Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество1 сентября 2005 19:03

Беслан. Вчера: В Осетии - траур, в Ингушетии - праздник...

Корреспонденты «КП» побывали в поселке Пседах, под которым боевики готовились к броску на Беслан

Странное дело, кого ни спросишь, все в Осетии твердят: «Не будем мы воевать с ингушами. Кому мстить? Таким же детям и женщинам? Съездить в Ингушетию? Да ездим мы в эту Ингушетию!» Когда же дошло до дела, водителя-осетина, готового съездить в Ингушетию за хорошие деньги, мы не нашли. Только под вечер обнаружился шофер с грузовичком. Но наутро водила позвонил и сообщил: машина «не завелась». Бывает. Поехали до Черменского круга - площадки на границе двух враждующих республик. Там пересели в ингушские «Жигули» 1974 года выпуска. Всю дорогу до поселка Пседах мы видели, как по обочинам к школам шли дети с цветами...

Директрису школы № 1 избили

В эти минуты от развалин школы № 1 в Беслане к кладбищу потянулась бесконечная траурная процессия. Необычная тишина. Постаревшие за год на 20 лет женщины даже не плачут. Они молча сидят на могилах, уставившись в одну точку. Многие предпочли провести сегодняшний день в самой захваченной школе.

В 10 утра сюда пришла бывшая директор Лидия Цалиева. Случилась безобразная сцена. На нее стали кричать: «Сволочь, убийца, зачем ты сюда пришла?» Несчастную женщину обступили несколько матерей и начали бить. Цалиеву буквально спасли и вывели на улицу милиционеры и районный прокурор.

Минуты молчания в Пседахе не было

Школа в Пседахе стоит на горе, в окружении ярко-желтых холмов. Во дворе налаживали аппаратуру к праздничной линейке. Мы вздрогнули: вспомнили такую же парту напротив дымящегося спортзала в Беслане. Под этой партой валялись раздавленные гвоздики, разбитый фотоаппарат и грязный школьный фартук в крови. Мы поднялись к директору Марьят Картуевой. Нас она встретила с каменным лицом. Но про Беслан заговорила сама:

- Вы знаете, что наша школа - побратим бесланской школы? Не удивляйтесь, мы раньше лагеря интернациональной дружбы устраивали. У нас даже учительница-осетинка работала! Правда, после 1992 года так к нам и не вернулась... А про Беслан скажу так: если бы мой сын в этом захвате участвовал, я бы его сама отволокла в милицию!

- Минуту молчания будете устраивать?

Директриса отрезала: «Не запланировано»... До линейки оставался час. Мы пытались разговорить отцов, которые привели детей. Бородач в зеленой шапочке процедил: «За осетинами много грехов. Аллах дал им возможность искупить грехи жертвой. А вы откуда приехали? Из Осетии? Почему именно в эту школу? Зачем?» Разговор стал накаляться. Мы поняли: нас приняли за осетинских шпионов, которые присматривают школу для ответной мести. Слухи о том, что после годовщины траура бесланцы начнут мстить, циркулировали по обе стороны границы. Мы решили пока сесть в машину. Но наш водитель-ингуш сразу отошел на приличное расстояние, показывая: если что, он вмешиваться не будет. Потом появился глава сельской администрации Адам Тиев. Он проверил у нас документы. Говорил вежливо. От него мы узнали, что Малгобекский район самый спокойный в республике. А еще их поселок Пседах самый безопасный, потому что в нем никогда не давали селиться «пришлым» - чеченцам. Осетин и русских он не стал упоминать из деликатности. Действительно, лучшее решение межнациональных проблем - отсутствие иных национальностей. Наконец, у нашей дряхлой машины с визгом затормозил милицейский «козелок». И нас под конвоем повели в Малгобек. То, что мы не ваххабиты и не осетинские лазутчики, установили быстро. Сотрудник ФСБ связался с Лубянкой в Москве. Затем нас посетил замминистра МВД Ингушетии Апти Халухаев:

- Чего вас в Малгобекский район понесло? А если бы с вами стряслось что? Тут, кроме криминала, чего только нет.

- И ваххабиты есть?

- Все есть. А в Осетию я езжу часто. С их милицией в связке работаем, потому что враг у нас один и национальности он не имеет. Больше по школам не ходите, а то опять задержат, у нас все здесь на взводе.

Цена ответственности - 1000 рублей

Зато на обратном пути мы увидели совсем иную картину. Нас не хотели пропускать в Осетию. Милиции не понравилась ссадина на щеке одного из корреспондентов, и здоровенный лейтенант начал разводить нас на «бабки».

- А вдруг вы в Ингушетии кого-то убили и к нам прятаться едете? Вон следы драки! С велосипеда упали? Так не падают! Сейчас вызовем машину и поедем в РОВД разбираться.

Подчиненный поддакивал старшему.

- Нельзя их отпускать просто так, мало ли что. Я вот не возьму на себя такую ответственность.

Как выяснилось позже, ответственность стоила недорого - всего 1000 рублей (500 оказалось все-таки мало).

Все тут бесполезно?

Спустя полчаса полпред президента в Южном федеральном округе вышел на улицу после встречи с комитетом «Матери Беслана». Разговор был тяжелый - и без того смуглое лицо полпреда почернело. Дмитрий Козак ничего комментировать не стал. Только в сердцах махнул рукой.

- Все это бесполезно! Бесполезно. - И сел в машину.

Мы сами видели - бесполезно. Только что, на пограничном посту. Если так будет и дальше, Беслан обязательно повторится, только в другом месте и под другим названием.

СКОРБИМ

Путин помолчал

Президент России вчера не приехал в Осетию. Он пригласил матерей погибших в Беслане детей на сегодня, 2 сентября, в Москву. Но вчера в стенах Кубанского аграрного университета он объявил минуту молчания:

- Сегодня миллионы людей у нас в стране и за рубежом, у кого есть сердце, вспоминают о кошмаре, который случился в Беслане.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Америка тоже соболезнует

Горе бесланской трагедии разлито в эти дни по всему миру. В США, где сентябрь теперь тоже «черный» месяц (11 сентября - годовщина атаки Аль-Каидой небоскребов в Нью-Йорке), сделали заявление. «Американские граждане выражают глубокие симпатии России, вспоминая детей, их семьи, учителей, которые погибли от рук террористов, совершивших жестокое нападение в Беслане, - объявил вчера официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак. - Злодеяние в Беслане и другие теракты требуют от всего цивилизованного мира объединения усилий во имя ликвидации угрозы. США подтверждают готовность сотрудничать с народом России в борьбе с терроризмом».

Снова шоу Басаева

В руки агентства Associated Press попала видеозапись, проливающая свет на бесланский теракт. На ней - подготовка боевиков к захвату школы. Пленка террористам была нужна для отчета перед спонсорами. Записана она на арабском языке, и можно уже догадаться, откуда бандиты взяли деньги на поход в Беслан. Главные роли в кадре исполняют Шамиль Басаев, эмиссар Аль-Каиды Абу-Дзейт и главарь террористов, захвативших школу № 1, Руслан Хучбаров по кличке Полковник.

Самый красноречивый план видеозаписи: Басаев с Абу-Дзейтом смеются, поднимая большой палец, - «все хорошо».