Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество14 декабря 2008 22:00

Хочешь прилично зарабатывать? Иди учиться в колледж!

На Всероссийской итоговой конференции «Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики» было решено создать ресурсные центры на базе бывших училищ и начать обучать в них нужным для страны профессиям
Сегодня - в учебной мастерской, а завтра - на предприятии.

Сегодня - в учебной мастерской, а завтра - на предприятии.

Работодателю интереснее училища, чем вузы

Если бы не было кризиса, то стоило его придумать хотя бы для того, чтобы наконец честно себе признаться: не нужно нам столько специалистов с высшим образованием. Если пару лет назад каждый второй работодатель требовал от соискателя «вышку» (пригодится не пригодится она на работе - дело второе), то сейчас стало понятно - вузовская корочка отнюдь не гарантирует, что ее обладатель - грамотный специалист.

Работодатели потянулись к учреждениям начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Именно в них они видят кадровый потенциал, и не напрасно. Об этом на прошедшей в минувший четверг Всероссийской итоговой конференции говорил вице-премьер правительства РФ Александр ЖУКОВ:

- По запросам работодателей в сфере НПО и СПО разработано 250 новых программ в 2007 году и 352 - в 2008 году. Обучаются по новым программам уже 25 000 человек.

Крупные предприятия хотят быть уверенными в том, что на работу к ним придет не полукриминального вида недоучка, а уверенный современный человек, который гордится своей профессией.

- «Синий воротничок» на Западе - вовсе не ругательное выражение, - считает исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Елена СОБОЛЕВА, - это достойный образ жизни, это хорошая зарплата, это возможность учить своих детей. Наше общество тоже движется в этом направлении, и уже завтра конкурс в учреждения НПО и СПО может нас удивить.

Количество перейдет в качество

В наследство от советских времен нам досталось огромное количество начальных и средних профессиональных учебных заведений. Существование они влачили по большей части жалкое, конкурс отсутствовал в принципе, оборудованием учебных мастерских впору было пугать впечатлительных иностранцев, которые такого не видели лет приблизительно пятьдесят. Таких полуголодных, обветшавших заведений в стране было почти шесть тысяч!

Национальный проект совершил в этой сфере грандиозный прорыв. Хотя, казалось бы, конкурсные деньги получили всего около 5% училищ по стране. Но ведь задача «накормить» всех вовсе не стояла! Министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО рассказал об этом на своей пресс-конференции:

- Мы не ставили задачу перед собой - переобустроить учреждения, принадлежащие федеральному центру (во многих регионах есть училища, принадлежащие местным властям, а есть - федерального подчинения. - Авт.). Но это технически невозможно. И неправильно! Потому что все-таки есть и ответственность регионов. Мы хотим запустить каталитическую реакцию: показать, что и как можно сделать из учреждений начального и среднего профессионального образования.

А сделают из них в итоге так называемые ресурсные центры. Они объединят вокруг себя несколько учреждений НПО и СПО и сосредоточат мощности для обучения нужным для конкретного региона специальностям.

Разумеется, в состав таких ресурсных центров попадут не все. Кое-какие училища, возможно, останутся за бортом, и к этому надо быть готовыми.

- Какое количество ресурсных центров будет создано по России - трудно сказать, но совершенно очевидно, что инфраструктура будет измеряться цифрами 200 - 300 единиц. Сеть учреждений НПО и СПО будет оптимизирована. Количество уменьшено, но качество должно резко возрасти, - объясняет Елена СОБОЛЕВА.

Из ПТУ - в вуз, а государство платит?

Пока в стране господствовало представление о том, что высшее образование необходимо всем и каждому, так случалось часто. Закончил человек свое среднее профессиональное образование - и бегом сдавать документы в вуз. Спрашивается, зачем государство потратило деньги на его обучение, если работать по специальности он все равно никогда не выйдет? Приобретет диплом какого-нибудь менеджера - и поминай как звали. Чтобы этого не происходило в массовом порядке, государство совместно с Минобрнауки работает над повышением престижа рабочих профессий. Много делает и бизнес.

В этом году софинансирование учреждений НПО и СПО со стороны работодателей составило 6,8 млрд. рублей, и это больше, чем вложило государство. Развивается система заказов: предприятия делают запрос в училище на специалистов определенного профиля, помогают разрабатывать соответствующие ученые программы, организовывают практику, а потом приглашают выпускника к себе на работу. Таким образом выпускники училищ получают почти стопроцентную гарантию трудоустройства. Сейчас, в условиях кризиса, это особенно важно.

ПТУ помогут государству выйти из кризиса

Надвигающаяся безработица пугает многих. Особенно представителей финансовых и гуманитарных специальностей. Вот тут и помогут начальные и средние профессиональные учебные заведения. Как отметил Андрей Фурсенко, «в рамках преодоления тяжелой экономической ситуации одна из задач - обеспечить переподготовку, переориентацию специалистов. И на это будут выделены существенные деньги». Министр сообщил, что проект этот рассматривается, и такая работа даст свои плоды уже к 2010 году. Несмотря на сложную ситуацию с деньгами, финансирование НПО и СПО в рамках нацпроекта «Образование» будет продолжаться. Государство надеется, что будут участвовать в реформировании училищ и работодатели. Потому что грамотные кадры - это будущее бизнеса, а все кризисы все равно когда-нибудь заканчиваются.

ЦИФРЫ

Софинансирование учреждений НПО и СПО в 2008 году:

52,49% - средства работодателей;

42,67% - средства субъектов РФ;

4,84% - внебюджетные средства самих образовательных учреждений.

КСТАТИ

Как работодатели сейчас помогают начальным и средним профессиональным учебным заведениям:

- формируют перечни направлений подготовки (специальностей);

- разрабатывают и реализуют программы профессионального обучения, оказывают помощь в создании новых профессиональных стандартов;

- контролируют качество профессионального образования.

Какие формы взаимодействия будут наиболее эффективны в будущем:

- практика или стажировка на предприятии;

- совместная реализация социальных программ по закреплению молодых специалистов - выпускников НПО и СПО на предприятии;

- участие в разработке квалификационных требований по специальности;

- организация переподготовки мастеров производственного обучения.