Задать свой вопрос можно на сайте (в разделе “комментарии” к этой заметке) или по по электронной почте dobruhak@kp.ru
В сентябре 2006 года я купил в автосалоне у официального дилера автомобиль с гарантийным сроком 3 года эксплуатации или 100 тыс. км пробега. На данный момент автомобиль прошел 91 тыс. км. За период эксплуатации вышли из строя и были заменены по гарантии одиннадцать узлов и деталей, в том числе три амортизатора (на разных колесах).
Подскажите, пожалуйста, могу ли я требовать сейчас у автосалона замены моего автомобиля на новый на основании аналогичных поломок и что для этого нужно сделать?
С уважением, Евгений
Автомобиль входит в число технически сложных товаров, которые в случае обнаружения дефектов позднее 15 дней после покупки можно менять на новые, качественные товары при соблюдении любого из следующих трех условий:
1) Поломка относится к существенным недостаткам. Такими признаются дефекты, которые вообще неисправимы либо проявляются неоднократно, вновь после ремонта и другие подобные серьезные недостатки.
2) Товар несколько раз попадает в гарантийный ремонт, в результате чего выбывает из эксплуатации на срок более 30 дней в общей сложности в течение одного гарантийного года.
! Обратите внимание: речь идет именно о гарантийном годе – он начинает отсчитываться по общему правилу с момента передачи автомобиля покупателю.
3) Товар сдается в гарантийный ремонт, и сервисный центр нарушает срок ремонта – хотя бы на один день.
Напомню, на сегодня предельный срок гарантийного ремонта может составлять не более 45 календарных дней.
Таким образом в вашем, Евгений, случае, по всей видимости, имеются сразу две «зацепки» для замены дефектного автомобиля. С одной стороны – проявление недостатков вновь после ремонта, что свидетельствует о существенности дефекта.
С другой стороны – нахождение автомобиля в ремонте несколько раз (хотя бы два) в общей сложности более 30 дней в течение одного года гарантии (это можно предположить, исходя из вашего сообщения о частоте ремонтов).
В то же время важно иметь в виду: предъявить требование о замене некачественного автомобиля можно только тогда, когда он сломается в очередной раз, а если сейчас после ремонта машина на ходу, то, соответственно, оснований предъявлять претензии пока нет.
В случае поломки авто для его замены вам нужно будет поступить следующим образом.
1) Подготовить письменную претензию в автосалон.
В ней укажите, что автомобиль эксплуатировался вами в строгом соответствии с инструкцией, однако в период гарантии стали обнаруживаться недостатки производственного характера, что подтверждается документацией сервисного центра.
Эти недостатки проявлялись неоднократно, вновь после ремонта, что является свидетельством существенности дефектов в соответствии с преамбулой Закона «О защите прав потребителей» и дает право требовать замены некачественного технически сложного товара на основании ст. 18 закона.
Если ваша машина находилась в нескольких ремонтах более 30 дней в течение года гарантии, то укажите также и это.
2) Приложите к претензии копии справок (актов, заключений) сервис-центра, подтверждающих сдачу-приемку авто в ремонты и характер устранявшихся недостатков, а также заключение о дефекте, который стал «последней каплей» и основанием для вашего обращения в автосалон с требованием о замене машины.
3) Напомните администрации салона-продавца об установленном законом сроке выполнения требования потребителя о замене некачественного товара: не более 20 дней. Обратите внимание: даже если на день обращения покупателя необходимый для замены товар у продавца отсутствует (скажем, салон будет ссылаться, что новое авто надо заказывать за границей), то срок может быть продлен так, чтобы в общей сложности получилось не более одного месяца (ст. 21 Закона «О защите прав потребителей»).
Также сообщите менеджеру салона, что за нарушение законного срока выполнения требования магазин выплачивает покупателю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки (согласно ст. 23 закона). Учитывая цену авто, неустойка может «накапать» весьма приличная – тем более, что ее максимальный размер для таких случаев закон не ограничивает.
В завершение хочу обнадежить вас: практика показывает, что отстоять свои права потребителю вполне реально, а в случаях, когда «автомобильные» дела доходят до суда, покупатели зачастую выигрывают и получают очень весомые компенсации (подробнее об этом см. на нашем сайте в разделе kp-avto).