Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды7 марта 2007 22:00

15 лучших эротических фильмов

Собираем фильмотеку со Стасом ТЫРКИНЫМ

Кто сказал, что лирой непременно нужно пробуждать «чувства добрые»? Почему бы не пробуждать посредством лиры простую человеческую эрекцию? Кино регулярно пытается это делать - еще с начала 30-х годов, когда чех Густав Махатый начал свои эксперименты в фильмах «Эротикон» и «Экстаз». Про порно, родившееся вслед за открытием братьев Люмьер, уж и не говорю. Последнее время именно порно бросилось на выручку выдохшейся эротике (ее удел сейчас - видеоприложение к журналу «Плейбой»). Думаю, не за горами те времена, когда суперзвезды типа Джулии Робертс и Тома Круза станут предаваться на экране несимулированному сексу.

«Дневная красавица» (1966)

Режиссер - Луис Бунюэль

В ролях: Катрин Денев, Мишель Пикколи

Бродячему сюжету о фригидной женщине-проститутке Бунюэль умудряется придать прозрачность стекла. Драматургия фильма не только не расставляет жирных точек, но намеренно путает сны и реальность, бред и сатиру, философию и наваждение, элегантно кольцуя их изображением.

«Плоть» (1968)

Режиссер - Пол Морисси

В ролях: Джо Даллесандро, Джералдин Смит

Первая часть спродюсированной легендарным Энди Уорхолом трилогии («Плоть», «Мусор», «Жара») - восхитительный документ эпохи тотального освобождения личности от пут морали и нравственности (конец ей положил СПИД). Герой уморительного фарса - бисексуальный плейбой-маргинал, - как вольтеровский Кандид, проводит нас дорогами сексуальной революции прямиком в паноптикум эксцентрических персонажей - сплошь наркоманов и извращенцев.

«Последнее танго в Париже» (1971)

Режиссер - Бернардо Бертолуччи

В ролях: Марлон Брандо, Мария Шнайдер, Жан-Пьер Лео

1968 год поставил точку в иллюзиях честных западных левых касательно счастья под коммунистическими знаменами. Подоспевшая к тому времени под натиском хипповых бурь легализация секса, с одной стороны, смягчила страдания левой интеллигенции, с другой - только усилила тяжесть после похмелья. Театр политики, требовавший ранее пышных одежд и толп статистов, отныне локализовался в стенах современной квартиры, обойдясь двумя персонажами. Это театр, ибо существование свободной личности всегда драматично. Еще и потому, что неизбежно сталкивается с существованием другой личности, с которой его роднит только одно: свобода от социума. Эту драму по самому высокому счету и разыгрывают герои этой великой картины.

«Цветок 1001 ночи» (1974)

Режиссер - Пьер Паоло Пазолини

В ролях: Нинетто Даволи, Франко Нери

Третья часть уникальной «Трилогии жизни», куда помимо эротической фантазии по мотивам сказок Шехерезады вошли экранизации «Декамерона» и «Кентерберийских рассказов». Десяток хрестоматийных арабских сказок великий итальянец, словно цветы, свил в экзотический прекрасный венок. Пряный запах этих цветов не выветрился и 30 с лишним лет спустя.

«Империя чувств» (1976)

Режиссер - Нагиса Ошима

В ролях: Эйко Мацуда, Тацуя Фудзи

К откровенности картины «Коррида любви» (таково ее японское название) современное кино приблизилось лишь в последние годы. Не скрывая правды о жизни тела, выдающееся это произведение углубленно, смущающе пристально исследовало сложную метафизическую первооснову взаимоотношений мужчины и женщины. В новейших же произведениях порнореализма типа «9 песен» Майкла Уинтерботтома все куда проще: потрахались - потом на концерт пошли.

«Казанова Феллини» (1976)

Режиссер - Федерико Феллини

В ролях: Дональд Сазерленд, Тина Омон

Я самолично знавал девушек, заходившихся на просмотре шедевра Феллини от многократных оргазмов. Обнаженки на экране между тем никакой. Зато талант так и прет!

«9 1/2 недель» (1986)

Режиссер - Эдриан Лайн

В ролях: Микки Рурк, Ким Бейсинджер

Выдающиеся произведения киноэротики 60 - 70-х годов возбуждали не только основной инстинкт, но и мысли. На культовых (кажется, только в нашей стране) «9 неделях» - шедевре мещанской, конформистской эротики - мысль отдыхает.

«Миранда» (1986)

Режиссер - Тинто Брасс

В ролях: Сирена Гранди, Франко Бранчаролли

В «Миранде» у Тинто Брасса уже не осталось ни иллюзий по части принадлежности его к Большому стилю (каковые имели место в «Салоне Китти», 1976), ни особых претензий по линии политических аллюзий, что наблюдались в «Калигуле» (1977). Это и делает «Миранду» - вольную адаптацию пьесы Гольдони «Хозяйка гостиницы» - одной из лучших картин знаменитого итальянского эротомана. Кадр дышит чувственностью не только в случае фиксации широченного зада добродушной Миранды. Брасс эротически живописует и чашку с мороженым, и колыхание деревьев перед грозой...

«37.2 по утрам» (1986)

Режиссер - Жан-Жак Бенекс

В ролях: Жан-Юг Англад, Беатрис Даль

Очень модный в 80-е француз Бенекс справедливо полагал, что безумие в той или иной степени свойственно большинству женщин, заложено в их биологическую программу. По Бенексу, у женщин всегда - даже в отсутствие ангины - повышенная температура. Об этом его лучший фильм, открывающийся долгой сценой горячего всамделишного секса между главными персонажами. Лучшего способа показать страсть режиссер не нашел, да его, вероятно, и не существует. Дело лишь в том, кто берется показывать.

«Слияние двух лун» (1988)

Режиссер - Залман Кинг

В ролях: Шерилин Фенн, Ричард Тайсон, Луиз Флетчер

После коммерческого успеха «9 1/2 недель» автор ее незатейливого сценария решил продолжить суету в эротическом направлении, выпустив «Дикую орхидею» и «Слияние двух лун». Оба фильма в самое сердце поразили нашу перестроечную аудиторию: сама мысль о том, что секс в идеале не сводится к полутораминутным колебательным движениям, а исступление следует - по возможности - растягивать на недели, месяцы и всю жизнь, показалась ей совершенно неотразимой.

«Окорока и ляжки» (1992)

Режиссер - Бигас Луна

В ролях: Стефания Сандрелли, Хавьер Бардем, Пенелопа Крус

Бигас Луна, этот испанский ответ Тинто Брассу, знает толк в пикантных подробностях. Его кино - отвязное и радостное, за гранью кича, издевательство над хорошим вкусом. Героиня лучшего, пожалуй, его фильма - содержательница фабрики по пошиву мужских трусов (Сандрелли), озабоченная отношениями ее сына с бедной швеей (первый успех Пенелопы Крус).

«Интимный дневник» (1995)

Режиссер - Питер Гринуэй

В ролях: Вивиан Ву, Юэн Макгрегор

Манекенщица Нагико, ностальгируя по ритуалам своего детства, покрывает иероглифами тела своих любовников. Человеческая нагота всегда интересовала Гринуэя, но как холодного исследователя, не более того. В этой же картине его впервые обуял эротический жар.

«Интим» (2001)

Режиссер - Патрис Шеро

В ролях: Марк Райленс, Керри Фокс

Секс, снятый в реальном режиме, жестко и без соплей, придает объема простой истории о регулярных встречах едва знакомых друг другу мужчины и женщины. Влияния «Последнего танго в Париже» не заметить никак невозможно.

«Люсия и секс» (2001)

Режиссер - Хулио Медем

В ролях: Паз Вега, Тристан Уллоя

Официантка Люсия по книгам влюбляется в писателя Лоренсо, отлавливает его где-то в баре и признается в сильной любви. После чего они, понятно, предаются дикой страсти. Полное навязчивого фрейдизма измышление второго (после Альмодовара) испанского режиссера с элементами несимулированного, как сейчас принято, секса.

«Капризное облако» (2005)

Режиссер - Цай Мин-Лян

В ролях: Ли Кан-Шен, Чень Лу И-Чин

Опишу лишь первую сцену фильма одного из самых радикальных художников современного кино: герой - звезда полулюбительских порнофильмов - на протяжении добрых десяти минут методично погружает пальцы в мякоть арбуза, зажатого между ног повизгивающей партнерши. Но изысканная похабель, снятая с большой выдумкой, юмором и цинизмом и перемежающаяся упоительными музыкальными номерами, в результате оборачивается душераздирающей поэмой об одиночестве и мучительных поисках любви.

ВЕРСИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ «КП»

Мы попросили читателей составить свой рейтинг эротических фильмов. Первая пятерка выглядит так:

«Эммануэль»

«Дикая орхидея»

«Основной инстинкт»

«Слияние двух лун»

«Калигула»

В одном из следующих номеров еженедельника мы представим

15 лучших фильмов в жанре фэнтези. Вашу версию мы ждем по адресу: film@kp.ru и на сайте http://www.kp.ru/