До столицы докатилась волна крупных автоаварий. Весь июль автобусы бились то в Сибири, то в Ростовской области, то в Калмыкии... И вот серьезное ДТП в святая святых - на Рублевке! Уж здесь, на правительственной трассе, где у каждого столба по гаишнику, казалось бы, никаких аварий быть не должно... Но бьются даже здесь. Почему?
«ПЕРЕДАВАЛ ДЕНЬГИ ПАССАЖИРАМ»
В подмосковном районе «Горки-10» между 22-м и 23-м километром Рублево-Успенского шоссе переполненный пассажирами микроавтобус «Богдан» вылетел в кювет и перевернулся. Автобус следовал по 121-му маршруту - от подмосковного пансионата «Лесные дали» до станции метро «Молодежная».
- В нем находились около 20 пассажиров, - рассказал «Комсомолке» командир 2-го батальона 2-го спецполка ГИБДД-ГУВД Николай Калугин. - ДТП произошло по вине водителя. Перед аварией он посадил мужчину на остановке «Горки-10» и стал брать у него деньги. В это время микроавтобус съехал с проезжей части и полетел в кювет. Пострадали 14 человек - у них переломы голени, таза, позвоночника. У водителя Сергея Андреева сломана грудная клетка.
Движение по шоссе было парализовано несколько часов.
Это не первая авария с участием маршрутного такси в Подмосковье за последние сутки. Вчера в седьмом часу вечера в городе Электросталь маршрутка лоб в лоб столкнулась с «Жигулями». Микроавтобус улетел в кювет. Пассажиры пострадали не очень сильно, а вот водителя легковушки увезла «Скорая».
УСТАЛОСТЬ, ДЕНЬГИ, НИГИЛИЗМ
Что же творится на московских дорогах?
- Летом всегда больше аварий, - уверен директор Центра высшего водительского мастерства Эрнест Цыганков. - Во-первых, жара, водители быстрее устают. Во-вторых, на дорогах появляется много «чайников», которые ездят только на дачу. Есть и чисто московская причина - пробки. Да-да, водитель тащится со скоростью 5 км/час, потом видит кусок свободного асфальта, давит на газ и гонит в режиме «Формулы-1»! Вот вам и авария...
А вот старший инспектор ГИБДД Москвы Игорь Колосков считает, что водители маршруток попадают в аварию... из-за денег.
- Зависимость тут простая, - поясняет он. - Чем больше рейсов сделал, чем больше людей перевез, тем выше зарплата. Вот и пашут они по 12 часов в день, не высыпаются. А в погоне за количеством рейсов и на красный проскакивают, на встречку выезжают... Мы неоднократно поднимали вопрос об изменении системы оплаты водительского труда. Но ничего не изменилось. В целом же, я думаю, виноваты еще и мы, пассажиры. Мы привыкли жить в условиях правового нигилизма. Ведь это мы разрешаем водителю перевозить людей стоя. И не скандалим: мол, что вы делаете? Или другой пример: ковыряться в носу на людях неприлично. А рассказать, как вчера пьяным сел за руль «и ничего, доехал» - нормально. Этим даже бахвалятся! Пока этот нигилизм не изживем, ничего не получится.
СТРАННАЯ СТАТИСТИКА
Но, похоже, поворот в мозгах уже начался: аварий становится меньше.
По данным ГИБДД, за январь - июнь прошлого года в столице случилось 6335 аварий, а за январь - июнь нынешнего - 5628, на 11% меньше. Число погибших снизилось с 420 до 333. Число травмированных - с 7146 до 6486. Неужели дороги действительно становятся безопаснее?
- Безопаснее становятся не дороги, а машины, - считает президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - В Москве уже 60% машин - иномарки. У них подушки безопасности, блокировка колес на случай заноса и т. д. Люди выживают даже после лобового столкновения.
А вот автоэксперт Сергей Асланян считает, что статистика ГИБДД - липовая.
- Почему снижается число ДТП? Потому что приняли федеральную программу безопасности дорожного движения. К 2012 году число погибших на дорогах должно снизиться вдвое - с 35 - 40 тысяч до 17 - 20. На это выделено два миллиарда долларов. Гаишникам надо показать, на что уходят деньги, вот они и «снижают» число ДТП.
По мнению Сергея Асланяна, часть ДТП не регистрируется. Справку об аварии водителю, конечно, дают, чтобы страховку получить, а в журнал происшествий запись не делают. Двойная бухгалтерия.
- А если личность пострадавшего не установлена, то его как бы нет. Он не попадает в отчетность, - рассказывает Асланян.
Как гаишники мудрят с числом пострадавших, ясно из истории с аварией на МКАД. Напомним, 25 июля грузовик Man врезался на остановке в автобус (подробности - на сайте kp.ru).
- В аварии пострадали 12 пассажиров, - сообщил журналистам и. о. начальника 1-го батальона 1-го спецполка ДПС Москвы Николай Трубников.
А уже на следующий день гаишники «поправились»: пострадавших было только четверо. Двенадцать и четверо - можно ли было так обсчитаться?!
- Понимаешь, если пострадавших больше четырех, то ДТП у нас считается особо крупным. Такие аварии нам статистику очень портят, - пояснил «КП» инспектор, просивший не называть его имени. - Отсюда и разница в цифрах.
КТО ВИНОВАТ?
Сергей Асланян уверен: в ЧП на дорогах целиком виноваты гаишники.
- Состояние дорог, разметка, техосмотр, поведение на проезжей части водителей и пешеходов - словом, все дорожные вопросы даны на откуп ГИБДД, - рассуждает эксперт.
- А гаишники говорят, что виноваты неумелые водители...
- Водитель на дороге ведет себя так, как ему позволяют себя вести. Если ему позволяют покупать техосмотр и ездить на неисправной машине, он так и будет делать! Позволяют ездить пьяным, а потом выкупать права - будет ездить пьяным. Один пример: повышение штрафов гаишники через Госдуму пробили быстро. А закон о кондукторе в маршрутке пробить не могут. Почему? Да им незачем. Большой штраф - выгода для кармана. А с кондуктора что поимеешь? Порядок на дорогах надо начинать с реформирования ГИБДД. Это единственный выход.