С 1 октября правительство обещало всем бюджетникам страны начать платить зарплаты по-новому. Но скоро вскрылся подвох: богаче учителя и врачи не станут. Теперь под натиском Госдумы и профсоюзов реформа откладывается в долгий ящик. Пострадают от этого только бюджетники - те, за чьи интересы так боролись...
- Евгений Шлемович, в спорах о реформе системы оплаты труда бюджетников сломано немало копий. А теперь она вообще откладывается?
- Пока официальных указаний на этот счет ни президент, ни премьер не давали. Но концепцию реформы активно критиковали думские центристы. Недавно они встречались с Владимиром Путиным и после заявили, что в этом году реформы не будет. Скорее всего, такое решение уже принято.
К тому же пока спорили, время оказалось упущено. И даже если сейчас соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму, учитывая настрой депутатов, они просто не успеют его принять в срок.
- Против чего же так бескомпромиссно настроены депутаты и профсоюзы?
- В том, что от Единой тарифной сетки (ЕТС), по которой сейчас начисляют зарплаты бюджетникам, нужно отказываться, не сомневается никто. Это железобетонная конструкция, где все ужаты и практически уравнены в зарплате - от уборщицы до директора.
Мы предлагали все отрасли и - главное - регионы отпустить на волю. Вот тут-то и столкнулись с непониманием. Кто-то запустил "утку", что федеральные власти берут на себя гарантии лишь минимального размера оплаты труда - 600 рублей каждому специалисту, а остальное, мол, во власти регионов.
- А разве это не так?
- В проекте было четко записано, что зарплаты бюджетников не могут быть ниже, чем по состоянию на 1 января 2003 года. Так что понизить зарплату никто не имел права, повысить - пожалуйста! Для чего это нужно? Простой пример: в школах в глубинке не хватает учителей. Какой резон им туда ехать, если в городе зарплата такая же? А если бы районный глава мог предложить большие деньги, специалисты бы поехали.
- А где же они возьмут деньги на это?
- Действительно, сейчас до 60 процентов налогов поступает в федеральный бюджет, и регионам, особенно слабым, трудно найти средства на прибавки. Но реформу оплаты труда нельзя отрывать от других преобразований. Сейчас начинается реформа межбюджетных отношений, налогов в областной казне будет оставаться больше, так что деньги на прибавки у регионов непременно будут.
- А почему индексировать зарплаты было решено только в 1,33 раза, ведь с последнего их повышения жизнь значительно подорожала?
- Именно на такую прибавку были запланированы средства в федеральном бюджете. Это действительно маловато. Чтобы прибавки были более-менее ощутимыми для всех, новую систему оплаты труда нужно вводить с одновременной индексацией в 1,7 - 1,8 раза.
- А будет ли такая возможность в будущем году? Сейчас заговорили о том, что мировые цены на нефть упадут, и нам всем придется туже затягивать пояса.
- Бюджет на 2004 год пока на самых ранних стадиях разработки. Какая там будет предусмотрена индексация и будет ли она вообще, сказать трудно. Ясно одно - реформа откладывается в лучшем случае до 2005 года. Так что пока мы остаемся с ЕТС, а именно в ней, как я считаю, главная причина низкой оплаты труда бюджетников. Теперь многие депутаты хватаются за головы: "Ой, что же мы наделали!"
- С реформой не получилось. Так на что же все-таки рассчитывать бюджетникам в этом году?
- 1 октября будет обычная рядовая индексация ставок и окладов в 1,33 раза, наподобие тех, какие были на протяжении последних лет. В федеральном бюджете на это предусмотрено 10,6 миллиарда рублей и еще порядка 27 миллиардов понадобится найти регионам.
- А они найдут?
- Об этой индексации было известно еще в конце прошлого года, так что необходимые средства в своих бюджетах они должны были предусмотреть или затребовать трансферты и субсидии.
- Значит, задержек зарплат не будет?
- Я надеюсь, что это будут исключительные случаи.
ЦИФРА
2,7 млрд. рублей задолжали работникам социальной сферы бюджеты всех уровней.По данным Госкомстата РФ.
ВЗГЛЯД ИЗ ГОСДУМЫ...
Александр ШИШЛОВ, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке:В долгий ящик откладывать нельзя
- Ситуация складывается так, что работа над новой системой оплаты труда в правительстве практически приостановлена. Это приведет к тому, что средства на переход к отраслевым системам оплаты труда попросту не будут заложены в бюджет-2004. А оставлять бюджетников заложниками Единой тарифной сетки дальше уже нельзя - это и уравниловка, и низкие зарплаты.
Но есть два момента, на которых наш комитет будет настаивать в любом случае. Во-первых, переходить на отраслевые сетки нужно с одновременной индексацией уровня оплаты труда как минимум в два раза. Во-вторых, должны быть сохранены федеральные гарантии минимальных ставок и окладов.
...И ИЗ ПРОФСОЮЗОВ
Галина СТРЕЛА, секретарь Федерации независимых профсоюзов России:Утром - деньги, вечером - все остальное
- По-моему, реформы затеяли не с того конца. Правительство говорит: мол, скоро пересмотрим межбюджетные отношения, и деньги в казне регионов будут. Вот это и нужно обеспечить в первую очередь, а уж потом смотреть, отдавать губернаторам право регулировать зарплаты бюджетников или нет.
В 1997 году федеральная власть уже свалила на плечи краев и областей исполнение Закона о социальной защите населения. И что мы имеем сейчас? Он практически нигде не работает.