Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество9 февраля 2006 22:00

Уходили в запой «партизаны»

Нашего корреспондента Алексея МАТВЕЕВА призвали на военные сборы. Хоть отдохнул
Источник:kp.ru
Автомат Калашникова - основное армейское стрелковое оружие - «партизанам» давали только подержать  и сфотографироваться.

Автомат Калашникова - основное армейское стрелковое оружие - «партизанам» давали только подержать и сфотографироваться.

Получив законную отсрочку до 27 лет (по семейным обстоятельствам) и перешагнув этот магический для каждого призывника рубеж, я было думал, что мои познания о военной службе навсегда ограничатся рассказами отслуживших товарищей и телесериалами. Но возник на пороге квартиры хмурый человек с повесткой из военкомата. Я попался! К счастью, всего лишь на военные сборы - в моем комиссариате выполняли очередной план по «запасникам».

Вот так, взяли и оторвали от семьи, работы. Жена всплакнула на груди и попросила особо не геройствовать - на амбразуры не ложиться и на таран без особой нужды не ходить. Из 32 «запасников» (чаще нас называют «партизанами». За внешний вид, пожалуй), прибывших на сборы, не было ни одного сотрудника крупного или известного предприятия. Только я. Все мои «сослуживцы» работали в небольших частных компаниях в основном водителями, вступиться за них перед военкомом было некому. Да и незачем - набрать новых шоферов на освободившиеся рабочие места не составит труда.

Инструктаж и напутственные речи витиеватостью не отличались.

- Бойцы! - раздалось с крыльца, едва я успел втиснуться в телогрейку. - Бросай курить и по машинам!

Военком в чине подполковника с пачкой военных билетов в руках показал на замурзанный автобус.

«Партизан» без водки не бывает

По давней армейской традиции одели нас кое-как. Нам полагалась военная форма «второй категории». То есть поношенная, но не сильно. Первые несколько человек, вышедших со склада, получили камуфляж с еще различимой защитной расцветкой, но дальше пошли уж совсем выгоревшие от времени робы. Их изначальный цвет определить было невозможно.

Мне повезло. Трусы достались новые. Большинство из «партизан» отоварили застиранными до предательских просветов! Ну что с такими делать? Не выбрасывать же! Фетишисты-каптерщики спросят потом по ведомости.

После отбоя на первом военсовете решили уничтожить запасы скоропортящихся продуктов, которыми нас обильно снабдили жены, матери и подруги. Как ни странно, сумки так и не подверглись обыску. Поэтому самым ходовым скоропортящимся продуктом была водка. У солдат-срочников текли слюни. С нашего стола им отправили щедрую посылку. Такому пиру позавидовали бы участники исторической встречи на Эльбе.

Служим от казармы до обеда

«Ты теперь в армии, сынок, и этим все сказано», - пел ансамбль «Статус Кво». «Рота, подъем!» - В шесть утра дневальный проорал эту фразу не хуже солиста знаменитой рок-группы. Свет, ударивший в глаза, подбросил меня в воздух. Где тут спичка, за время горения которой я должен одеться и встать в строй? Выяснилось, что такой дурак я один. Остальные лишь плавно перевернулись на другой бок. Тут я начал понимать, что моя служба все-таки несколько отличается от той, про которую рассказывали друзья. Наш куратор-подполковник потом долго тряс каждого за плечо и уговаривал встать и отдать родине остатки воинского долга. Выгнать нас на зарядку он даже не пытался. Нас и на завтрак построить - проблема. В колонну «по четыре» три десятка человек собирались минут пять.

Впечатлительным армейская столовая противопоказана. Угадать по запаху, чем кормят, невозможно. Точно можно сказать одно - будет невкусно. Может, я и привереда, но блюдо из воды, картошки и мокрых капустных листьев выделению слюны не способствует. Похмельные сослуживцы решили, что «поправиться» тут нечем, и вяло ковыряли ложками розданную нам жижу. Вплоть до команды «Строиться на улице!». На этот раз она была встречена с нескрываемым облегчением. Куратор-подполковник опять пересчитал нас и жалобно спросил: «Четырежды восемь - двадцать восемь. Где еще четверо?»

Рота зашушукалась.

- Товарищ подполковник, так восемь на четыре вроде 32 всегда было, - высказался умник из глубины строя. Это Сабонис - неунывающий весельчак. Именем известного баскетболиста его назвали за высокий рост.

- Разговорчики в строю! Шагом марш! - успокоилось начальство.

А за обедом - о чудо! - в тарелку каждому из нас положили по куску мяса. Позже выяснилось, что кладут его из отдельной пятилитровой офицерской кастрюльки, и для голубых пластмассовых тарелок солдат оно не предназначено.

После обеда служба неожиданно кончилась. Мы пошли отдыхать.

4 утра. Господи, как можно спать при таком храпе?!

Первые потери

Сегодня у нас занятие. Тема: «Защита от оружия массового поражения». Майор рассказывает нам об ужасах ядерной войны, которые он основательно подзабыл со своего военного училища. Сам не рад такой лекции. Мы из вежливости делаем вид, что слушаем. Хотя всем нам известно: случись что - применить эти знания никто не успеет. Да и не наша это задача.

После ужина весь состав «партизанской» роты штурмовал близлежащие магазинчики и ларьки. На территории секретной части их развелось великое множество. Звеня бутылками различных калибров и крепости, мы вернулись в расположение нашей роты. Увидев, чем набиты наши сумки, дневальный прокричал: «Рота, смирно!» (так приветствуют большое начальство) - и получил за это бутылку водки. Наш «второй ужин» не прерывал даже дежурный по части. У него работа, у нас - повинность.

Утром двое из нас так и не встали с коек. Отец-подполковник, увидев два пахнущих перегаром тела, лишь грязно выругался и приказал дневальным поддерживать порядок в казарме. На этом воспитательная работа закончилась.

Идет солдат по городу

Ура! Только что нам объявили, что отпускают в увольнение на два дня. Пусть мы и прослужили всего 96 часов, но у каждого дома семья и масса дел. Сидя в «комнате досуга» (ранее называвшейся Ленинской), мы под диктовку подполковника пишем: «Обязуюсь не нарушать общественного порядка, не употреблять спиртных напитков и наркотических средств». Это формальность, но юридически все правильно - 10 дней мы военные люди, пусть и с паспортами в карманах. Если натворим за это время бед, то отвечать придется армии. А этой бумагой мы вроде берем ответственность на себя. Вечером мы собираемся у ближайшего магазинчика, чтобы отметить грядущий отпуск.

Ура - нам «дали стрельнуть»

Сразу после отпуска нас «выдернули» на стрельбы. Из пистолета. Хотя по штатному расписанию в военное время ни одному из нас это оружие не полагается.

Выдали по три патрона. Мало, конечно. Можно было даже не прицеливаться. Кто же попадет в мишень после двухдневной пьянки дома? Единственное попадание в край мишени обмывали всю ночь.

Присяга - это святое

О присяге (на военной кафедре я ее так и не принял) совсем забыл. И вдруг команда: «Строиться! Ремни и сапоги обязательно!»

- Солдаты и сержанты! - Перед строем вышагивает наш куратор. - Сегодня два ваших товарища принимают военную присягу. Прошу всех привести себя в подобающий вид! Ну, пожалуйста! - уже не по-военному добавляет командир, и нам становится совестно. Что мы, не люди?

Меня окружили отцовской заботой. Кто-то поправил ремень автомата - чтобы не резал шею; кто-то посоветовал придерживать оружие за цевье, когда буду расписываться в алой папке. Все преобразились. Заправленные и подтянутые, мы впервые за 9 дней выглядим солдатами. Только патлы из-под шапок выглядывают.

- Я, Матвеев Алексей Витальевич, торжественно присягаю на верность своей Родине - Российской Федерации... - Пожалуй, я так не волновался с того дня, когда вступал в пионеры.

Не успел я встать в строй, как со всех сторон посыпались намеки. На ужин мы шагали, уже «отметивши»...

Домой!

...«Мужики! Последняя ночь - надо отметить!» - закричал кто-то накануне «дембеля». По кругу пошла шапка. Собирали на проституток, но выяснилось, что за время службы мы поиздержались. Даже на нормальный банкет не хватало. Помогли офицеры. Спасибо им! А еще говорят, что они черствы к солдатским чаяниям.

На завтрак вышла половина роты. Участники оргии спят мертвецким сном. После столовой забираем у каптерщика свои гражданские вещи, переодеваемся и идем сдавать форму. Оставить камуфляж на память об армии не позволили. А ведь именно в нем я еще меньше суток назад принимал присягу.

Осталось получить деньги. Вся рота выстроилась у канцелярии. Я расписываюсь в ведомости. За 10 дней безделья государство мне заплатило 438 рублей 20 копеек. Символическая плата за символическую службу.

СТАТИСТИКА «КП»

Во время военных сборов я выстрелил из пистолета Макарова три раза (попал в мишень один раз).

Прослушал 5 лекций (не запомнил ни одну).

Маршировал по плацу 10 минут.

Подтянулся на турнике 15 раз (рекорд роты).

За 10 дней военных сборов Министерство обороны потратило на меня 1432 рубля 80 копеек (питание, постельное белье, коммунальные услуги - 100 рублей в день, 438 рублей 20 копеек - денежное довольствие).

За то же время на выпивку и нестроевые излишества я потратил 4000 рублей (жена узнает - убьет!)

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Сборы - это просто пьянка на свежем воздухе

Сборы так называемых «партизан» (запасников) еще в советские времена были чем-то вроде всенародного посмешища. Как тогда говорили: «Та же коллективная бухаловка, но на полигоне». Десятки тысяч здоровых мужиков военкоматы переодевали в армейскую форму и отправляли в лагеря. А там - жалкое подобие армейских порядков и бесконечный нетрезвый кураж на занятиях с офицерами, которые сами стеснялись бессмысленности происходящего. Как видим, ничего не изменилось. Хотя все эти «партизанские» сборы нам на полном серьезе преподносят как важнейшую государственную задачу по отработке мобилизационной готовности страны на случай войны. Более того, на это из военного бюджета отваливаются десятки миллионов рублей. Но из-за того, что армия как не умела, так и не умеет с пользой для дела расходовать их, гигантские средства тратятся впустую. К тому же средства эти нередко просто исчезают, из-за чего запасники не обеспечиваются во время сборов даже минимально необходимым. Тут стоит вспомнить, как прошлой зимой на одном из полигонов «партизаны» учинили бунт из-за того, что их заставили жить в промерзлых палатках и не обеспечили теплой одеждой.

Как тут не понять возмущение людей, которых государство на полмесяца отрывает от семей и работы, возмещая это жалкой полутыщей рублей. Только недавно по настоянию Комитета Госдумы по обороне эту сумму увеличили. Но саму проблему бестолкового времяпровождения запасников на сборах это не решило. Хотя справедливости ради стоит сказать, что в некоторых военных округах (например, в Северо-Кавказском) командование сумело наладить полезную боевую учебу «партизан». Опыт северокавказцев уже сейчас надо использовать на всю катушку - скоро в нашей полупрофессиональной армии призывники будут служить лишь год, а потому государству потребуется вдвое больше подготовленных резервистов. Подготовленных на случай войны, а не для пьянок на чистом воздухе...

Виктор БАРАНЕЦ, военный обозреватель «КП»

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН

Кого могут призвать на сборы...

По Закону «О воинской обязанности и военной службе» на военные сборы могут быть призваны граждане, находящиеся в запасе (фактически любой мужчина в возрасте до 50 лет).

Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев. Общая продолжительность сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. На военные сборы не имеют права призывать чаще, чем раз в три года.

...и кого не могут

Женщин. Родителей троих и более детей. Сотрудников «силовых» ведомств. Авиаторов, железнодорожников, моряков (в том числе техперсонал) и рыбаков. Граждан, занятых на посевных и уборочных работах. Преподавателей и студентов (в том числе заочников). Врачей из сельской местности. Депутатов. Граждан, освобожденных от сборов военным комиссаром (требуется уважительная причина).

С полным списком категорий граждан, имеющих право на освобождение от военных сборов, можно ознакомиться на интернет-сайте: http://www.voenkomat.ru/

Как вы думаете, что делать с «партизанами» - упразднить этот институт или наладить обучение? Позвоните нам в понедельник, 13 февраля, с 11 до 13 часов по телефону 257-53-21, или пишите на электронную почту: alles@kp.ru, также вы можете оставить свои отклики на нашем сайте.