Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды13 июля 2009 22:00

Павел Лунгин мог бы снять «Тараса Бульбу»

Знаменитому российскому кинорежиссеру исполнилось 60 лет [видео + фото]

Сбегаясь на показ «Царя» в Каннах, французские журналисты взахлеб обсуждали прежние фильмы Лунгина. На премьере «Олигарха» в Локарно, где вечерние сеансы проходят на площади под открытым небом, швейцарская публика не дрогнула под проливным дождем. А «Остров» стал первой российской картиной, показанной на закрытии старейшего в мире Венецианского кинофестиваля.

Один из самых известных в мире российских кинорежиссеров не сразу ступил на дорогу своего будущего триумфа. Сын известного сценариста Семена Лунгина («Агония», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен») зачем-то окончил отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ и только потом поступил на Высшие сценарные курсы. С середины 1970-х Лунгин сочиняет сценарии ничем не выдающихся молодежных комедий, приключенческих фильмов - «Все дело в брате», «Конец императора тайги», «Непобедимый», «Все наоборот». Перестройка открывает Лунгину возможность реального самовыражения и дарит знакомство со знаменитым французским продюсером Марином Кармицем. Результатом их сотрудничества становится режиссерский дебют Лунгина - картина «Такси-блюз», снятая в непривычном для российского экрана «заокеанском» жанре «мужского фильма». Первый же фильм приносит Лунгину приз за режиссуру Каннского фестиваля. Зарубежные продюсеры засыпают его предложениями.

- Вы не раз отказывались от лестных продюсерских предложений. Слышал, вам и «Тараса Бульбу» экранизировать предлагали. Чуть ли не с Марлоном Брандо в заглавной роли.

- Я должен был это снимать, но потом возникли сложности. Хотя сделать «Тараса Бульбу» было бы интересно... Но понимаешь, «большой проект», большие деньги - это очень опасная вещь, капкан для режиссера. Заниматься искусством, когда в дело вовлечены большие средства, очень сложно.

Трагикомические сюжеты Лунгина, почерпнутые им из недр народной жизни, всегда поднимали «моральные проблемы», задавали «проклятые вопросы» - из тех, которыми маялись герои русской литературы. Эта вечная русская «маета» когда-то неплохо конвертировалась на Западе, сейчас до нее вновь «дозрела» испорченная телевизором отечественная киноаудитория. Лунгин тоже не скрывает, что не сразу пришел к своему нынешнему пониманию духовности.

- По духу я экстремист, - говорил он мне перед венецианской премьерой «Острова». - У меня была довольно бурная молодость, я много занимался саморазрушением... Но на каком-то этапе путь внутреннего поиска привел меня к Богу. Я понял, что человек не создан для того, чтобы жить только материальными интересами.

Новый фильм Лунгина «Царь» с Петром Мамоновым и Олегом Янковским тоже об этом. Он выйдет на наши экраны в День народного единства, 4 ноября.

Смотрите фотогалерею:

Кадры из фильмов Павла Лунгина