Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество16 ноября 2009 7:20

А я вот просто мечтаю, чтобы церковь заговорила со мною по-русски

[Есть над чем подумать - обсуждаем!]

Наткнулся на сообщение одного из информагентств : "Богослужение в Русской православной церкви (РПЦ) надо сделать понятным – но не за счет полной русификации, а, в первую очередь, через изменение отношения новоначальных верующих к церковнославянскому языку. Такую мысль высказал епископ Зарайский Меркурий, глава Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации РПЦ, отвечая накануне на вопросы слушателей общедоступного лектория "Основы православного мировоззрения", сообщает "Благовест Инфо".

И так далее...

Кому интересно, сами пройдите по ссылке.

Вообще, спор о том, должна ли наша Церковь переходить на нормальный русский язык — давний. Многие мировые христианские Церкви давно это сделали, то есть, конечно, не на русский перешли, а на свой родной язык.

Зачем? А мне очевидны некоторые вещи, о которых не говорит епископ Зарайский Меркурий, вещи, простите владыко, довольно азбучные:

1. Учить другой язык трудно. А вы предлагаете идти через «изменение отношения новоначальных верующих к церковнославянскому языку». Мы церковнославянский в университете не учили специально, но пришлось много читать именно на нем. Невероятно красивый по образности язык, но...

На нем идут богослужения, и он используется очень узкой профессиональной группой людей. В каком-то смысле, он даже с латынью сравниться в этом смысле не может — латынь более живая на сегодняшний день. Учить для понимания службы массово миряне церковнославянский язык не будут, это точно.

2. Тем более, не будут учить «новоначальные» верующие — это ведь сказано о молодежи, которая должна прийти в церковь. Молодежи, которая совсем не та, что была еще даже пятнадцать лет назад. Им интересны бизнес-языки, и это нормально. Чтобы привлечь их к церкви нужно говорить с ними на их языке, а не пытаться научить тому, что им явно будет не интересно.

3. Из-за этого понимание Священных писаний и богослужений останется для «новонаачльных», да и для многих давно верующих, во многом на чисто ритуальном уровне.

4. А то, что нельзя или трудно понять - бесполезно. Мне, честно говоря, об этом думать даже как-то горьковато. Я вижу, как медленно, даже с каким-то испугом, скрываемым за защитной высокомерностью, многие батюшки общаются с этими самыми «новоначальными» прихожанами в кроссовках и косухах, которых не понимают и зачастую не принимают внутренне.

А без такого понимания — трудно будет, так православная церковь может их просто проиграть.

Надо уже как-то идти к людям, а не ждать, когда люди прийдут в храм. Я с интересом и даже завистью читаю, что Папа Римский записал музыкальный диск, что в Англии есть вполне себе полусветская молитва для супругов перед тем, как они решили заняться любовью, что астрономы Ватикана пытаются понять, как возникла вселенная. У нас тоже есть ростки: недавно «КП» рассказала о рэперских молитвах.

Так надо на закукливаться, а расширять эти ростки. Жизнь меняется и резко, успевать за нею надо, а то кто не успел, тоо опоздал. Сейчас, по-моему, время для православия хорошее, но сложное, соблазнов много. Но все-таки первые какие-то нормальные веяния чувствуются.

Мне вот, как православному и верующему человеку, как раз и не хватает того, чтобы церковь заговорила, наконец, со мною на моем и понятном мне языке.

Может, попробовать, наконец?