Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Москва11 ноября 2009 22:00

Москвичи боятся ездить в маршрутках больше, чем летать на самолетах

«Газельки» нелегалов разваливаются на ходу, но, если вы попадете на ней в аварию, компенсация будет минимальной
Источник:kp.ru

ПЯТЬ ЖЕРТВ

- Такси, такси, улица Ивана Франко! - кричит водитель желтенькой «Газели», припаркованной у Киевского вокзала. На газели номер - 40. Сажусь. Водитель-кавказец плохо говорит по-русски и на мое предложение «Билет-то дайте!» только пожимает плечами. Он несется по Кутузовскому, явно презирая смерть и правила дорожного движения. На спидометре - подглядываю из-за плеча водилы - скорость 105 км/час. «Газелька» дребезжит, кажется, что она вот-вот развалится... Замечаю, что в салоне вместо обычных 13 сидений - 15. Дополнительные кресла водитель приварил к полу впритык к задним дверям. Если случится авария и переднюю дверь блокирует, выбраться из машины будет невозможно... А аварии с нелегальными маршрутками происходят, увы, регулярно.

Одна из последних случилась 11 сентября на 36-м километре МКАД. Вечером возле Битцевского парка пассажирская «Газель» врезалась в стоящий «Опель». Пострадали пять человек, в том числе 5-летний мальчик.

- Водитель занимался нелегальным извозом, перевозя пассажиров от станции метро «Варшавская» в район Ясенево, - рассказали «Комсомолке» в ГИБДД столицы. - У него не было лицензии на право таких перевозок, да и сам автомобиль «Газель» не прошел техосмотра.

Вел злополучную маршрутку житель ближнего зарубежья, не имеющий даже разрешения на работу...

По словам гаишников, 98% ДТП, случающихся с общественным транспортом, приходится именно на таких вот нелегалов. Но кто же они? И почему работают, несмотря на все запреты?

МАРШРУТНАЯ МАФИЯ

По данным Московского транспортного союза, в столице - от 400 до 450 нелегальных маршруток. Практически все они «окучивают» только хлебные, давно сложившиеся маршруты. Ведь, чтобы пассажиры привыкли к новому пути, должно пройти от полугода до года. А до тех пор авто ездит полупустым, наматывая владельцу убытки. Нелегалы же приходят на готовое. Немалая часть из них «трутся» у станции метро «Щелковская». Еду туда. Возле станции подземки - единственный на всю Москву автовокзал. «Газели» и другие небольшие автобусы стоят на перронах, Щелковском шоссе и даже тротуарах. В клубах сизого дыма пассажиры ищут номер заветного такси... Все маршрутки вроде легальные. Вот новенький «Форд Транзит» ждет очереди, чтобы подъехать к остановке. Подсаживаюсь к водителю.

- Нелегалы-то? Конечно, есть. Дождись часа пик, и повылезут, - рассказывает водитель Игорь в ответ на мои расспросы. - Я одного такого - с номером моего маршрута - поймал. Выходи, говорю, поговорим! Ну пригрозил ему: еще раз увижу - все колеса проткну. А он засмеялся только. На следующий день ко мне здесь два парня подошли. Крепенькие такие. «Ты чего, - говорят, - людям работать не даешь? В рог захотел?»

Дали мне под дых слегонца. У этих «левых» маршруток тут «крыша», бандюки. Я - к начальству. А мне говорят: не лезь лучше, а то машину сожгут. Ну вот и не лезу.

- Сильно нелегалы мешают?

- Конечно. У меня оклад - 30 тысяч, а премия и «левые» - сколько себе оставляю - от выручки зависят. Чем меньше пассажиров, тем меньше зарплата и калым.

Дождавшись вечера, я увидел нелегалов здесь же, у «Щелковской». Водитель «Газельки» маршрута № 236, подъехав к остановке, повел себя странно. Высадил пассажиров и, не дожидаясь новых, вдруг прислонил к лобовому стеклу другую табличку - с номером 3. И тут же тронулся. Машу рукой, сажусь вперед. Кроме меня, пассажиров нет. Спрашиваю в лоб:

- Что, брат, бомбишь?

- Есть немного...

Разговорились.

- «Крыши» у меня нет, поэтому я, как летучий голландец, - рассказал водитель, представившийся Сергеем. - На конечных остановках - в самых хлебных местах - пассажиров не жду, иначе башку отвернут. Собираю вот вас по дороге.

- Так вот почему маршрутники от конечной не трогаются, пока салон под завязку не набьют? Боятся, что по дороге пассажиров не будет?

- Ну да, такие, как я, всех и расхватаем. А что делать? Жить на что-то надо.

По словам Сергея, раздолбанную «Газель» он арендует у частного предпринимателя за 3000 рублей в день. А заработать за день, если пассажиров много, можно 5 - 6 тысяч. Работать без «крыши», как говорит Сергей, рискованно. Если остановит гаишник, приходится платить, ведь путевого листа нет. А за техосмотр - точнее, за то, чтобы его не проходить, отстегивает уже хозяин «Газельки».

Кстати, как сказал Сергей, некоторые нелегалы вполне уживаются с легальными фирмами. Секрет прост: хозяева левых такси платят фирмам за право работать на их маршруте. Но пассажирам-то от этого не легче...

«ОНИ ЭКОНОМЯТ НА ВСЕМ»

- Владельцы нелегальных маршруток экономят буквально на всем, - рассказал «Комсомолке» исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Например на поддержании транспорта в исправности. Когда мы ловили нелегалов, выяснялось, что 90% машин - развалюхи. У кого-то габаритные огни не светят, у кого-то люфт руля такой, что машина в любой момент может попасть в аварию.

Большинство водителей нелегальных маршруток - гастарбайтеры. Многие ночуют в переполненных общежитиях, не высыпаются, а работают по 12 часов в сутки. Перед рейсом их никто не осматривает.

- По закону транспортная компания, перевозящая пассажиров, обязана заключить договор с медучреждением, имеющим лицензию на предрейсовый осмотр водителей, - рассказывает Юрий Свешников. - Больше того, медики должны осматривать водителей и после рейса: а вдруг кто по дороге пивка попил? У нелегалов никакого медконтроля нет в принципе.

Экономят бомбилы и на страховке. Водитель-нелегал, покупая полис ОСАГО, страхует только свою гражданскую ответственность. То есть, если маршрутка попадет в аварию и пассажиры получат травмы, на всех достанется... 160 тысяч рублей. Пострадали 15 пассажиров - получат в среднем по 10 600. А перевозчики официальные, чтобы выиграть конкурс на маршрут, страхуют весь салон, то есть каждого пассажира. Сумма страховки у многих компаний уже перевалила за два миллиона рублей. Пострадали 16 пассажиров - получат по 125 тысяч.

- Поэтому не забывайте билет у водителя брать, - советует Свешников. - Тогда вы подтвердите, что ехали. А у нелегалов, кстати, билетов, как правило, вообще нет.

«НАС ДОСТАЛИ ЭТИ ЖУЛИКИ»

Больше всего, конечно, страдают от нелегалов нормальные честные перевозчики.

- На каждом крупном узле полно «левых» маршруточников, - рассказали «Комсомолке» в одной из крупнейших транспортных компаний столицы. - Они нас просто достали. Был, например, в свое время автокомбинат «Южный», у него отобрали лицензию. Он перерегистрировался. Опять лицензию отобрали, но эти ребята все равно пассажиров возят!

По словам представителей фирмы, наглость маршрутных бомбил доходит до того, что они... рисуют логотип чужой компании на своих такси. Были и случаи нападения на водителей, которые пытаются выгнать жуликов с маршрута...

ПРИЕХАЛИ?

До последнего времени управы на жуликов не было почти никакой. Нет, столичный Департамент транспорта и связи, транспортный союз, транспортная инспекция и гаишники устраивали рейды. Но поймать жуликов удавалось не всегда. Водитель, остановленный для проверки, тут же звонил по мобильному и...

Жулики снимались с маршрута, высаживая пассажиров. А тех, кого все-таки поймали, штрафовали за работу без лицензии на 100 рублей. На следующий день, разумеется, они вновь выходили на линию. Но буквально на днях Мосгордума приняла, а мэр Москвы подписал Закон об изменениях в Административный кодекс Москвы. Теперь за «эксплуатацию несогласованных автобусных маршрутов» граждан будут штрафовать на 4000 рублей, а юридических лиц - то есть предприятие - на 50 тысяч. За повторное нарушение - уже 5 и 100 тысяч рублей соответственно. Может, хотя бы высокие штрафы позволят выдавить жуликов? Только вот рейды надо чаще проводить, а не несколько раз в год, как сейчас.

ПОЛЕЗНЫЙ ТЕЛЕФОН

(495) 957-05-91 - «горячая линия» Департамента транспорта и связи правительства Москвы. Можно обращаться с жалобами на работу легальных и нелегальных маршрутных такси. Звонить можно по рабочим дням с 10.00 до 18.00.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Сейчас в Москве пассажирскими перевозками занимаются около 70 частных транспортных фирм. В их распоряжении около 5000 автобусов. Они ездят по маршрутам с номерами от 1 до 755. От 400 до 450 маршруток работают нелегально.

КОММЕНТАРИЙ ГИБДД

Игорь КОЛОСКОВ, инспектор по особым поручениям отдела пропаганды ГИБДД Москвы: «Наши возможности ограничены»

- Мы можем бороться с нелегалами только в рамках наших прав. Например оштрафовать водителя за неисправность транспортного средства, отсутствие путевки или техосмотра. А вот лицензирование - вопрос не наш.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Анатолий РЯБЧИНСКИЙ, завкафедрой безопасности дорожного движения МАДИ: «Уберите с дорог «Газели»

- Большинство московских маршруток - не важно, легальные они или нет, - опасны для пассажиров! Ведь каждая из них, по сути, большой легковой автомобиль, который при аварии может легко перевернуться. А систем безопасности - ноль. Пристегнуться ремнем пассажиры не могут. Подушек безопасности и детских кресел тоже нет. Вот и гробятся люди в маршрутках, особенно в «Газелях». Нигде в мире - кроме бывших колониальных стран - такого вида общественного транспорта просто нет. Зато есть комфортабельные автобусы большой вместимости. Вот они и должны перевозить пассажиров.

ВОПРОС ДНЯ

Что нам делать с маршрутками в Москве?

В столице каждое 11-е маршрутное такси работает нелегально и представляет опасность для жизни пассажиров

Сергей МИТРОХИН, политик, экс-депутат Мосгордумы:

- Вообще-то это вопрос коррупции. Ну не может столько машин ездить нелегально под видом маршруток, если какой-то чиновник в соответствующем департаменте не получил за это взятку. Это просто невозможно!

Кирилл КАБАНОВ, руководитель Национального антикоррупционного комитета:

- Их проверяют каждые три месяца, и каждый раз история повторяется. Бороться с этим можно только тогда, когда пассажиры совершенно спокойно, не опасаясь хамства в ответ и того, что их высадят на полпути, могут потребовать у водителя все разрешительные документы. Сегодня же жаловаться на опасные для жизни маршрутки просто некуда.

Владимир ВИНОКУР, юморист:

- Думаю, надо отдать этот вид транспорта государству. Маршрутка не может быть частным извозом. Потому что это связано с жизнью людей. Должно быть, как раньше: таксопарки - только государственные. Как только они стали частными лавочками - сразу появились проблемы.

Сергей АСЛАНЯН, автоэксперт:

- Нелегалов много потому, что любой бизнес у нас задавлен налогами и поборами чиновников. Если налоги снизить и сломать систему поборов, бомбилы будут рады выйти из тени и работать легально и честно, а стало быть, безопасно.

Василий КИСЕЛЕВ, руководитель Петербургской ассоциации перевозчиков и пассажиров:

- Если бы государство выделяло легальным перевозчикам достаточно средств для покрытия транспортных расходов, они могли бы закупить необходимое количество автобусов. Таким образом, сократились бы интервалы движения, и людям не приходилось бы пользоваться нелегальными перевозчиками. За месяц все нелегалы разорились бы и сами ушли с транспортного рынка.

Михаил БЛИНКИН, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

- Частные перевозчики должны создать мощную саморегулирующуюся организацию. А потом нанять частных контролеров, которые легко вышибут нелегалов с чужих маршрутов.

Юрий СЕРГЕЕВ, водитель маршрута «19м»:

- Тут все от начальства зависит: жадное оно или не очень. Нам, например, закупили немецкие машины, поставили специальных тетечек на конечных остановках. Они собирают у народа деньги, вежливо рассаживают. Работаем строго по графику: выезжаем по очереди, как только заполняется салон. Если не час пик, есть время и передохнуть. Замеченных подшофе у нас тут же увольняют, я уж не говорю о наркотиках.

Я, читатель сайта KP.RU, Москва:

- Как говорится, дело было не в машине, а бабай сидел в кабине. Вот в чем проблема.

*Коммерческие маршруты в Москве имеют номера от 1 до 755, и после каждого пишется буква «М» - «маршрутка». Например, 680М. Если вы видите номер 766М или, скажем, 680К - перед вами нелегал.