Премия Рунета-2020
Москва
+7°
Boom metrics
Общество14 апреля 2008 22:00

Московские власти задумали пересадить народ на электромобили

Первые образцы таких машин появятся в столице уже этим летом

Власти упирают на экологию. Выхлопных газов электромобиль не выделяет, а значит, не загрязняет воздух. Ведь около 90% вредных выбросов в атмосферу столицы поставляет автотранспорт.

Затея влетит столичным властям в копеечку: закупать импортные электромобили решено аж по 80 тысяч евро за штуку. Всего на их покупку из бюджета столицы выделено 114 миллионов рублей. Этих денег хватит примерно на 38 машин. Электромобили будут ездить по территории больничных городков, стадионов, а еще развозить по Москве еду в детсады и школы.

- Первые электромобили появятся в столице уже летом, - заверил глава Департамента транспорта Москвы Леонид ЛИПСИЦ. - Кроме того, в июле на маршрут 12Ц выйдет первый в Москве электроавтобус, сделанный в Италии. Большая часть маршрута идет по Тверской, поэтому москвичи и приезжие чудо-технику заметят сразу.

Но покупкой первой партии электромобилей дело не закончится. Парк их будут постоянно увеличивать. А чтобы сэкономить, власти решили наладить сборку электрокаров прямо в столице. На Тушинском автобусном заводе и ЗИЛе откроют цеха, где электрические машины планируется делать на базе «бычков» и «Газелей»! На «проектно-изыскательские работы» выделяется 12 миллионов рублей. Еще 8 миллионов выделяют на переоборудование АЗС, где электромобили будут заправляться.

А чтобы новинки начали покупать и частники, мэрия планирует ввести кучу льгот. Например, освободить их владельцев от уплаты транспортного налога. Сейчас рассматриваются предложения разрешить им, как на Западе, бесплатную парковку, а в перспективе - выезд на полосы общественного транспорта (они должны появиться на многих московских магистралях), на которые обычному бензиновому частнику проезд будет заказан.

Насколько оправданна дорогостоящая затея?

- 80 тысяч евро за штуку - это очень и очень дорого, - считает Евгений ГОНТМАХЕР, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАМН. - С другой стороны, экологические мероприятия во всем мире стоят дорого! Если деньги в бюджете есть, то закупка электромобилей оправданна. Другое дело, что закупать их нужно честно, в результате конкурса. Чтобы не получилось, что автомобиль стоит 20 тысяч евро, а покупают его за 80, как это часто бывает.

Кстати, бензиновая «Газель», на основе которой хотят делать «электрическую», стоит около 10 - 12 тысяч евро. «Бычок» - 14 - 16 тысяч. Станет ли автовладелец-частник покупать «электрический» аналог, который явно будет дороже?

- Всерьез говорить об электромобилях в Москве пока рано, - уверен специалист компании «Экостандарт» Денис АНАНЬЕВ. - У нас нет ни сервисных центров, ни оборудования для зарядки машин - вообще ничего. Может быть, более логично развивать газовый транспорт, работающий на метане? Такие автобусы по Москве уже ездят, и они дают очень чистый выхлоп! Запад вовсю пользуется и биотопливом. В отличие от электричества, которое вырабатывается путем сжигания газа и угля, то есть невозобновляемых природных ресурсов, оно производится из кукурузы, соевого масла. Они как растут, так и будут расти. А газ когда-нибудь закончится. Так у какого энергоносителя лучше перспективы?

МНЕНИЯ

ЗА

Алексей ЛАРИОНОВ, старший менеджер по продажам иномарок:

- Машины будущего - это транспорт с электротягой. Хотя бы потому, что запасы нефти не бесконечны. Электрокары и раньше бы стали серийными, если бы не цены. А так купить машину может любой россиянин, несмотря на то, что официально в страну их не поставляют - «серые» дилеры доставят все, что закажете.

ПРОТИВ

Михаил БЛИНКИН, научный сотрудник НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

- Была уже идея построить дорогу по крышам домов... Ну и чем все это закончилось? А что стало с монорельсовой дорогой? Вот и на этот раз у нас опять вместо решения проблемы просто фантазии какие-то. Что, от такого транспорта у нас дорожное движение улучшится? Нет. Экология?

В западном мире машин гораздо больше, но никто не задыхается от газов - потому что проблема решена по-другому, правильно. А эта зарядка автомобилей по ночам - во сколько же это выльется городскому бюджету?!

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Этим машинам нужен теплый гараж!»

Электромобили в Москве вовсю используются, но пока только детские. Оказывается, в условиях русской зимы их нужно использовать очень осторожно.

Дмитрий ТОРМОЛОВ, менеджер компании «Симбел», торгующей электромобилями:

- Зимой на электромобилях ездить можно, но проедут они меньше, чем летом. Ведь чем ниже температура, тем меньше плотность электролита в аккумуляторе. А значит, и работать он будет меньше, и заряжать его надо чаще. Хранить электромобили лучше в тепле. При минус 20 градусах аккумулятор может просто лопнуть.

А КАК У НИХ?

Где уже ездят «электроники»

В США сегодня их около 100 тыс. Во многих штатах даже продают комплектующие для перевода обычной машины в электромобиль.

В Вестминстере, самом проблемном в экологическом отношении районе Лондона, станциями подзарядки оборудованы около 100 парковок.

В Париже тоже существуют бесплатные станции подзарядок. А расходы по покупке батарей (мощные батареи не могут стоить дешево, а срок их действия пока не превышает 1 года) берет на себя городской бюджет.

КСТАТИ

Пять интересных фактов

1. Сегодня электромобили не являются новинкой. Первые такие тачки появились еще в XIX веке. И первой машиной, преодолевшей барьер 100 км/час, в 1899 году стал автомобиль Jamais Contente, сконструированный в Бельгии. Почему же такие машины не пошли в тираж? Все дело в нефти - пока она оставалась дешевой, машины на топливе были выгоднее.

2. Автомобили с классическими двигателями «подзаряжаются» на бензоколонках. Для электромобилей нужен доступ к заземленному разъему-розетке. В западных странах станции с такой «подпиткой» есть во многих городах. В России - пока ни одной.

3. Вы сами наверняка сталкивались с микроэлектромобилями: к их семейству относятся детские электромашины (см. фото слева). Они работают от батарей.

4. Многие автоконцерны (General Motors, Renault, Nissan, Opel) планируют переходить на серийное производство электромобилей c 2010 года. А Mitsubishi запускает проект уже через несколько месяцев.

5. В России пытались сконструировать электромобиль еще в 70-е годы XX века. Тогда эти машины собирались на базе «ВАЗ». Но в то время была выявлена серьезная проблема, связанная с обогревом салона зимой. И поэтому все предложения по сборке электромобилей так и остались на стадии попытки.

Стоит ли овчинка выделки?

ПЛЮСЫ

Отсутствие вредных выхлопов.

Управлять такими машинами проще по сравнению с автомобилями с МКП.

Экономичны в использовании.

МИНУСЫ

Им требуется постоянная подзарядка.

Пока электромобили - диковинка, поэтому с регистрацией могут возникнуть проблемы.

Высокая цена.

Требуется построить электрозаправки для подзарядки.

Лада Корниенко и Никита Миронов ждут ваших откликов на нашем сайте