Сегодня 12 Февраля
Погода +4°C
КП в социальных сетях: facebook Komsomolskaa-pravda odnoklassniki group kpru twitter onlinekpru vkontakte club15722194

Никита Кричевский: «Помогать экономике нужно, но только не деньгами!»

Будет ли в России вторая волна кризиса, почему упорно не снижаются цены на нефть и как разрубить гордиев узел моногородов?
Если вам понравилась эта статья:
- Никита Александрович, вот вроде бы цифры говорят о том, что жизнь потихонечку налаживается. А экономисты в то же время через одного трубят о второй волне кризиса. Объясните!
 
- Для начала приведу немного цифр. В 2000 - 2008 годах денежные доходы населения выросли в 6,4 раза, а выданных потребительских кредитов стало больше - не падайте со стула - в 79 раз! Да, это были действительно тучные годы, что и говорить... Но как мы воспользовались этим богатством? Мы даже ВВП за 8 лет не удвоили - рост с 2000 по 2008 год всего лишь 82%! Цифры красноречивые, верно?
 
Теперь о том, что происходит сейчас: за год цена на нефть упала в 2 раза. Река иностранных кредитов, питавшая нашу страну, наше призрачное благополучие и «тучность», пересохла. Иностранцам теперь не до вложений в развивающиеся страны - самим бы не пропасть!
 
С другой стороны, легкодоступные месторождения полезных ископаемых выработаны. Все нефтяные «пенки» наши нефтяные короли уже сняли, теперь надо бурить глубоко, но на это нужны большие деньги. А их нет, потому что мы все свои нефтедоллары пропили-прогуляли... Вот и остаемся у разбитого корыта: свое производство потребительских товаров уничтожено импортом, спроса нет, возможностей продавать еще больше сырья нет, инфраструктура изношена, кредитов нет. Падаем носом в землю...
 
«АМЕРИКАНСКИЕ БАНКИ НАДУВАЮТ ПУЗЫРЬ»
 
- Не понимаю, а почему тогда растет фондовый рынок? Уже сколько месяцев растет! Ведь инвесторы тоже не дураки - они-то уж наверняка знают все проблемы нашей экономики...
 
- Да, действительно, фондовый рынок растет из-за цен на нефть. Больше, чем у нас, он, кстати, только в Китае вырос. Но в Поднебесной и экономика выросла, а у нас она продолжает падать. Что же касается мировых цен на нефть, поддерживающих наш фондовый рынок, то это пирамида. Это новая сырьевая пирамида, которая обязательно рухнет и приведет к плачевным последствиям для нас: второй волне кризиса, новой девальвации рубля.
 
- Вот все твердят про нефтяные цены: пирамида, пирамида. А мне не верится в эти ужастики. Уже сколько месяцев цены на нефть растут - и ничего. Неужели инвесторы такие дураки, что, обжегшись на ипотечных бумагах, роют сами же себе новую яму? И потом, сырья в мире мало, и ничего с этим не поделаешь...
 
- Могу показать на цифрах. Потребление растет только в Китае, но он берет на себя только 9% от мировых потребностей. В США и Евросоюзе, которые на двоих сжигают 41% всей мировой нефти, экономика падает, потребление сырья тоже падает. Зато добыча нефти в мире увеличивается. На фоне этого за год просто сгорело, то есть растворилось, исчезло из экономической природы уже $7,4 триллиона «спекулятивных капиталов». То есть денег нет, желающих купить товар нет, а самого товара - завались. Какой после этого может быть рост цены?
 
- Но ведь растет же!

Доктор экономических наук Никита Кричевский
Доктор экономических наук Никита Кричевский
- Это спекуляции. Смысл в том, чтобы заработать на росте цены и быстренько выскочить с денежкой в кармане. Кто это делает? Я скажу: этот пузырь надувают прежде всего американские банки, которые в прошлом году получили массированную финансовую поддержку.
 
- А смысл? Зачем им спекулировать, если у них и так дыры в балансе?
 
- Чтобы побыстрее вернуть деньги. Они, чтобы получить эти триллионы от администрации Обамы, заложили акции, платят за обслуживание кредита 5% годовых и, главное, отказались от бонусов менеджерам. Теперь они хотят вернуть это все себе. Тяжело им без бонусов...
 
«ВАЗ НУЖНО ПРОДАТЬ ИНОСТРАНЦАМ»
 
Действительно бедные... Заварили такую кашу... А главное, из-за этих спекуляций страдает производство. Так что давайте лучше поговорим об отраслях, которым нужна реальная поддержка. Кому на Руси жить хуже всего сейчас?
 
- Плохо приходится всем. У нас более глубокие темпы спада экономики были только три раза за последние 100 лет: в 1917 году (-18,2%), в 1993 году (-14,5%) и в 1995 году (-12,7%). Если говорить о самых больших темпах спада - это металлопрокат (в 2 раза), производство автомобилей (в 2,6 раза), а также станков. А вот кому поддержка не нужна - так это торговле. У нее и так все неплохо. Вспомните, как премьер Путин ходил в магазин и лично убедился, что торговая наценка достигает 70, а то и 100%. Если бы у всех был такой мощный запас прочности...
 
- Задам извечный русский вопрос: что теперь делать?
 
- Помогать! Отраслям нужно помогать, но только не деньгами. Нам нужны новые технологии, давайте закупать нашим заводам иностранные производственные линии, которые нынче подешевели в разы. Давайте повышать энергоэффективность - вот президент Медведев об этом уже задумался на банальном примере лампочки Ильича. На самом деле кризис с этой точки зрения - благодатное время. У нас пока еще есть деньги, есть желание, есть очень выгодные предложения от зарубежных производителей. Давайте закупать строительные краны, станки, конвейеры...
 
- Так как раз это уже и делается. Вот Сбербанк покупает «Опель», хоть и со скрипом, и китайцы грозятся увести. Хорошая идея?
 
- Нет! Лично у меня она вызывает патриотическое возмущение. У нас, например, «ИЖ-авто» на днях обанкротился! И на этом фоне российский государственный Сбербанк покупает немецкий концерн.
 
Ничему нас история не учит! В 1992 году немецкий «Фольксваген» купил чешскую «Шкоду», которая на тот момент машины делала - что-то типа наших «Жигулей». Ну, может, чуть-чуть получше. За полтора года немцы поменяли оборудование, переучили работников. Что мы имеем теперь: «Шкода» выпускается с немецким качеством и отлично продается во всем мире. Может, стоило не «Опель» покупать, а, наоборот, продать АвтоВАЗ, скажем, «Рено»...
 
«ЦЕНЫ НА ЖИЛЬЕ УПАДУТ В ДВА РАЗА»
 
- Чтобы покупать импортное оборудование, нужны деньги. А банки кредитов не дают - говорят, собственники неэффективные. Вот государство и дает за банки кредиты. Но почему-то это пока не помогает...
 
- Представьте себе картину: стройки заморожены, но мы все равно даем цементному заводу деньги, чтобы только он не останавливался. Ну можно найти денег на месяц, на два. Наказать пару олигархов, которые заводы останавливают. Завод поработает на склад. А что потом? Ну не нужен нам этот цемент, хоть ты тресни, если дома не строят. Его даже хранить негде будет... В итоге - для бюджета безумные потери, а заводу уже ничто не поможет.
 
С другой стороны, мы стоим перед фактом: 40% нашей экономики сосредоточено в 460 монопрофильных городах. Сегодня продукция, которую выпускают градообразующие предприятия, за редким исключением никому не нужна. Устаревшие технологии, цена выше зарубежных аналогов в несколько раз, за границу это не продать... Тут не кредиты и госгарантии нужны, чтобы вытащить эти предприятия. Я считаю, нужно действовать жестко: банкротить, отдавать эффективному собственнику и модернизировать. Процесс сложный, но чем быстрее мы проведем эти процедуры в Пикалеве, Светлогорске, Рубцовске и так далее, тем быстрее мы вылезем из экономического штопора.
 
- Эффективный собственник - это государство? Вы предлагаете взять все и национализировать? Советское правительство не было эффективным собственником...
 
- Нет, не так. Вот в последнее время говорится о государственном финансировании строительства жилья. Но что мы будем финансировать? Производство цемента, который в 2 - 3 раза дороже турецкого? Обогащение чиновников, получающих откаты по 40% от цены квадратного метра? Чтобы опять подавляющее большинство россиян не могли и мечтать о своей квартире?
 
- Значит, вы тоже думаете, что цены на жилье должны упасть?
 
- Обязательно. Хотя этого и не хочется бизнесменам и сидящим на откатах чиновникам. В Москве цены с начала кризиса снизились на треть в долларах, а в других регионах - в 2 раза и в рублях. Мой прогноз относительно цен на столичную недвижимость - к концу этого года, если считать с начала кризиса, цены снизятся в два раза. Хотите совет? Если продаете квартиру - делайте это побыстрее, пока еще дорого. Хотите купить жилье - не торопитесь, лучше повремените.
 
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
 
Никита КРИЧЕВСКИЙ, научный руководитель Института национальной стратегии. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию, после чего ушел работать в банковские структуры, не оставляя научной работы. В 2004 году защитил докторскую. Автор нескольких монографий, более 200 статей.
 
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
 
Агван МИКАЕЛЯН, гендиректор компании «Финэкспертиза»: «ВВП будет расти и дальше»
 
Во втором квартале этого года Росстат показал небольшой промышленный рост. А ведь я это предсказывал еще в феврале! Иначе и быть не могло!
 
Экономика сейчас устояла, основной удар мирового финансового кризиса она явно выдержала, и восстановление уже началось. Конечно, чудес ждать не стоит, но мы видим, что растут и промышленность, и ВВП. Так что я полон оптимизма!
 
Что же касается цен на нефть, то месяц назад был риск того, что надуется пузырь, тогда цены за какой-то период упали на 7 - 10%, а потом стабилизировались. Я думаю, экономически обоснованная цена - в коридоре от 40 - 45 до 75 - 80 долларов за баррель.
Поделитесь с друзьями:
  • Facebook
  • Мой мир Мой мир
Показать код
Комментарии
97
  • Борис
    20.08.2009, 14:49

    Почему очень часто упоминая: тучные годы и полученные кредиты которые проели используют местоимение МЫ? Вроде как кто то украл, а украденное требуют со всех. Нельзя всех гуртом, всё население РФ упрекать в том к чему оно не имеет отношения. Стыдить надо только того кто много взял и ни чего государству не вернул! Пускай хоть в знак доброй воли и осознания вины отдаёт замки и котеджи.

  • ?
    20.08.2009, 14:45

    Почему очень часто упоминая: тучные годы и полученные кредиты которые проели используют местоимение МЫ? Вроде как кто то разворовал, а за украденное требуют со всех. Нельзя всех гуртом, всё население РФ упрекать в том к чему оно не имеет отношения. Стыдить и требовать надо только с того кто много взял и ни чего государству не вернул! Пускай хоть в знак доброй воли и осознания вины отдаёт замки и котеджи.

  • сергей
    20.08.2009, 13:05

    ууууууууууу пучеглазый изыди

  • Галич
    20.08.2009, 12:58

    Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
    Не бойтесь мора и глада,
    А бойтесь единственно только того,
    Кто скажет:"Я знаю, как надо!"

  • аудитор
    20.08.2009, 9:16

    Критика должна быть конструктивной - а не на уровне "сам дурак".Согласна со многими доводами - все эти доктора околовсяческих наук типа Ясина,Гонтмахера,Маркова и пр. со всеми их псевдоакадемическими институтами - балласт,выгодный власти для запудривания мозгов обывателя красивыми полунаучными фразами. Но за что я уважаю Кричевского - он один из немногих,кто разглядел СИСТЕМНОСТЬ этого кризиса и не побоялся публично отстаивать свою точку зрения.Прислушиваться надо именно к таким экономистам.

  • Gen
    20.08.2009, 7:42

    БИЗНЕСМЕН это тот, кто создает новый полезный продукт или новую услугу, один или с коллективом единомышленников, и за это получает от общества, на открытом рынке стоимость этой новизны. Все наши ПСЕВДОБИЗНЕСМЕНЫ ничего подобного не ДЕЛАЛИ. Весь их ПСЕВДОБИЗНЕС построен на захвате через того и ли иного ЧИНОВНИКА финансовых потоков сформировавшихся в СОВКОВСКУЮ эпоху. Именно, это они могут делать лучше других. Создавать и строить они не УМЕЛИ никогда!!!
    Мы «ДУШИМ» своего СПАСИТЕЛЯ - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ-СОЗИДАТЕЛЯ еще в «колыбели», не создавая для него благоприятных условий, не отделяя его от ПСЕВДОБИЗНЕСА, тем самым создавая для себя же ПРОБЛЕМУ-КРИЗИС-ТУПИК. Выход из тупика только один – СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЯ-СОЗИДАТЕЛЯ. ЧТОБЫ ОН БЫЛ!!!

  • гость
    20.08.2009, 4:39

    также не забывайте, что , за редким исключением, большая часть семей, в дополнение к этой зарплате, годам к 35 получала бесплатную квартиру - обычно однушку на двоих, двушку на троих, трешку на четверых. Кто-то получал раньше - мои родители получили в 32, кто-то позже - пара их друзей получила только к 39. Как мы теперь все знаем, рыночная квартира в ипотеку, даже без ценового пузыря, обходится семье в 30-35% семейного дохода за 25-30 лет. Так что квартиры - это нехилая прибавочка.

  • гость
    20.08.2009, 4:36

    Просто напомню, что плановый СССР с населением в 270 млн. на равных конкурировал во всех стратегических сферах с всем рыночным Западом с населением в 850 млн. человек, и имел военную машину равную по мощи всей западной, причем Запад качал колониальные налоги с половины мира, а СССР подкармливал за свои деньги вторую половину. А если б СССР не тратил деньги на всякие недоразвитые народы от поляков и никарагуанцев до корейцев и конголезцев, то у нас и потребительских товаров было бы столько же и не хуже, чем в США.

  • zzz
    20.08.2009, 3:31

    " докторов, как собак нерезанных, и каждый кричит - я знаю как..."
    Г-н доктор экономики- идите управляющим
    обанкротившегося завода или сельхозфермы
    слабо ????

  • Сидорова
    20.08.2009, 3:17

    Такое впечатление,что у журналистов имеется набор разрешенных вопросов - ответов,чтобы у прочитавшего не возникло никаких сомнений.Самый распространенный сейчас ответ-вопрос:
    //- Эффективный собственник - это государство? Вы предлагаете взять все и национализировать? Советское правительство не было эффективным собственником...//
    Советское правительство не могло быть собственником по той простой причине ,что средства производства принадлежали обществу.А насколько было эффективно производство можно судить по тому что мы до сих пор живем за счет него и видим как частные собственники, нещадно эксплуатируя людские и материальные ресурсы тащат страну в пропасть.

  • Юрий, Новосибирск
    20.08.2009, 2:43

    Если поставить целью государственный капитализм и возрождение единой страны, то ещё можно на что-то надеяться. Но в любом случае населению должны быть возвращены украденные у них деньги. Иначе никакого госкапитализма не получится, население всегда будет чувствовать себя отчуждённым от собственности, классовое противостояние будет развиваться именно в сторону тупика, который, как известно, «заканчивается стенкой». Или колючей проволокой.

  • Юрий, Новосибирск
    20.08.2009, 2:33

    Хорошо стыкуется со статьёй Делягина от 14 августа. Повторить свою коммент-статью?

    Ещё про наших "реформаторов" было сказано, что если бы реформы проводились не по докторским диссертациам экономистов-реформаторов, а по школьным учебникам, то они, реформы, вполне удались бы. И не было бы нынешнего дикого капитализма с нарастающим классовым противостоянием. С разрушенной экономикой и людьми, не живущими, а борющимися за выживание.

  • Кто в теме?
    20.08.2009, 2:32

    Почему ещё Путин и Медведев не наказаны, что довёли экономику до ручки?

  • Вохмянин
    20.08.2009, 2:32

    Все просто. Жить надо по средствам заработанным трудом, а не за счет ренты на природные ресурсы. А то производим плохие машины, а пол страны ездеет на импортных. За какие такие достижения. Что прозвел то и потреби, а хочешь импорт продай свои изделия зарубеж ( а не сырье) и покупай иномарку или что-нибудь от Версаче. Хочешь ездить на хорошей машине делай хорошие, изобретай, думай, трудись. Тогда и не будет никаких кризисов. А сегодня никто работать не хочет, а только бизнесом заниматься - там по дешевке купил. Здесь подароже продал или украл, что одно и то же. Работать надо.

  • Вспомним!
    20.08.2009, 2:06

    А что-то Аганбегян с Абалкиным притихли? Могли бы что-нибудь придумать типа того, как зарплата в конвертах и расцвет взяток и черного рынка - это всё они? Или забыли? А, может, не поняли? И чтобы добить - начать новую антиалкогольную компанию. А деньги ВАЗу действительно нельзя было давать, это правда.

  • аудитору
    20.08.2009, 0:57

    а давайте не смягчать критику в адрес автора ! Кто такой этот Кричевский ? Ещё один "молодой да ранний" экономист, ПРОДВИНУТЫЙ "вверх" еврейским научным кагалом. И ВСЁ !!! Ну ОТКУДА У ЭТОГО ПОТОМКА еврейской "экономической науки" такое право - ГОВОРИТЬ с пафосом и давать советы государству Россия ?!? Он уже и директор какого-то ЛИПОВОГО института - блин кого не возьми из известных евреев все возглавляют какие-то ЧАСТНЫЕ компании, НАЗЫВАЕМЫЕ ГОРДО ИНСТИТУТАМИ - Сатановский, Гонтмахер и другие, а теперь вот ещё и "сопливый" Кричевский "институтом" обзавелся :))) Нужно СДЕЛАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УКАЗАНИЕ на форму такого "института" - например: Ин-т Академии Наук РФ, ин-т при МИД РФ, ГОС. ! институт при ... НУ ПОНЯТНО О ЧЁМ Я ? О простом еврейском фокусе НАДУВАНИЯ собственной персоны :))) Вот Медофф в США надул себя аж на 53 млрд $. А Никите Кричевскому - в России это НЕ УДАСТСЯ ! Пусть едет на Родину. Историческую, и там "надувается" - в пляжный скезон - будет и спрос на него, как на матрац :)))

  • Финт
    19.08.2009, 23:46

    Тьфу ты, а я его за умного держала! Обанкротить нынешнего собственника и отдать эффективному - да где ты его возьмешь-то, родимый? В колбе вырастишь? А если и удастся - за него тут же возьмутся чиновники-взяточники, рейдеры и прочие элементы системы, пока не выровняют по общий уровень борделя.
    И не Сталин был персонально эффективным менеджером. СИСТЕМА была эффективная для большинства населения - полезна для народа, проще сазать.

  • Развелось
    19.08.2009, 22:55

    докторов, как собак нерезанных, и каждый кричит - я знаю как...

  • deep
    19.07.2009, 14:40

    Рассудите кто "эффективный собственник":
    СТАЛИН, который за 20 лет построил заводы, фабрики, гидроэлектростанции, жилье и т.д. и НЫНЕШНИЕ, которые за 20 лет ни одного значимого предприятия не построили? И при каком "собственнике" население РОССИИ увеличивалось?

  • Александр
    19.07.2009, 5:15

    Согласен с автором,только у нас заниматься работой мало кому получится.Верхи насквозь прогнили,а низы за эти годы работать разучились.Надо,видать,к новой волне инфляции готовиться...

Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Красной меткой отмечены обязательные поля
Ваш комментарий: