Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics
Здоровье15 ноября 2009 22:00

Как дурят москвичей в аптеках

Зачастую нам продают более дорогие зарубежные лекарства вместо российских аналогов

Недавно правительство приняло специальную инвестиционную программу - «Фарма 2020». Ее суть в том, чтобы через пять лет довести долю нашей продукции на внутреннем рынке до 25%, а к 2020 году - до 50%. Кроме того, в России планируют выпускать широкий перечень препаратов для лечения самых распространенных болезней, а также дорогостоящие лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний и рака. По силам ли нам такие планы?

ВРАЧИ-ОТКАТЧИКИ

По статистике, из всех продаваемых в российских аптеках упаковок 2/3 - отечественные. То есть мы в два раза чаще покупаем наши таблетки, чем импортные. Но эксперты ведут подсчеты иначе - по общей стоимости проданных пилюль. И в денежном выражении получается, что заморские медикаменты (они, как известно, намного дороже) занимают 77% нашего рынка, а российские - всего 23%.

Засилье дорогих импортных препаратов в наших аптеках не только от того, что они, как считают многие, качественнее. Скорее у россиян сложился определенный стереотип: импортное - значит, хорошее (на самом деле многие препараты, выпущенные в России, не уступают по эффективности иностранным). Просто в отличие от наших компаний мировые фармгиганты тратят на рекламу и продвижение своих таблеток огромные деньги. Причем используют для этого не всегда честные методы.

- Российским препаратам пробиться на рынок практически нереально, - объяснил «КП» бывший сотрудник одной из иностранных фармкомпаний. - У каждой крупной зарубежной фирмы есть свои торговые представители, за которыми закреплены больницы, врачи и даже аптеки. Сначала они налаживают связи, знакомят с продукцией или предлагают взять пробную партию. Затем в ход идут откаты. Как это работает? Врачу дают скидочную карту, которая действует лишь в определенных аптеках. Он дает клиенту номер карты с правом на скидку в 3%. Клиент совершает покупку, а система автоматически запоминает, от какого врача пришел покупатель. Затем аптека откатывает врачу часть выручки.

- Сначала начинаем с небольших подарков на 8 Марта и другие праздники, с образовательно-развлекательных семинаров за рубежом (могут на неделю на Кипр отправить), а потом идет процент с каждой продажи, - объясняет Сергей М., торговый представитель одной из фармкомпаний.

Естественно, все эти траты потом включают в стоимость продаваемых лекарств. Кстати, на проблему нечестной конкуренции на фармрынке недавно обратил особое внимание Владимир Путин.

- Недопустима ситуация, когда фармацевтические концерны доплачивают специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты, - заявил премьер. - Производители спонсируют корпоративные мероприятия, семинары, в том числе с выездом на теплые моря. Эту порочную практику нужно прекратить.

Конкуренция среди фармкомпаний очень жесткая. Большинство из них выпускают очень много похожих препаратов - вот и борются за свою долю рынка, прибегая к таким методам. У российских фирм нет денег на то, чтобы доплачивать каждому врачу.

Дурят нашего больного брата и в аптеках. У них, конечно, есть перечень препаратов, которые постоянно должны быть в продаже. Но на зеленке, активированном угле или валидоле большой прибыли не сделать. Ведь если продать упаковку за 100 рублей, то 10-процентная торговая накрутка, которую получит аптека, составит 10 рублей. А если вы покупаете 10-рублевое лекарство, то доход аптеки - всего 1 рубль. Вот и используют такие же приемы, как и в супермаркетах. Например, дорогой товар ставят на самые видные полки. Или производитель договаривается, что продукцию конкурента аптека продавать не будет, то есть уменьшит наш с вами выбор.

- В аптеке люди обычно говорят, что у них болит, за советом обращаются, а не конкретный товар ищут, - говорит Сергей. - А фармацевт им может что угодно порекомендовать - покупатели-то не разбираются.

Теперь за методы работы иностранных производителей взялась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В ведомстве придумали несколько правил. Во-первых, проводить семинары фармкомпании теперь смогут лишь вместе с конкурентами. Во-вторых, торговым представителям нельзя будет дарить врачам дорогие подарки и посещать их в рабочее время.

НОВЫХ ПРЕПАРАТОВ В РОССИИ НЕ ПРОИЗВОДЯТ

Но даже если эти меры помогут и конкуренция на фармрынке в России станет честнее, это не решит всех проблем. И, для того чтобы наполнить аптеки нашими препаратами, придется еще постараться. Ведь даже те медикаменты, которые статистика учитывает как отечественные, далеко не всегда являются таковыми.

- К нам завозят готовые импортные субстанции, и из них уже в России прессуют таблетки или занимаются упаковкой, - говорит директор по маркетинговым исследованиям агентства «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. - Реально же продукцию можно считать отечественной, если налажен полный цикл производства: от научных исследований и синтеза субстанций до выпуска лекарств.

В этом случае доля нашей продукции составляет мизерные 5 - 7%. Эксперты считают, что формально увеличить ее до 50% - вполне по силам всего за несколько лет. Для этого нужно сделать то же самое, что и в автопроме, то есть пустить сюда иностранные компании, которые построят в России свои заводы по производству медикаментов. Что это даст? Во-первых, бюджет будет получать больше налогов. Во-вторых, появятся новые рабочие места. И в-третьих, выпуск жизненно важных лекарств - это национальная безопасность и здоровье нации.

- Иностранные компании начали строить свои заводы в России, - говорит Мелик-Гусейнов. - Но нам нужны собственные разработки, а не «сборочное» производство.

Судите сами: на фармрынке выигрывает тот, кто выпускает инновационную продукцию, а не штампует таблетки по устаревшим формулам. Любая инновация - на вес золота. Выпустил новинку - 15 лет (пока действует патент) производишь оригинальную продукцию и снимаешь сливки. Расходы окупаются, даже когда мировые компании тратят на разработку и запуск в производство одного препарата от 100 млн. до 1 млрд. долларов.

- В России слабая научная база и нет фундаментальных разработок, - сетует Сергей Шуляк, гендиректор консалтинговой компании DSM Group. - Поэтому инновационных препаратов у нас и не производится.

Российские производители выпускают лишь дешевые отечественные лекарства или штампуют дженерики (это препараты-копии популярных импортных лекарств: обычно их выпуск начинают после того, как у заграничных производителей заканчивается действие патента).

Правительство планирует сломить эту тенденцию. Ради этого российским фармпроизводителям будут субсидировать ставки по кредитам, дадут деньги на техническое перевооружение и дадут льготы при закупках по госзаказу. Как надеются власти, все это должно не только повысить долю нашей продукции на внутреннем рынке, но и привести к долгожданному снижению цен.

СОВЕТЫ «КП»

Нужное лекарство можно купить дешевле

Перед тем как врач выпишет вам рецепт, поинтересуйтесь у него: есть ли более дешевые аналоги этого лекарства, чем они отличаются и какой из них лучше?

Спросите то же самое у фармацевтов. Если они подскажут альтернативу, нужно снова обратиться к врачу и задать вопрос: а подходит ли мне этот препарат и чем он отличается от прописанного?

Практически у всех препаратов есть идентичные аналоги, их могут подсказать в телефонной консультации.

Можно самостоятельно сравнить инструкции дорогого препарата и более дешевого аналога. Если у них совпадет активное вещество и побочные действия, то, проконсультировавшись с врачом, можно выбрать наиболее доступный по цене препарат.

Врачи тоже люди: человеку в более дорогой одежде выпишут лекарство подороже, а студентке или пенсионеру скорее посоветуют что-нибудь подешевле, но не хуже качеством.

Если есть возможность, обратитесь к проверенному врачу, которому вы доверяете.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Маски подорожали в десять раз!

В субботу глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова отправилась по столичным аптекам. Министр изучала цены и ассортимент медикаментов против гриппа. Выбор препаратов оказался скудным, а цены завышенными. Так, в одной из аптек был обнаружен укрепляющий иммунитет препарат «Арбидол» по 280 рублей, в то время как его стоимость не должна превышать 220 рублей. А маски с начала эпидемии свиного гриппа подорожали с 2 - 2,5 до 15 - 20 рублей.

- Уровень цен серьезно завышен, и это предмет особого разбирательства, - пообещала Татьяна Голикова.

Александр ЗЮЗЯЕВ