Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество1 ноября 2009 22:00

Вторая четверть: Готовим организм к борьбе с простудой

Считается, что самая тяжелая учебная четверть - третья

Длинная и перегруженная учебным материалом. На улице темень, ненастье, организм подтачивает авитаминоз, а риск заболеть максимален.

Но беда в том, что в этом году сезон повальных болезней начался на два месяца раньше. Ребят косят грипп и ОРВИ. Как за краткие осенние каникулы подготовиться к учебе? Как правильно организовать учебу во второй четверти, чтобы не болеть? Советы дает доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна БЕЗРУКИХ.

ПРОВЕТРИВАЕМСЯ

- После начала учебного года организм находится в нервном перевозбуждении, и грядущую неделю каникул надо использовать с максимальной пользой. Прежде всего организм надо «проветрить».

Ежедневная нагрузка ученика 9-го класса в среднем составляет 15 часов (занятия в школе, факультативы, домашние задания). У малышей - около шести.

Но младшеклассники должны отдыхать минимум 10 часов, подростки - 8 - 9 часов. На воздухе ребятам надо находиться не менее двух-трех часов. Но, по данным наших исследований, а мы их ведем более 20 лет, даже сельские ребята бывают на воздухе не более получаса. Многие говорят, что это невозможно.

Более чем возможно! Проследите, чем занимается ребенок в это время? Наверняка сидит перед компьютером или телевизором, а должен двигаться - гулять, заниматься спортом.

Поэтому САМОЕ ГЛАВНОЕ ВО ВРЕМЯ ОСЕННИХ КАНИКУЛ - больше бывать на свежем воздухе! Нет дождя или мокрого снега - во двор! Гулять! Кататься на велосипедах и роликовых досках, играть в прятки в парке, собирать осенние листочки для гербария.

Ну и, конечно, побольше овощей и фруктов - поднимаем иммунитет натуральными продуктами!

НЕ ЗАСИЖИВАТЬСЯ ЗА УРОКАМИ

Но и потом, когда снова начнутся занятия, важно так организовать график ребенка, чтобы он смог противостоять болезням, меньше уставал.

Делать уроки вечером не стоит. Часто у ребенка на это уходит до четырех часов в день! Хотя уложиться можно за два.

- Это вина родителей и учителей, - уверена Марьяна Михайловна. - Они не учат правильно организовывать свое время: когда и как выполнять домашнее задание, а когда отдохнуть.

Посчитайте: берем время сна, обязательную прогулку, добавляем два часа на гигиену и еду. Таким образом, можно понять, сколько времени остается на учебу и дополнительные занятия. После нехитрых подсчетов будет видно, что ребенок должен работать около 10 часов - трудовой день больше, чем у взрослого.

Начинать делать уроки нужно с самых простых заданий - с того, что у него точно получится. Ему необходим разгон, чтобы втянуться в работу. Сложное - это препятствия для его веры в себя. Как следствие, ребенок теряет время, силы и опускает руки. Вот вам бестолковые часы, а в будущем и проблемы с психикой.

ПРАВИЛЬНО ЕДИМ

Следовать принципу «главное сыт» - дополнительный риск. Пока ребенок растет, он постоянно голоден. Накормить только бутербродом или макаронами взрослеющий организм нельзя, он мясца и рыбки хочет. И правильно накормить его не так уж и дорого.

Завтрак очень важен. Лучше каша. Это может себе позволить каждый вне зависимости от достатка. Кстати, и для взрослых такой завтрак не менее полезен. В идеале овсяная или гречневая, хотя подойдет любая, кроме перловки - она плохо переваривается.

Перед сном - кефир. И обязательно посмотрите на срок годности. Чем меньше срок - тем натуральнее. Сладости сократить, а вот апельсины, грейпфруты и лимоны нужно есть каждый день.

Отдельное внимание уделите белкам. Ребенка можно побаловать сосиской-колбаской, но это никогда не заменит натуральный животный белок.

Витамины очень важны, подойдут даже самые простые, например, обычная аскорбинка (только без перебора - она разжижает кровь).

Сейчас осень, так что аптечными витаминами баловать себя нет нужды. Фрукты и овощи доступны. Ребенок должен съедать хотя бы два-три фрукта в день. Если ваш отпрыск не фруктовый, то добавьте ему их в кашу, творог, сделайте молочный коктейль. Кстати, в заморских фруктах ничуть не больше витаминов, чем в родной квашеной капусте, свекле и моркови.

Также с утра рекомендуется заваривать шиповник с медом (на стакан остывшего отвара - чайная ложка). Это очень вкусно и полезно. Если не лениться и пить его регулярно, накопленные витамины точно предотвратят простуду. Солить продукты необходимо йодированной солью - она поможет поддержать эндокринную систему ребенка.

НЕ СКУПИТЕСЬ НА ВНИМАНИЕ

Будьте внимательны к вашему ребенку. Следите за его физическим и эмоциональным состоянием. Прислушивайтесь к жалобам и не считайте, что он притворяется. Если у него проблемы в школе, поговорите с учителем. Вместе выработайте тактику, как себя вести и помочь ребенку. Не казните его за неудачи и ни в коем случае не проводите «разбор полетов» перед сном. Отмечайте и поощряйте его старания, даже если нет видимых успехов. И уж тем более не наказывайте за проступки лишением прогулки или запретом заниматься любимым делом. Кстати, этим больше всего грешат как родители, так и воспитатели в школе в группах продленного дня.

Воскресенье у ребенка должно быть полностью свободным - 100-процентный отдых.

И самое главное - чаще улыбайтесь, говорите, что любите ребенка.

Совет преподавателям: ближе к зиме учебную нагрузку надо уменьшать, а не увеличивать. Очень важно правильно ее распределить. Отложите ее на весну, лучше всего на апрель. Солнца больше, настроение лучше, как говорится, жизнь налаживается.

Совет родителям: если вы видите, что ваш ребенок худеет, у него синюшные круги под глазами, плохо спит, раздражен - ситуация должна обеспокоить. Возьмите несколько дней отпуска, если надо, за свой счет. Побудьте с ним вместе, он в этом нуждается. Есть возможность - повезите в путешествие (только не там, где жарко, лучше по своему региону).

КСТАТИ

Мало кто знает, что Закон «Об образовании» дает право школам самим выбирать сроки каникул.

В России немало гимназий и лицеев, где учатся не по четвертям, а по триместрам. Также существует схема «5+1», то есть пять недель учебы, после которых идет неделя отдыха. При таком графике общее число учебных и каникулярных дней не меняется. Зато ребенок устает намного меньше, становится более внимательным как на уроках, так и при выполнении домашнего задания.