Новости 24

Госдеп не комментирует заявления о возможном прекращении помощи МВФ Украине

По сообщению представителя Госдепартамента, США в целом поддерживают усилия Украины по наведению порядка в экономике и финансах

В Ватикане появилась группа суперисповедников для отпущения серьезных грехов

В течение года 1100 "миссионеров милосердия" смогут отпускать грехи, которые обычно прощал только папа Римский

Вице-премьер Крыма: НАТО тестирует психологическую устойчивость России

Говоря о планах НАТО расширить присутствие в Черном море, Руслан Бальбек отметил, что «запугать Россию еще никому не удавалось и не удастся»

Чуркин заявил, что Россия не будет оправдываться за свои действия в Сирии

Как отметил постпред РФ при ООН, Россия действует открыто и в рамках международного права

Саакашвили отказался от охраны Службы безопасности Украины

«Я никого и ничего не боюсь», - сказал одесский губернатор

Януковича признали главным коррупционером мира

Рейтинг был опубликован на сайте Unmask the Corrupt - проекта организации Transparency International

Голодец: Россия полностью обеспечила себя вакциной от гриппа

По словам замглавы кабмина, программа импортозамещения в фармотрасли сработала

Движение на Боровском шоссе в Москве удалось восстановить

Специалисты ликвидировали последствия падения светофора

Доходность облигаций Украины выросла после заявления МВФ о необходимости реформ в стране

Ранее Международный валютный фонд пригрозил оставить Киев без финансовой поддержки

Адвокат Шота Горгадзе: Я готов безвозмездно помочь обманутой властями Вологды отличнице-медалистке

Девушка не смогла получить обещанный ей автомобиль Daewoo Matiz

Цены на нефть растут на сообщениях о сокращении добычи в США

Стоимость барреля Brent в среду повышалась до $31,88

Генсек НАТО сообщил о встрече с Лавровым в Мюнхене

Йенс Столтенберг отметил важность политического диалога в трудные времена

Телеведущий оказался копией преступника, про которого рассказывал в своей передаче

Фрагмент программы Crimewatch уже набрал несколько тысяч просмотров на YouTube [видео]

Светофор упал на Боровском шоссе в Москве

Из-за инцидента движение в сторону области перекрыто

ФСО Касьянова не охраняет

Об этом рассказал «КП» официальный представитель этой службы Сергей Девятов [видео]

Правкомиссия одобрила проект о повышении ставок акцизов на бензин

Реализация предлагаемых мер принесет в бюджет 89,3 млрд рублей

Премьер Италии Маттео Ренци сравнил Евросоюз с оркестром «Титаника»

Политик заявил о необходимости провести реформы в ЕС и упростить бюрократические процедуры

Сирийская оппозиция назвала главное условие своего участия в переговорах в Женеве

Противники Дамаска приедут в Швейцарию, если РФ прекратит антитеррористическую операцию в арабской республике

Путин подарил Голиковой на день рождения «Ревизора»

Главе Счетной палаты РФ 9 февраля исполнилось 50 лет

Экс-менеджеры Банка Москвы получили реальные сроки за хищение более 1 млрд рублей

Константина Сальникова приговорили к 4,5 годам тюрьмы, а Аллу Аверину - к четырем годам лишения свободы

Федор Конюхов пересечет Арктику на собачьей упряжке

Путешествие намечено на 2017 год

Кэмерон назвал решение рабочей группы ООН по делу Ассанжа «нелепым»

Политик призвал «компроматчика» сдаться полиции и согласиться на экстрадицию в Швецию

Недельная инфляция в России осталась на уровне 0,2%

Со 2 по 8 февраля больше всего подорожали яблоки

МИД РФ: министр обороны Ирана планирует встречу с Кожиным и Рогозиным

Глава военного ведомства исламской республики 15-16 февраля посетит Москву

Джони Депп станет человеком-невидимкой

Актер сыграет главную роль в новой фантастической ленте сценариста Эда Соломона

Верховный суд РФ признал законным решение о запрете движения «Русские»

Вердикт Мосгорсуда о ликвидации организации остался в силе

Матвиенко не исключила попыток срыва межсирийских переговоров в Женеве

По мнению политика, не всех удовлетворяет достижение договоренностей по мирному урегулированию ситуации

11

Тайна «Дороги жизни»

Известная трасса, проложенная по льду Ладожского озера, была не единственной, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землей

Вчера исполнилось 65 лет с начала самой страшной войны в истории России. Однако до сих пор многие тайны этой битвы остались неразгаданными. Одна из них связана с блокадой Ленинграда. Конкретно - с легендарной военно-автомобильной дорогой № 101. Или «Дорогой жизни». Ее загадки попробовал раскрыть наш корреспондент вместе с телепрограммой Первого канала «Искатели».

В «Разорванном кольце»

Всех туристов, желающих познакомиться с «Дорогой жизни», везут в поселок Кокорево на берегу крупнейшего в Европе Ладожского озера. Здесь стоит монумент «Разорванный круг». И тут же на карте проложен официальный маршрут ледовой трассы - из Кокорева на другую сторону Ладожского озера, в Кобону, - единственная ниточка, связывающая Ленинград с Родиной. Так же написано в школьных учебниках по истории.

Однако существуют мифы, связанные с тем, что «Дорога жизни» проходила не там, где она указана. Или что таких дорог на льду Ладожского озера имелось несколько. Например, в среде «черных следопытов» давно существуют легенды о неких тайных забытых складах с оружием и продовольствием для блокадного города. Мол, расположены они не в Кобоне и в пунктах официальной «Дороги жизни», а гораздо севернее.

С одной стороны, мысль о существовании нескольких «Дорог жизни» выглядит фантастически. Но с другой... Если сопоставить все известные факты, то получится, что тот маршрут, о котором пишут в учебниках и туристических проспектах, не мог бы справиться со всем потоком грузов, идущих с Большой земли в Ленинград и обратно.

Арифметическая неувязка

В первую зиму осады, 1941 - 1942 годы, ледовая трасса существовала 150 дней - с 22 ноября по 24 апреля. За это время, по официальным данным, в город привезли 361 тысячу тонн грузов, для наглядности - более 6 тысяч товарных вагонов. В основном продовольствие, топливо и сырье для заводов. Значит, в среднем за сутки в Ленинград по льду Ладожского озера доставляли по 2400 тонн жизненно необходимых городу. Ведь своих запасов там практически не было - Ленинград жил только за счет непрерывного ежедневного снабжения с Большой земли.

На ледовой трассе в основном работали знаменитые полуторки - ГАЗ-АА. С грузоподъемностью, как понятно из прозвища, всего полторы тонны. Плюс полтонны можно было нагрузить на подцепленные сзади сани-волокуши. Итого: две тонны за рейс. Получается, что озеро должны были ежесуточно пересекать (не забудьте, туда и обратно) 1200 машин!

Не много ли для трассы, проложенной по льду озера? И это при том, что:

- первое время машины ходили только по ночам, опасаясь немецкой авиации;

- в конце осени 41-го и весной 42-го по тонкому льду машины нагружали не полностью - рейсов нужно было делать больше;

- кроме полуторок, по ледовой дороге ходили автобусы, вывозящие ленинградцев на Большую землю. За первую зиму на грузовиках и автобусах были эвакуированы более полумиллиона человек;

- с Путиловского завода по Ладоге перебрасывали танки для фронта. Тяжелые машины шли своим ходом, но для снижения веса с них снимали оружейные башни.

Такой нагрузки долго не выдержал бы никакой лед.

Грузовики тонули вдали от трассы

Известно, что за время блокады на ледовой дороге было задействовано четыре тысячи автомобилей. Каждая четвертая, а это тысяча машин, «не вернулись из рейса» - провалились под лед или были расстреляны немецкими самолетами. И до сих пор моряки и летчики, летающие над озером, сообщают, что в тихую погоду в прозрачной воде видны остовы этих машин. Но, что интересно, увидеть их можно вдали от официальной трассы дороги. Как они туда попали?

Одно объяснение такое: есть документы, что не все водители на ледовой дороге честно выполняли свой долг. Были герои, но были и такие, которые, съехав с трассы, вспарывали мешки с продовольствием, отсыпая часть продуктов. Вот машины негодяев и проваливались под лед не на основной трассе. Но все-таки случаи воровства были единичны. Да и замерзшее Ладожское озеро - не заасфальтированная площадка, где можно рулить в любую сторону. К тому же затонувшие машины находят в десятках километров от основной трассы. И счет их идет на сотни. Так что «воровская» версия не проходит.

Если завтра война...

- Безусловно, «официальный» маршрут Кокорево - Кобона существовал, - рассказывает ведущий программы «Искатели» Андрей И. - Есть множество воспоминаний участников тех событий - водителей, беженцев. Но, собирая сведения о затонувших машинах, мы четко поняли: на Ладожском озере были и иные дороги. Начали искать карты и документы военных времен. И тут выяснилась поразительная вещь. Все эти документы если и не засекречены, то хранятся в архивах, доступных лишь немногим «избранным» специалистам. Словно еще со времен СССР никто не хотел раскрывать всех тайн «Дороги жизни». Может быть, на случай очередной войны, если бы Ленинград опять оказался в осаде.

Не дорога, а транспортный узел!

Найти подтверждение того, что «Дорог жизни» существовало несколько, можно было лишь одним способом, обследовав Ладогу. В пригороде Питера в частном аэроклубе загружаемся в два миниатюрных Як-18. И на этих самолетах летаем над Ладожским озером.

- Вот здесь машина, там, еще одна... - показывает пилот.

На дне озера действительно видны какие-то темные пятна. Но признать в них затонувшие более 60 лет назад грузовики очень сложно. Пилот же уверяет, что это точно машины военных лет. В результате так и оказывается. Через несколько дней водолазы спускаются на дно в нескольких указанных точках и делают снимки наших полуторок. Наносим все обнаруженные объекты на карту. Похоже, все авто двигались по определенным маршрутам, которые начинаются и заканчиваются у реальных населенных пунктов по берегам Ладоги: поселков Ладожское озеро и Морья на западном берегу и Леднево - на восточном. Предположение, что здесь когда-то существовали забытые трассы со съездом-выездом на озеро, с блеском подтверждается - в лесах еще видны просеки дорог. В Ледневе, кстати, были обнаружены следы заброшенной железной дороги. Эти факты никто не скрывает, но почему-то и не афишируют.

Ледовых трасс все-таки было несколько. И на это существовали разумные причины.

Боялись немецких самолетов

В первую блокадную зиму превосходство немцев в авиации было подавляющим. Зная координаты «Дороги жизни», фашисты могли регулярно бомбить ее. Поэтому приходилось скрытно прокладывать все время новые пути.

Первые трассы были проложены ближе к берегу, но по мере того, как лед крепчал, новые дороги прокладывали дальше к центру озера.

Не выдерживал лед

По свидетельствам очевидцев, по одной колее на трассе могло пройти не более 60 - 70 машин. После этого лед терял прочность и трассу приходилось закрывать - на время, пока лед не нарастет снова.

Тайно построили железную дорогу

Для более надежного снабжения блокадного города в начале 1942 года к восточному берегу Ладоги была проведена железная дорога. Объем перевозимых грузов увеличился. И на побережье решили устроить еще несколько станций - складов для перегрузки продовольствия из вагонов в машины. Например, в поселке Леднево. А оттуда и был проложен еще один, самый северный из известных ныне маршрутов «Дороги жизни». Которая на самом деле была хитро придуманным гигантским транспортным узлом. Трасса постоянно менялась. Одни участки закрывали на недели и месяцы, укатывая в это время другие. Тракторы, разгребая торосы, расчищали новые трассы. За состоянием уже существующих участков дорог следили тысячи людей, которым приходилось жить прямо на льду. Они ставили вешки в опасных местах, строили деревянные настилы, заливали трещины. Всего же на обслуживании и эксплуатации «ледовой дороги» работали около 300 тысяч человек.. И в реальности подвиг их гораздо внушительнее, чем можно представить по нескольким строчкам школьных учебников.

КСТАТИ

Осенью 1941 года при обсуждении проектов дороги профессор А. Н. Бутников предложил пустить по Ладоге... троллейбусы:

«...Не исключена возможность устройства троллейбусной линии, питаемой током от Волховской гидростанции через трансформатор, для чего можно использовать все городские вагоны троллейбуса, сняв диваны. Столбы для проводов легко вморозить в лед...»

ХРОНИКА

Как начиналась Ледовая дорога

16 ноября 1941 года на лед вышли первые семь грузовиков с мукой для Ленинграда. Толщина льда была 12 - 15 см. Водители не сидели в кабинах, а стояли на подножках машин. Через 20 км путь преградила полынья. Муку выгрузили на лед и вернулись обратно.

20 ноября со стороны Ленинграда Ладожское озеро перешел конный обоз. На следующий день он доставил в город 63 тонны муки. На льду в некоторых местах приходилось мешки выгружать на лед и проводить упряжки порожняком, а затем переносить на руках муку.

В ночь с 22 на 23 ноября колонна из 60 машин доставила в осажденный город 70 тонн муки.

Ледовая трасса заработала!

Но лед был все же еще был слишком тонок. К 6 декабря на озере затонули полностью или частично уже 126 машин.

БЫЛ ТАКОЙ ФАКТ

Голод - оружие массового уничтожения

За время блокады от голода погибли 1 миллион 200 тысяч ленинградцев и прибывших в город беженцев из западных районов СССР. После войны на Нюрнбергском процессе главный обвинитель от нашей страны Роман Руденко призвал наказать командира немецкой группы армий «Север», блокировавшей Ленинград, фон Лееба, за действия, «повлекшие массовую гибель мирного населения». Но по этому пункту немецкого генерала оправдали. Потому что дополнительный протокол к Женевской конвенции, запрещающий «использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий», был принят лишь в 1977 году. А во время второй мировой морить людей голодом, оказывается, было можно.

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
11

Читайте также

Результаты поиска