Сегодня 30 Августа
Погода за окном

14°C

Тайна «Дороги жизни»Комментарии: 11

Известная трасса, проложенная по льду Ладожского озера, была не единственной, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землей
Вчера исполнилось 65 лет с начала самой страшной войны в истории России. Однако до сих пор многие тайны этой битвы остались неразгаданными. Одна из них связана с блокадой Ленинграда. Конкретно - с легендарной военно-автомобильной дорогой № 101. Или «Дорогой жизни». Ее загадки попробовал раскрыть наш корреспондент вместе с телепрограммой Первого канала «Искатели».
 
В «Разорванном кольце»
 
Всех туристов, желающих познакомиться с «Дорогой жизни», везут в поселок Кокорево на берегу крупнейшего в Европе Ладожского озера. Здесь стоит монумент «Разорванный круг». И тут же на карте проложен официальный маршрут ледовой трассы - из Кокорева на другую сторону Ладожского озера, в Кобону, - единственная ниточка, связывающая Ленинград с Родиной. Так же написано в школьных учебниках по истории.
 
Однако существуют мифы, связанные с тем, что «Дорога жизни» проходила не там, где она указана. Или что таких дорог на льду Ладожского озера имелось несколько. Например, в среде «черных следопытов» давно существуют легенды о неких тайных забытых складах с оружием и продовольствием для блокадного города. Мол, расположены они не в Кобоне и в пунктах официальной «Дороги жизни», а гораздо севернее.
 
С одной стороны, мысль о существовании нескольких «Дорог жизни» выглядит фантастически. Но с другой... Если сопоставить все известные факты, то получится, что тот маршрут, о котором пишут в учебниках и туристических проспектах, не мог бы справиться со всем потоком грузов, идущих с Большой земли в Ленинград и обратно.
 

Сначала на таких самолетах пришлось облететь Ладожское озеро, чтобы найти места затонувших грузовиков.
Сначала на таких самолетах пришлось облететь Ладожское озеро, чтобы найти места затонувших грузовиков.
Арифметическая неувязка
 
В первую зиму осады, 1941 - 1942 годы, ледовая трасса существовала 150 дней - с 22 ноября по 24 апреля. За это время, по официальным данным, в город привезли 361 тысячу тонн грузов, для наглядности - более 6 тысяч товарных вагонов. В основном продовольствие, топливо и сырье для заводов. Значит, в среднем за сутки в Ленинград по льду Ладожского озера доставляли по 2400 тонн жизненно необходимых городу. Ведь своих запасов там практически не было - Ленинград жил только за счет непрерывного ежедневного снабжения с Большой земли.
 
На ледовой трассе в основном работали знаменитые полуторки - ГАЗ-АА. С грузоподъемностью, как понятно из прозвища, всего полторы тонны. Плюс полтонны можно было нагрузить на подцепленные сзади сани-волокуши. Итого: две тонны за рейс. Получается, что озеро должны были ежесуточно пересекать (не забудьте, туда и обратно) 1200 машин!
 
Не много ли для трассы, проложенной по льду озера? И это при том, что:
 
- первое время машины ходили только по ночам, опасаясь немецкой авиации;
 
- в конце осени 41-го и весной 42-го по тонкому льду машины нагружали не полностью - рейсов нужно было делать больше;
 
- кроме полуторок, по ледовой дороге ходили автобусы, вывозящие ленинградцев на Большую землю. За первую зиму на грузовиках и автобусах были эвакуированы более полумиллиона человек;
 

Потом удостовериться, что на дне лежат машины времен Великой Отечественной.
Потом удостовериться, что на дне лежат машины времен Великой Отечественной.
- с Путиловского завода по Ладоге перебрасывали танки для фронта. Тяжелые машины шли своим ходом, но для снижения веса с них снимали оружейные башни.
 
Такой нагрузки долго не выдержал бы никакой лед.
 
Грузовики тонули вдали от трассы
 
Известно, что за время блокады на ледовой дороге было задействовано четыре тысячи автомобилей. Каждая четвертая, а это тысяча машин, «не вернулись из рейса» - провалились под лед или были расстреляны немецкими самолетами. И до сих пор моряки и летчики, летающие над озером, сообщают, что в тихую погоду в прозрачной воде видны остовы этих машин. Но, что интересно, увидеть их можно вдали от официальной трассы дороги. Как они туда попали?
 
Одно объяснение такое: есть документы, что не все водители на ледовой дороге честно выполняли свой долг. Были герои, но были и такие, которые, съехав с трассы, вспарывали мешки с продовольствием, отсыпая часть продуктов. Вот машины негодяев и проваливались под лед не на основной трассе. Но все-таки случаи воровства были единичны. Да и замерзшее Ладожское озеро - не заасфальтированная площадка, где можно рулить в любую сторону. К тому же затонувшие машины находят в десятках километров от основной трассы. И счет их идет на сотни. Так что «воровская» версия не проходит.
 
Если завтра война...
 

Цепочки утонувших машин привели к базам дороги № 101 на суше. Ведущий «Искателей» Андрей И стоит на железной дороге времен блокады в поселке Леднево.
Цепочки утонувших машин привели к базам дороги № 101 на суше. Ведущий «Искателей» Андрей И стоит на железной дороге времен блокады в поселке Леднево.
- Безусловно, «официальный» маршрут Кокорево - Кобона существовал, - рассказывает ведущий программы «Искатели» Андрей И. - Есть множество воспоминаний участников тех событий - водителей, беженцев. Но, собирая сведения о затонувших машинах, мы четко поняли: на Ладожском озере были и иные дороги. Начали искать карты и документы военных времен. И тут выяснилась поразительная вещь. Все эти документы если и не засекречены, то хранятся в архивах, доступных лишь немногим «избранным» специалистам. Словно еще со времен СССР никто не хотел раскрывать всех тайн «Дороги жизни». Может быть, на случай очередной войны, если бы Ленинград опять оказался в осаде.
 
Не дорога, а транспортный узел!
 
Найти подтверждение того, что «Дорог жизни» существовало несколько, можно было лишь одним способом, обследовав Ладогу. В пригороде Питера в частном аэроклубе загружаемся в два миниатюрных Як-18. И на этих самолетах летаем над Ладожским озером.
 
- Вот здесь машина, там, еще одна... - показывает пилот.
 

После Ладожского озера «Дорога жизни» шла через леса и болота. И ее фрагменты сохранились до наших дней.
После Ладожского озера «Дорога жизни» шла через леса и болота. И ее фрагменты сохранились до наших дней.
На дне озера действительно видны какие-то темные пятна. Но признать в них затонувшие более 60 лет назад грузовики очень сложно. Пилот же уверяет, что это точно машины военных лет. В результате так и оказывается. Через несколько дней водолазы спускаются на дно в нескольких указанных точках и делают снимки наших полуторок. Наносим все обнаруженные объекты на карту. Похоже, все авто двигались по определенным маршрутам, которые начинаются и заканчиваются у реальных населенных пунктов по берегам Ладоги: поселков Ладожское озеро и Морья на западном берегу и Леднево - на восточном. Предположение, что здесь когда-то существовали забытые трассы со съездом-выездом на озеро, с блеском подтверждается - в лесах еще видны просеки дорог. В Ледневе, кстати, были обнаружены следы заброшенной железной дороги. Эти факты никто не скрывает, но почему-то и не афишируют.
 
Ледовых трасс все-таки было несколько. И на это существовали разумные причины.
 
Боялись немецких самолетов
 
В первую блокадную зиму превосходство немцев в авиации было подавляющим. Зная координаты «Дороги жизни», фашисты могли регулярно бомбить ее. Поэтому приходилось скрытно прокладывать все время новые пути.
 
Первые трассы были проложены ближе к берегу, но по мере того, как лед крепчал, новые дороги прокладывали дальше к центру озера.
 
Не выдерживал лед
 
По свидетельствам очевидцев, по одной колее на трассе могло пройти не более 60 - 70 машин. После этого лед терял прочность и трассу приходилось закрывать - на время, пока лед не нарастет снова.
 
Тайно построили железную дорогу
 

Для более надежного снабжения блокадного города в начале 1942 года к восточному берегу Ладоги была проведена железная дорога. Объем перевозимых грузов увеличился. И на побережье решили устроить еще несколько станций - складов для перегрузки продовольствия из вагонов в машины. Например, в поселке Леднево. А оттуда и был проложен еще один, самый северный из известных ныне маршрутов «Дороги жизни». Которая на самом деле была хитро придуманным гигантским транспортным узлом. Трасса постоянно менялась. Одни участки закрывали на недели и месяцы, укатывая в это время другие. Тракторы, разгребая торосы, расчищали новые трассы. За состоянием уже существующих участков дорог следили тысячи людей, которым приходилось жить прямо на льду. Они ставили вешки в опасных местах, строили деревянные настилы, заливали трещины. Всего же на обслуживании и эксплуатации «ледовой дороги» работали около 300 тысяч человек.. И в реальности подвиг их гораздо внушительнее, чем можно представить по нескольким строчкам школьных учебников.
 
 
 
КСТАТИ
 
Осенью 1941 года при обсуждении проектов дороги профессор А. Н. Бутников предложил пустить по Ладоге... троллейбусы:
 
«...Не исключена возможность устройства троллейбусной линии, питаемой током от Волховской гидростанции через трансформатор, для чего можно использовать все городские вагоны троллейбуса, сняв диваны. Столбы для проводов легко вморозить в лед...»
 
 
 
ХРОНИКА
 
Как начиналась Ледовая дорога
 
16 ноября 1941 года на лед вышли первые семь грузовиков с мукой для Ленинграда. Толщина льда была 12 - 15 см. Водители не сидели в кабинах, а стояли на подножках машин. Через 20 км путь преградила полынья. Муку выгрузили на лед и вернулись обратно.
 
20 ноября со стороны Ленинграда Ладожское озеро перешел конный обоз. На следующий день он доставил в город 63 тонны муки. На льду в некоторых местах приходилось мешки выгружать на лед и проводить упряжки порожняком, а затем переносить на руках муку.
 
В ночь с 22 на 23 ноября колонна из 60 машин доставила в осажденный город 70 тонн муки.
 
Ледовая трасса заработала!
 
Но лед был все же еще был слишком тонок. К 6 декабря на озере затонули полностью или частично уже 126 машин.
 
 
 
БЫЛ ТАКОЙ ФАКТ
 
Голод - оружие массового уничтожения
 
За время блокады от голода погибли 1 миллион 200 тысяч ленинградцев и прибывших в город беженцев из западных районов СССР. После войны на Нюрнбергском процессе главный обвинитель от нашей страны Роман Руденко призвал наказать командира немецкой группы армий «Север», блокировавшей Ленинград, фон Лееба, за действия, «повлекшие массовую гибель мирного населения». Но по этому пункту немецкого генерала оправдали. Потому что дополнительный протокол к Женевской конвенции, запрещающий «использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий», был принят лишь в 1977 году. А во время второй мировой морить людей голодом, оказывается, было можно.
Вернуться на главную
Новости сми


Комментарии 11
Загружается...
Новости сми

Новости сми
Новости сми
Новости сми


Новости Ttarget