Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Происшествия24 октября 2007 22:00

Битцевский гамбит

«Комсомолка» воссоздала шахматную доску маньяка Пичушкина
Лина ПОРТНОВА
Костя Поликарпов выжил после нападения изверга.

Костя Поликарпов выжил после нападения изверга.

В Мосгорсуде подходит к концу процесс по делу печально знаменитого битцевского маньяка. Напомним, 33-летнего москвича Александра Пичушкина обвиняют в 49 убийствах и трех покушениях.

Вот уже третий месяц на заседаниях всплывают шокирующие подробности зверств душегуба. Сам он, поначалу хранивший молчание, постепенно начал давать показания в зале суда. Откровенно глумился над «нерасторопными» милиционерами, которых, по его словам, водил за нос не один год. Подробно, порой и с видимым удовольствием, рассказывал о своих жертвах, в красках расписывал, как несчастные предчувствовали свою смерть. Говорил и о тех, кому удалось выжить после его нападений: беременной Марии Виричевой, подростке Мише Лобове и своем соседе Константине Поликарпове. Вспомнил (с горечью) и о неудавшемся нападении на продавщицу Ольгу Синюгину, в которую был влюблен и которую хотел, но не успел «наказать» за то, что отвергла его ухаживания...

На днях Пичушкину будет зачитан приговор. Чем ближе финал, тем чаще говорят о грядущем наказании для маньяка. Специалисты Института имени Сербского, напомним, признали его вменяемым. Так что грозит Пичушкину, скорее всего, пожизненное заключение. Хотя в кулуарах суда, куда на заседания приходят родные убитых, нет-нет да и звучат сожаления о том, что в России отменена смертная казнь.

Кровавый счет

Как и у всех серийных убийц, у битцевского душегуба был свой «почерк». Жертв он бил по голове молотком. Тела сначала сбрасывал в колодец, потом прятать перестал - оставлял в лесу. А свой кровавый счет Пичушкин вел на шахматной доске. Каждая клеточка - отнятая жизнь.

Из материалов следствия:

«...шахматная доска, обнаруженная в квартире Пичушкина А. Ю., содержит наклейки с цифрами от 1 до 61, вырезанными из газеты».

Внутри доски оперативники нашли шашки разных цветов, пробки от бутылок (как выяснилось, тех, что он брал с собой в парк, чтобы угостить жертв) и брелок в виде зеленой обезьянки. Всего 61 предмет. Именно столько человек, по словам самого Пичушкина, он и загубил. После очередной вылазки клеил на клетку цифру, а внутрь клал шашку, пробку... Часто раскладывал их на доске, любовался «партией».

На допросах маньяк признался, что не забирал вещей убитых:

- Я отнимал у них главное - жизнь и душу! Этого мне было достаточно.

По признанию Пичушкина, в лес все жертвы шли с ним добровольно. А увлечение психологией помогало заманивать несчастных.

- Я знал, как и с кем говорить, - бахвалился маньяк. - Подстраивался под любого. Иногда это, конечно, было мне неприятно. Сначала беседовал с человеком, чтобы он не боялся, а потом уже звал в парк.

С собой у Пичушкина всегда был «набор» - бутылка водки, сигареты и спички, гвоздодер и 800-граммовый молоток (за время своей страшной охоты он сменил их несколько).

Глазами маньяка

О каждой своей жертве Пичушкин рассказал на допросах и в суде. Его характеристики страшны, воспоминания циничны. Эти строчки повергают в настоящий шок! Мы печатаем их только потому, что надеемся: это убережет наших читателей от излишней доверчивости к незнакомцам.

Одийчук...

- Я предложил ему убивать людей, он сначала согласился, а потом вдруг стал меня избегать... Я позвал его в лес, накинул сзади веревку на шею и задушил. Потом скинул в колодец. Когда его не нашли, я понял, что можно не только убивать, но и избавляться от тел.

Климов...

- Сначала я сбросил Вячеслава ногами вниз, но он застрял. Пришлось вытащить его и перевернуть.

Юрий...

- Я аккуратно сбросил его в колодец, но Юрий ухватился там за что-то и повис. Пришлось спуститься, чтобы отцепить его и сбросить. Когда Юрия унесло течением, я выбрался, закрыл люк и ушел.

Львов...

- У Олега на пальцах были печатка и серебряное кольцо. И еще цепочка. Но я ничего не взял, просто сбросил его, и все. Он даже не сопротивлялся. Это единственный человек, которого мне было жалко убивать, я знал его пять лет.

Сафонов...

- Пока Гена пил водку, я открыл колодец. Когда мы проходили мимо него, он вдруг почему-то сказал: «Только в колодец не бросай». «Ну что ты», - ответил ему я и тут же столкнул в люк.

Павлов...

- Я предложил Сергею выпить водки, но он сказал, что с ним подруга. Тогда я уговорил его оставить ее и пойти со мной. Когда я хотел подвести Сергея к колодцу, он поджал ноги, мне пришлось его нести. У люка Сергей вырвался и стал брыкаться. Я схватил его за ногу, подтащил к колодцу и сбросил. Из люка до меня донесся его удивленный возглас.

Волков...

- Витю по кличке Чира я знал давно, мы жили в одном подъезде. Сбросил его без проблем, когда мы с ним проходили мимо люка.

Коновальцев...

- Андрей был толстый и тяжелый. Я с трудом дотащил его до колодца и усадил на край. Когда сталкивал, Андрей стал кричать. В этот момент появились две бабки и стали орать: «Ты что наделал, поди сюда!» Я убежал.

Виричева...

- Я попросил Машу помочь принести кое-что из Битцевского парка. Маша наивная. Если бы я пообщался с ней несколько дней, она и замуж могла бы за меня пойти. Когда бросал ее в колодец, она упиралась и кричала. Двое прибежали на ее крик. Я притаился, они ушли.

Захарова...

- Вера отказалась мне говорить, сколько ей лет. Когда мы зашли в лес, она вдруг испугалась, ее стало трясти от страха. Чтобы успокоить, я предложил ей водки. Она выпила немного. Тут я решил отойти от правил и выпить сам, но Вера воспротивилась, побоялась, что я потеряю над собой контроль. Я и не стал пить. Отлучился на секунду и открыл люк. Когда сбрасывал, она вцепилась в края колодца и повисла. Я сказал: «Прощай Вера!» - и разжал ее руки.

Федоров...

- Лешка был инвалид, у него было что-то с головой. Он напился и упал рядом с колодцем. Я минут 20 не мог сдвинуть его с места. Леша был такой «боров», кило на 130 веса. С трудом сбросил и ушел.

Поликарпов...

- Константин сначала отказывался пойти со мной в лес, потом согласился. В парке он выпил, и я возле колодца ударил его молотком. Он упал, потекла кровь. Я не стал добивать Костю и сбросил в колодец. Закрыл крышку, пометил палочкой и пошел домой. Ночью увидел у подъезда, где жил Поликарпов, «Скорую», которая забирала человека на носилках. Подумал: «Неужели Костю?» Лег спать, но не смог заснуть. Встал и в 4 часа ночи пошел в лес. Метка была на месте. Через несколько дней я узнал, что Костя жив и в больнице. Я долго ждал, что меня арестуют, «нервы сдали», даже в запой ушел. Когда Костя выписался, я подошел к нему и спросил, что с ним случилось. Но он то ли не понял, то ли сделал вид, что не понял. Прошел год, пошел второй, и мне все казалось, что Костя все помнит, но почему-то не рассказывает. После него я год и семь месяцев никого не убивал.

Червяков...

- Гера жил в лесу, недалеко от домика лесника. Я несколько раз приходил туда убить его, но всякий раз что-то мешало. Я решил застрелить его ручкой-пистолетом. Гера храпел, накрывшись какой-то тряпкой. Я приставил к его темени «ручку», выстрелил, но произошла осечка. Тогда перезарядил и стрельнул еще раз. Убедившись, что Гера умер, ушел. Спустя несколько дней я вернулся на место и увидел там милиционеров.

Федоров...

- Я хорошо знал Сергея по кличке Ежик. Сергей выпил водки, а я достал «ручку» и выстрелил ему в затылок. У Сергея из головы пошла кровь, он решил, что его ударили. Потом понял, что это выстрел, подошел ко мне и стал просить отпустить его домой. Я сказал ему: «Ты уже дома», - и услышал в ответ: «Стреляй еще раз!» Я перезарядил «ручку», но так ее нечаянно повернул, что едва не застрелился. Пуля чиркнула мне по пальцу и чуть не попала в лоб - с головы слетела кепка. Тогда я взял гвоздодер и бил по голове Ежика, пока он не захрипел. Скинул его в колодец и выбросил злополучную «ручку» в пруд. Кстати, потом ходили слухи, что я убил Ежика, но они так и остались слухами.

Пушков...

- Алексей мужик был нормальный, но жадный. Его наполовину парализовало от пьянки. По дороге в лес мы встретили его сестру. Она меня не рассматривала особо. В парке я напоил Алексея и сбросил в колодец.

Долматов...

- В тот день (12 ноября 2002 года. - Ред.) я купил свой первый молоток и немедленно решил его опробовать. Завел Валерия в лес и дал ему выпить водки. Ударил его в лицо молотком. Валера упал «солдатиком» и прикинулся мертвым, думал, наверное, что я уйду. Но я знал, что он жив и даже в сознании. Взял его за ноги и сбросил в колодец. С тех пор я с молотком не расставался.

Ильин...

- Виктора я встретил возле станции метро «Каховская», он пил, но на бомжа похож не был. Выпил он мало и сразу уснул, слабый попался. Сбросил его в колодец.

Каштанов...

- Игорь был высокий и очень начитанный. С ним было очень интересно. Игорь был крепкий мужик, пришлось бить его молотком по голове. Ударил два раза, он потерял сознание, потом пришел в себя и стал вставать. Сбросил его в люк.

Чудин...

- Сергей-«очкарик» нигде не работал, его кормила жена. Пока он курил на бревне, я подкрался и оглушил его молотком. У него изо рта даже выпал окурок. Я открыл люк и стал тащить к нему «очкарика». Тот вдруг пришел в себя и стал отчаянно звать на помощь жену.

Владимир...

- Ударил Владимира молотком по голове и потом сбросил в колодец. Обычно я никогда не пил с теми, кого собирался убить, а тут впервые выпил. Из-за этого сильно испачкался в крови.

Кудрявцев...

- Егор в лесу не ориентировался совершенно. Он три раза «сидел». Мы долго бродили с ним по лесу. Через три часа я подвел его к колодцу и три раза ударил по голове молотком. Сбросил в колодец.

Фомин...

- Подбирать для убийства коллег мне казалось очень романтичным. С Володей мы вместе работали в «Пятерочке». Он напился, но не уснул. Сбросил его в колодец.

Федосов...

- Владимира я встретил возле своего дома, тот искал, чего бы выпить. Вместе попили водки, и я его сбросил в люк.

Кузнецов...

- Юра крепкий такой мужик был, накачанный. Он на днях в больницу собирался ложиться, грыжу, что ли, вырезать. Напился и стал угрожать мне: «Я тебя убью!» А я ему тихо так говорю: «Это не ты меня, это я тебя убью». Потом Юра «отрубился», а я закрыл ему рукой нос и рот и держал, пока он не задохнулся. Через неделю я пришел на это место и увидел огромную кучу перчаток и следы от машины. Вот тогда на память об убийствах я и стал собирать крышки от бутылок водки, а до того пользовался шашками, которые были дома.

Захарченко...

- Коля выпил полстакана водки, сильно запьянел и лег на землю. Я сначала не хотел бить молотком, чтобы не пачкаться в крови, хотел задушить. Но он вдруг пришел в себя, вскочил и стал размахивать перед моим лицом палкой. Я отнял палку и несколько раз ударил его молотком по голове. Потом ушел. Потом слышал, что нашли его тело, проводили облавы какие-то.

Лавриненко...

- Олег в тот день был в милиции, куда его за что-то вызывали. И по этому поводу хотел выпить. «Помянуть собачку» согласился с радостью. После того как выпил, Олег достал нож и стал им размахивать. Я нож отнял и забил его молотком. На последнем ударе молоток сломался. Я вставил в рану палку, забрал молоток сломанный и ушел.

Дудукин...

- Я ударил Володю раз пять по голове молотком. Вставил в рану палку, потом решил, что бутылка водки там будет смотреться лучше.

Москалева...

- С Мариной я работал в магазине «Перекресток». Я давно приглашал ее в лес погулять, но она все время отказывалась. Ссылалась на всякие дела. В тот день Марина согласилась, и, выбрав укромное местечко в парке, мы сели на бревно и стали разговаривать. Она сказала мне, что оставила сыну записку о том, что пошла гулять со мной. Это меня насторожило, но я с трудом уговорил Марину пойти со мной и не хотел отпускать ее живой. Мы долго сидели в парке, я все не мог решить, убить ее или нет. Но в час или два ночи все-таки решился. Забил молотком, вставил в рану палку. А пиво и рыбу, купленную для Марины, выбросил по дороге в речку. На следующий день мне позвонил сначала сын Марины, а потом и ее подруга. Я выбросил одежду и обувь, в которой ее убил, и молоток. Тетрадь, в которой я вел записи об убийствах, разорвал и спустил в унитаз.

КСТАТИ

Поймать «гроссмейстера» могли еще после первого убийства!

Маньяк разыгрывал свою кровавую шахматную партию не один год. И его противники в этой страшной игре - милиция и прокуратура - делали, скажем прямо, довольно слабые ходы. Сыщики, как выяснилось в ходе судебных разбирательств, могли изловить Пичушкина еще после... первого убийства. И вот тогда их ответный ход в «партии» помог бы избежать других жертв. Но увы...

Расправившись с первой жертвой - своим другом Михаилом Одийчуком, - Пичушкин ждал, что за ним вот-вот придут. Милиционеры, искавшие Михаила, опросили всех его знакомых, узнали, что Пичушкин заставил парня написать предсмертную записку (!) и... ничего не заподозрили.

Дальше была выжившая 13-я жертва Мария Виричева. Но ей участковый велел заявления не подавать, а написать, что в колодец она упала сама. Девушка без московской прописки настаивать не стала...

Не прислушались милиционеры и к рассказам еще одного выжившего - Миши Лобова. Не удосужились проверить знакомства всех пропавших (погибших). Таких примеров в деле полно.

«Отличилась» и прокуратура. По найденным на Курьяновской аэростанции (туда ведет канализация, в которой Пичушкин «прятал» тела) жертвам так и не возбудили уголовные дела. А тел-то было 29! И это на «тихой» станции, где и простое хулиганство - ЧП. И это в то время, когда по соседству массово пропадали люди.

В общем, поймать Пичушкина удалось лишь благодаря... ему самому. Он знал, что последняя жертва Марина Москалева оставила сыну записку с его именем и номером телефона. Но все равно убил - инстинкт убийцы пересилил страх. И только после этого наконец попался. Сам начал «партию», сам ее и завершил.

ПРИЗНАНИЕ

«Если бы заполнил всю доску, изменил бы «почерк»

- Если бы я убил 64 человека и заполнил всю доску, - на допросах пояснял следователю маньяк, - то я что-то изменил бы в своих убийствах. Например, стал бы убивать только женщин или только молодых парней.

В какой-то период Пичушкин захотел обогнать знаменитого Чикатило, но потом решил, что главное - не количество, а качество. Убивал не всех подряд, а только тех, кто ему нравился. А после убийств Пичушкин испытывал небывалое возбуждение.