Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Политика15 января 2008 22:00

Французы арестуют наш Стабфонд?

Швейцарская фирма Noga продолжает раскручивать Россию на деньги

Скандал, вспыхнувший в понедельник из-за печально известной для нас швейцарской Noga, и не думает затихать. Напомним, что по иску фирмы французский суд заморозил счета за рубежом банка ВТБ, Минпромэнерго, Минфина России, «Рособоронэкспорта», Центробанка и еще ряда российских ведомств - якобы за то, что Россия по-прежнему должна Noga миллионы евро. А вчера появились более тревожные вести - дело в том, что, если наша страна в экстренном порядке не опротестует решение суда, под угрозой ареста может оказаться Стабилизационный фонд страны. А это ни много ни мало - почти 157 миллиардов долларов, размещенных в ценных бумагах иностранных государств. Как же мы дошли до жизни такой?

История с фирмой Noga берет свое начало в 1991 году. Тогда первый вице-премьер российского правительства Геннадий Кулик, совмещая до кучи должность министра сельского хозяйства страны, подписал с компанией Noga кредитное соглашение. По нему Россия обязалась поставить фирме нефтепродукты на общую сумму в $1,426 млрд. Швейцарская сторона, в свою очередь, должна была расплачиваться за это помидорами и удобрениями. Однако в 1993 году наше правительство в одностороннем порядке разорвало договор. Хотя президент Noga утверждает, что со своей стороны он выполнил все условия. С тех пор и судимся. Несколько раз международные суды признавали правоту швейцарцев, периодически арестовывая наше имущество за границей.

Бывший начальник Департамента обслуживания внешнего долга России Минфина РФ Андрей Черепанов видит во всем этом коррупционный момент:

- Долг можно было урегулировать давным-давно, но, похоже, это никому не выгодно. На юристов, «обороняющих» Россию от Noga, потрачено уже больше, чем стоил весь долг. И в том, что вся эта ситуация кому-то была очень выгодна, я не сомневаюсь ни секунды.

Примерно к таким же выводам когда-то пришел и Александр Шохин, который в 1992 году, находясь в ранге вице-премьера, прочитал условия договора и понял, что составлен он исключительно в интересах Noga. Однако сразу после того, как на него, по собственному признанию, стало оказываться давление, он понял еще больше: «Тогда у меня появилась мысль, что это не просто глупость».

Сам «виновник торжества», экс-министр сельского хозяйства Геннадий Кулик, трудящийся нынче депутатом Госдумы РФ, склонен считать, что его подпись под первым договором не имеет ничего общего с этим конфликтом:

- Noga? Я с 1997 года не в правительстве и никаких разъяснений не могу дать. Я ничего не знаю. Причем здесь моя подпись и нынешние долги? Там много подписей стояло... Я не в курсе дела.

- А юристы говорят, что договор был изначально составлен в пользу Noga...

- Когда я уходил из правительства, долг перед фирмой был всего 5 миллионов долларов. А кто потом заключал договоры, какие решения принимали суды, почему долг стал таким большим - не знаю.

Тяжбы продолжались и при последующих правительствах страны. И вот в 2006 году появилась информация, что долг в размере около 70 миллионов долларов выкупил за правительство коммерсант Алекс Коган. И по идее Noga должна требовать деньги именно с него. Но ничего подобного. И, по словам экспертов, только срочные действия российской стороны могут остановить международный правовой беспредел: а примерно так комментируют ситуацию отечественные юристы.