Кто сказал, что лирой непременно нужно пробуждать «чувства добрые»? Почему бы не пробуждать посредством лиры простую человеческую эрекцию? Кино регулярно пытается это делать - еще с начала 30-х годов, когда чех Густав Махатый начал свои эксперименты в фильмах «Эротикон» и «Экстаз». Про порно, родившееся вслед за открытием братьев Люмьер, уж и не говорю. Последнее время именно порно бросилось на выручку выдохшейся эротике (ее удел сейчас - видеоприложение к журналу «Плейбой»). Думаю, не за горами те времена, когда суперзвезды типа Джулии Робертс и Тома Круза станут предаваться на экране несимулированному сексу.
«Дневная красавица» (1966)
Режиссер - Луис Бунюэль
В ролях: Катрин Денев, Мишель Пикколи
Бродячему сюжету о фригидной женщине-проститутке Бунюэль умудряется придать прозрачность стекла. Драматургия фильма не только не расставляет жирных точек, но намеренно путает сны и реальность, бред и сатиру, философию и наваждение, элегантно кольцуя их изображением.
«Плоть» (1968)
Режиссер - Пол Морисси
В ролях: Джо Даллесандро, Джералдин Смит
Первая часть спродюсированной легендарным Энди Уорхолом трилогии («Плоть», «Мусор», «Жара») - восхитительный документ эпохи тотального освобождения личности от пут морали и нравственности (конец ей положил СПИД). Герой уморительного фарса - бисексуальный плейбой-маргинал, - как вольтеровский Кандид, проводит нас дорогами сексуальной революции прямиком в паноптикум эксцентрических персонажей - сплошь наркоманов и извращенцев.
«Последнее танго в Париже» (1971)
Режиссер - Бернардо Бертолуччи
В ролях: Марлон Брандо, Мария Шнайдер, Жан-Пьер Лео
1968 год поставил точку в иллюзиях честных западных левых касательно счастья под коммунистическими знаменами. Подоспевшая к тому времени под натиском хипповых бурь легализация секса, с одной стороны, смягчила страдания левой интеллигенции, с другой - только усилила тяжесть после похмелья. Театр политики, требовавший ранее пышных одежд и толп статистов, отныне локализовался в стенах современной квартиры, обойдясь двумя персонажами. Это театр, ибо существование свободной личности всегда драматично. Еще и потому, что неизбежно сталкивается с существованием другой личности, с которой его роднит только одно: свобода от социума. Эту драму по самому высокому счету и разыгрывают герои этой великой картины.
«Цветок 1001 ночи» (1974)
Режиссер - Пьер Паоло Пазолини
В ролях: Нинетто Даволи, Франко Нери
Третья часть уникальной «Трилогии жизни», куда помимо эротической фантазии по мотивам сказок Шехерезады вошли экранизации «Декамерона» и «Кентерберийских рассказов». Десяток хрестоматийных арабских сказок великий итальянец, словно цветы, свил в экзотический прекрасный венок. Пряный запах этих цветов не выветрился и 30 с лишним лет спустя.
«Империя чувств» (1976)
Режиссер - Нагиса Ошима
В ролях: Эйко Мацуда, Тацуя Фудзи
К откровенности картины «Коррида любви» (таково ее японское название) современное кино приблизилось лишь в последние годы. Не скрывая правды о жизни тела, выдающееся это произведение углубленно, смущающе пристально исследовало сложную метафизическую первооснову взаимоотношений мужчины и женщины. В новейших же произведениях порнореализма типа «9 песен» Майкла Уинтерботтома все куда проще: потрахались - потом на концерт пошли.
«Казанова Феллини» (1976)
Режиссер - Федерико Феллини
В ролях: Дональд Сазерленд, Тина Омон
Я самолично знавал девушек, заходившихся на просмотре шедевра Феллини от многократных оргазмов. Обнаженки на экране между тем никакой. Зато талант так и прет!
«9 1/2 недель» (1986)
Режиссер - Эдриан Лайн
В ролях: Микки Рурк, Ким Бейсинджер
Выдающиеся произведения киноэротики 60 - 70-х годов возбуждали не только основной инстинкт, но и мысли. На культовых (кажется, только в нашей стране) «9 неделях» - шедевре мещанской, конформистской эротики - мысль отдыхает.
«Миранда» (1986)
Режиссер - Тинто Брасс
В ролях: Сирена Гранди, Франко Бранчаролли
В «Миранде» у Тинто Брасса уже не осталось ни иллюзий по части принадлежности его к Большому стилю (каковые имели место в «Салоне Китти», 1976), ни особых претензий по линии политических аллюзий, что наблюдались в «Калигуле» (1977). Это и делает «Миранду» - вольную адаптацию пьесы Гольдони «Хозяйка гостиницы» - одной из лучших картин знаменитого итальянского эротомана. Кадр дышит чувственностью не только в случае фиксации широченного зада добродушной Миранды. Брасс эротически живописует и чашку с мороженым, и колыхание деревьев перед грозой...
«37.2 по утрам» (1986)
Режиссер - Жан-Жак Бенекс
В ролях: Жан-Юг Англад, Беатрис Даль
Очень модный в 80-е француз Бенекс справедливо полагал, что безумие в той или иной степени свойственно большинству женщин, заложено в их биологическую программу. По Бенексу, у женщин всегда - даже в отсутствие ангины - повышенная температура. Об этом его лучший фильм, открывающийся долгой сценой горячего всамделишного секса между главными персонажами. Лучшего способа показать страсть режиссер не нашел, да его, вероятно, и не существует. Дело лишь в том, кто берется показывать.
«Слияние двух лун» (1988)
Режиссер - Залман Кинг
В ролях: Шерилин Фенн, Ричард Тайсон, Луиз Флетчер
После коммерческого успеха «9 1/2 недель» автор ее незатейливого сценария решил продолжить суету в эротическом направлении, выпустив «Дикую орхидею» и «Слияние двух лун». Оба фильма в самое сердце поразили нашу перестроечную аудиторию: сама мысль о том, что секс в идеале не сводится к полутораминутным колебательным движениям, а исступление следует - по возможности - растягивать на недели, месяцы и всю жизнь, показалась ей совершенно неотразимой.
«Окорока и ляжки» (1992)
Режиссер - Бигас Луна
В ролях: Стефания Сандрелли, Хавьер Бардем, Пенелопа Крус
Бигас Луна, этот испанский ответ Тинто Брассу, знает толк в пикантных подробностях. Его кино - отвязное и радостное, за гранью кича, издевательство над хорошим вкусом. Героиня лучшего, пожалуй, его фильма - содержательница фабрики по пошиву мужских трусов (Сандрелли), озабоченная отношениями ее сына с бедной швеей (первый успех Пенелопы Крус).
«Интимный дневник» (1995)
Режиссер - Питер Гринуэй
В ролях: Вивиан Ву, Юэн Макгрегор
Манекенщица Нагико, ностальгируя по ритуалам своего детства, покрывает иероглифами тела своих любовников. Человеческая нагота всегда интересовала Гринуэя, но как холодного исследователя, не более того. В этой же картине его впервые обуял эротический жар.
«Интим» (2001)
Режиссер - Патрис Шеро
В ролях: Марк Райленс, Керри Фокс
Секс, снятый в реальном режиме, жестко и без соплей, придает объема простой истории о регулярных встречах едва знакомых друг другу мужчины и женщины. Влияния «Последнего танго в Париже» не заметить никак невозможно.
«Люсия и секс» (2001)
Режиссер - Хулио Медем
В ролях: Паз Вега, Тристан Уллоя
Официантка Люсия по книгам влюбляется в писателя Лоренсо, отлавливает его где-то в баре и признается в сильной любви. После чего они, понятно, предаются дикой страсти. Полное навязчивого фрейдизма измышление второго (после Альмодовара) испанского режиссера с элементами несимулированного, как сейчас принято, секса.
«Капризное облако» (2005)
Режиссер - Цай Мин-Лян
В ролях: Ли Кан-Шен, Чень Лу И-Чин
Опишу лишь первую сцену фильма одного из самых радикальных художников современного кино: герой - звезда полулюбительских порнофильмов - на протяжении добрых десяти минут методично погружает пальцы в мякоть арбуза, зажатого между ног повизгивающей партнерши. Но изысканная похабель, снятая с большой выдумкой, юмором и цинизмом и перемежающаяся упоительными музыкальными номерами, в результате оборачивается душераздирающей поэмой об одиночестве и мучительных поисках любви.
ВЕРСИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ «КП»
Мы попросили читателей составить свой рейтинг эротических фильмов. Первая пятерка выглядит так:
«Эммануэль»
«Дикая орхидея»
«Основной инстинкт»
«Слияние двух лун»
«Калигула»
В одном из следующих номеров еженедельника мы представим
15 лучших фильмов в жанре фэнтези. Вашу версию мы ждем по адресу: film@kp.ru и на сайте http://www.kp.ru/