - можно отдохнуть на легких металлических стульях, которые повторяют дизайн мебели из Люксембургского сада в Париже.
Что еще дают Санкт-Петербургу проекты редевелопмента?
В Адмиралтейском районе идет активное освоение земель бывшего завода «Петмол» и прилегающих участков. Несколько жилых комплексов здесь уже построено, часть - в процессе строительства.
УШАКОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
рядом со станцией метро "Черная речка"

ЖК Riverside

Элегантная архитектура и фонтан во дворе
Набережные - это не только лицо Петербурга, но и перспективные территории для редевелопмента «серого пояса».

И, пожалуй, самые сложные. Ведь, кроме стандартных процедур по переносу производства, работы с собственниками участка, застройщиков здесь поджидают и другие трудности. Среди них - неустойчивые прибрежные грунты, жесткие нормы строительства в водоохранной зоне, требования по соблюдению высотных характеристик новой застройки, внешнему виду домов.

Неудивительно, что петербургские набережные преображаются не так быстро, как хотелось бы, потому что позволить себе подобные проекты могут только крупные и благополучные компании.

Пожалуй, один из самых удачных примеров редевелопмента набережных - строительство жилого комплекса Riverside на одной из красивейших набережных Петербурга - Ушаковской, по соседству с престижными Каменным, Елагиным, Крестовским островами. Когда-то здесь был Ленинградский Северный завод, с которого началась история развития отечественной авиационной промышленности. Здесь выпускали ракетные комплексы.
Когда новоселье?

ЖК Riverside полностью построен и заселен, но свободные квартиры в нем еще есть. Например, в продаже просторные пентхаусы с превосходными видовыми характеристиками - сразу на три реки - и выходом на собственную террасу.
Жилой комплекс Riverside уже сдан. И отлично видно, что элегантные корпуса с выразительной архитектурой удачно вписались в окружающую застройку. Комплекс состоит из восьми жилых корпусов: три из них в центре образуют букву «омега», вокруг которой располагаются пять башен.

Поднимаемся на верхние этажи, и от открывшихся панорам Петербурга захватывает дух. Обилие зелени, Большая и Малая Невки, Черная речка, Кантемировский мост, Каменный и Крестовский острова, Строгановский и Лопухинский сады...

Можно представить, какой потрясающий вид здесь ночью, особенно летом, когда разводят Кантемировский мост.
Жители комплекса Riverside, к слову, любят свой дом не только за восхитительные виды и удобное местоположение.

- Я здесь чувствую себя в безопасности, мне очень комфортно, - поделилась молодая мама Оксана. Ее дочке сейчас два годика, и в следующем году малышка собирается в детский сад, который построен здесь же, на территории комплекса. - Все сделано не только красиво, но и очень удобно. А фонтан в центре двора - наше самое любимое место отдыха.
Действительно, даже не скажешь, что буквально в нескольких метрах - одна из основных городских магистралей. На территории тихо и уютно. Взрослые могут прогуливаться, спокойно беседуя, дети играть на многочисленных детских площадках. Машин во дворе нет - для них построен подземный паркинг.

Внутри комплекса также ощущаешь уют: отделка холлов выполнена по авторскому дизайн-проекту в приглушенных тонах.

И уже даже не верится, что всего несколько лет назад в этом районе Ушаковской набережной - в одном из самых живописных мест Санкт-Петербурга - «красовались» лишь заброшенные, полуразрушенные корпуса.

С верхних этажей нового ЖК открываются впечатляющие виды.
Что еще дают Санкт-Петербургу проекты редевелопмента?
Бывший резиновый завод «Красный треугольник» планируется превратить в общественный квартал, видное место в котором займет тематический парк развлечений. Здесь не только реконструируют старые корпуса, но и построят новые здания. Цеха по производству галош переоборудуют под выставочные и концертные залы, разместят в них театры, музеи, клубы, творческие мастерские.
НАБЕРЕЖНАЯ ОБВОДНОГО КАНАЛА, 74 Ц
Креативное пространство «Люмьер-Холл»
Петербург получит самый большой планетарий в мире
Газгольдер Главного газового завода Общества столичного освещения был построен на набережной Обводного канала в 1884 году по проекту архитекторов Вильгельма Бернгарда.

На заводе производили светильный газ, который потом использовали для освещения городских улиц. Для хранения запасов газа кирпичное здание использовали вплоть до начала XX века, когда на смену газовому освещению пришло электрическое.

Долгие годы старинное строение использовалось от случая к случаю, были там и склады и автостоянка. А совсем скоро здесь откроется крупнейший планетарий. Петербург побьет мировой рекорд: сейчас самый большой в мире планетарий - это японский Nagoya City Science Museum. Его диаметр - 35 метров. А наш будет на два метра больше.

Заходим в здание бывшего газгольдера. Внутри полумрак. И пустота. Тебя окружают лишь дореволюционные краснокирпичные стены высотой 20 метров. Поневоле забываешь, что за дверью XXI век. Пока здесь проводятся выставки, а уже осенью планируется установить купол диаметром 37 метров из монолитного поликарбоната, дерева, алюминиевых пластин. Сооружение будет временным, так что никакого вреда памятнику федерального назначения не нанесет. На купол будет проецироваться 40-минутное видео со спецэффектами.

Планетарий будет не только самым большим, но и самым интерактивным. После сеанса с помощью специальных интерактивных стоек зрители смогут самостоятельно вращать купол.

В основном зале установят 48 мощных проекторов, связанных в единую систему. Выставочную зону планируется наполнить различными космическими экспонатами, аттракционами виртуальной реальности и интерактивными стендами. В помещении планетария будет много свободных мест, где смогут отдохнуть как посетители, так и проходящие мимо горожане.
5 вопросов о редевелопменте.

Узнали у экспертов, что нужно делать, чтобы "серые" промзоны в центре Петербурга как можно скорее превратились в пространства для ярких впечатлений и комфортной жизни.

Почему в центре Петербурга так много промзон и что с этим делать?

- Если говорить о Петербурге, то именно здесь - раньше, чем в других частях России, стали появляться промышленные предприятия. К середине 1830-х годов в городе было уже около трехсот фабрик и заводов. Петербургский порт, который находился тогда на стрелке Васильевского острова, стал наиважнейшим в стране. Через него проводилось две трети российской внешней торговли. В ту пору и вплоть до начала XIX века Россия являлась мировым поставщиком металла. Английские корабли ежегодно увозили из Петербурга миллионы пудов уральского железа.
В том, что заводы и фабрики пытаются выводить за пределы Петербурга, нет ничего плохого. Европейские столицы уже давно идут по этому пути.
Там, например, престижно жить в квартире, устроенной, скажем, в бывшем ткацком цеху. Часто такие здания используют под музеи или досугово-развлекательные центры. У нас все по-другому. В отличие от Европы наше государство в процессе редевелопмента практически не участвует.

С точки зрения градостроительной политики наш город только выиграет от вывода промышленных предприятий из центра: земли освободятся под новое строительство, да и внешне город перестанет напоминать «лоскутное одеяло». Но проходить все должно очень осторожно, с участием государства и частных инвесторов, чтобы не был нарушен производственный процесс, а люди, которые трудятся на предприятиях, не остались без работы.
Константин МЕДВЕДЕВ, историк
Какие интересные проекты редевелопмента осуществили за границей?

Доклендс (Лондон). Раньше старые доки были частью Лондонского порта - одного из самых больших портов мира. Попытки дать докам новую жизнь предпринимались почти сразу после их закрытия, хотя потребовалось десятилетие, чтобы большинство планов вышло за рамки бумажных проектов, и еще десятилетие, чтобы наконец закончить перестройку района. За последние тридцать лет население Доклендса увеличилось вдвое, а район стал большим торговым центром и отличным местом для жизни. Большинство старых верфей и складов снесено, некоторые отремонтированы и превращены в жилые дома.

Хафен-Сити (Гамбург).
На территории бывшего порта площадью 155 гектаров построен новый район на сваях. С одной стороны район граничит с центральной частью Гамбурга и расширяет его площадь, а с другой - представляет собой порт, окруженный рекой и каналами, по которым активно передвигается морской транспорт. Хафен-Сити считается элитным районом Гамбурга. Жилье здесь стоит дорого, и пока застроена только западная часть района, то есть выполнено около трети проекта. Полностью реализовать его планируется до 2025 года.

Коп Ван Зюйд (Роттердам).
Район Коп Ван Зюйд - полуостров на южном берегу реки Маас, расположенный напротив центральной части Роттердама. Когда-то здесь был порт, но к 70-м годам прошлого столетия он перестал функционировать, и район постепенно пришел в упадок. В 1986 году власти Роттердама решили реанимировать эту территорию. Ее реновация проводилась в несколько этапов и была завершена в 2000-е. Сегодня это один из самых активных районов города с офисами, гостиницами, культурными объектами и дорогим жильем.
Почему у нас процесс редевелопмента идет медленнее, чем на западе?

- Чтобы редевелопмент был успешным, необходима комплексная стратегия. Участвовать в этом процессе должны не только частные инвесторы, но и государство. Именно так происходит за рубежом. У нас в стране редевелопмент чаще всего идет не по мировым стандартам. Финансовое участие города в проектах освоения бывших промзон сводится к строительству непосредственно городской инфраструктуры - дорог, развязок. Это хорошо, но этого мало. Практически все проекты реализуются на деньги частных девелоперов, но это очень дорогое удовольствие, поэтому таких проектов мало и идут они медленно.
Если говорить о конкретных проблемах, которые мешают преображению промзон, то прежде всего это законодательная база - согласование проекта может длиться годами.
Часто участки на территории промзоны принадлежат разным собственникам, и договариваться об освобождении площадей приходится с каждым из них. Если на участке располагалось вредное производство, необходима дорогостоящая процедура рекультивации. Другими словами, редевелопмент промзон требует плотного государственно-частного партнерства.
Сергей БЕЛОЗЕРОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предпринимательства Института предпринимательства и правоведения
Сколько жилья можно построить в Петербурге благодаря редевелопменту?

- По нашим данным, около 40 жилых комплексов из 225 реализуемых в настоящее время на первичном рынке в обжитых районах Петербурга - это порядка 18 процентов - являются площадками редевелопмента. За последние 5 лет - с 2012 по 2016 год - проекты редевелопмента значительно увеличили свою долю на рынке: с 7 до 32 процентов в структуре спроса, с 12 до 29 процентов в структуре вывода на рынок новых объектов. За это время в продажу вышло 3,5 миллиона квадратных метров в проектах редевелопмента (из 13,1 миллиона квадратных метров, поступивших в продажу в обжитых районах).
Таким образом, сегодня в обжитых районах Петербурга каждая третья квартира реализуется в проекте редевелопмента.
При этом максимально проекты редевелопмента представлены в сегменте «комфорт» жилья массового спроса. Редевелопмент - очень сложный процесс. Высокая стоимость подготовки участков, жесткое охранное законодательство, перенос действующих предприятий, множество охраняемых объектов ставит под вопрос преображение даже самой перспективной городской территории. Дать толчок вперед может лишь комплексная стратегия развития «серого пояса». Иначе город будет хаотично и точечно застраиваться жильем, а кое-где будут появляться огромные спальники. Не думаю, что для центра Петербурга это хорошо.

Ольга ТРОШЕВА, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость»
В каких районах Петербурга редевелопмент идет активнее всего?
Какие районы Петербурга особенно ждут редевелопмента?

- Активнее всего редевелопмент ведется в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном и Петроградском районах. И это понятно. Но больше половины земель, которые также нуждаются в редевелопменте, находятся в Невском, Калининском, Кировском и Московском районах. Много перспективных промтерриторий находится за Обводным каналом и на Выборгской стороне. Например, Октябрьская набережная - одна из самых крупных промзон.
В редевелопменте нуждается подавляющее большинство городских набережных.
На левом берегу Невы, участок между Володарским мостом и мостом Александра Невского, до сих пор находятся действующие предприятия, вывод которых хоть и планируется, но без конкретных сроков. На правом берегу Невы своего часа ждут Свердловская и Синопская набережные.
Редевелопмент - очень сложный процесс. Высокая стоимость подготовки участков, жесткое охранное законодательство, перенос действующих предприятий, множество охраняемых объектов ставит под вопрос преображение даже самой перспективной городской территории. Дать толчок вперед может лишь комплексная стратегия развития «серого пояса». Иначе город будет хаотично и точечно застраиваться жильем, а кое-где будут появляться огромные спальники. Не думаю, что для центра Петербурга это хорошо.

Сергей ИНОКОВ, социолог-урбанист, кандидат социологических наук
Петербург - один из самых красивых городов планеты. Решить проблему "серого пояса" - значит, сделать его еще прекраснее для туристов и удобнее для жителей.
Текст: Любовь Холопова.

Фото, видео, иллюстрации: Александр Глуз, Олег Золото, Лариса Маматова, Глеб Смирягин, фотобанк "Лори", компания Setl City.

Верстка: Лариса Маматова, Светлана Соколова.
Made on
Tilda