Премия Рунета-2020
Москва
+2°
Boom metrics
Москва22 января 2010 22:00

Под Пушкинской площадью скоро появится подземный город

Этой весной здесь начнутся работы [видео] [обсуждение]

Грандиозный проект реконструкции Пушкинской площади за последние годы наделал немало шума. Оно и понятно: в самом центре Москвы столичные власти собрались строить подземный город с транспортной развязкой и торгово-развлекательный комплекс с автостоянками. Краеведы сразу заговорили о том, что под угрозой уничтожения окажутся древние захоронения. Транспортники заявили, что новая развязка с тоннелями не избавит от пробок. Местные жители обеспокоились судьбой своих домов, которые фактически окажутся на стройплощадке.

Проект три раза обсуждался на градостроительном совете при мэре Москвы, был показан жителям на выставке нового Генплана столицы. Но споры не утихают.

Между тем Пушкинскую площадь уже потихоньку копают. Правда, пока только археологи. Но уже этой весной вслед за ними сюда придут тяжелая строительная техника и рабочие.

О том, что и как будет происходить, «Комсомолке» рассказал инвестор - застройщик проекта - гендиректор ОАО «ТДЦ «Тверской»* Али Висаев.

* Совместная с правительством Москвы компания, созданная специально для реализации данного инвестиционного проекта. Работу предприятия координирует Комплекс градостроительной политики и строительства Москвы.

КАЛЕНДАРЬ СТРОИТЕЛЬСТВА

В январе - феврале 2010 года проект рассматривают специалисты Москомнаследия, Москомархитектуры, Москомприроды.

С марта проект изучают в Мосгосэкспертизе.

До конца июня 2010 года работают археологи, одновременно строительство комплекса начинается с укрепления фундаментов зданий. Эти работы продлятся 6 - 7 месяцев.

Нынешним летом здесь снимут все скамейки, фонари, фонтаны и отвезут на склад. Возможно, часть из них вернется на обновленную площадь после завершения всех работ.

Вся стройка должна продлиться 36 месяцев. Первый год строительства меняют инженерные сети, среди которых есть коммуникации 1929 года.

К Дню города 2011 года должны открыться тоннели. Тогда же заработает весь комплекс.

5 наивных вопросов о будущей реконструкции

1. ПРАВДА ЛИ, ЧТО ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ПОГУБИТ ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ?

Археологические исследования начались в Новопушкинском сквере в марте 2009 года. Об этом уже знают многие москвичи. Здесь раскапывается один участок перед фонтаном, второй - около Сытинского переулка.

- На мой взгляд, археологические работы - просто фикция, - возмущается архитектор, член экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС) Роман Цеханский. - Ведь они начаты в Новопушкинском сквере, в самом малозначительном месте с поздней застройкой. Хотя и при этом археологам удалось сделать интересную находку - дренажную систему и колодцы XVII века. К сожалению, сейчас раскопки идут в районе Пушкинской точками, а не на всей территории, как было когда-то на Манежной площади. Значит, потом придет экскаватор и все будет выброшено вместе с грунтом как мусор.

Между тем инвесторы-застройщики полагают, что эти опасения напрасны.

- Чтобы не утратить возможных исторических находок, мы решили предварительно провести раскопки, - объяснил Али Висаев. - По стройгенплану геофизические и археологические работы будут проводиться по всей исторической части Пушкинской площади. Причем постоянно - как до начала стройки, так и во время нее. Такое разделение проведено, чтобы избежать дополнительной задержки транспортных потоков по магистралям в зоне застройки. Ведь Тверскую улицу перекрывать не будут.

Кстати, большинство найденных в сквере артефактов вроде наконечников стрел и старинных монет здесь же и останутся. Но в виде экспонатов Исторического музея, который планируется открыть в подземной части комплекса.

2. А ЕСЛИ ИЗ-ЗА СТРОЙКИ РУХНУТ ЖИЛЫЕ И ОФИСНЫЕ ЗДАНИЯ ПО СОСЕДСТВУ?

- Специалисты НИИ оснований и подземных сооружений (НИИОСП) имени Герсеванова провели обследование всех близлежащих зданий и создали проект по укреплению их фундаментов, - сообщил «КП» главный инженер ОАО «ТДЦ «Тверской» Виктор Волынкин. - Так мы обеспечим безопасность домов, в первую очередь выходящих непосредственно к стройке.

По словам инвестора, выглядит это так. Вначале в грунт под фундаментом здания закачиваются укрепляющие составы. Для этого землю пробурят металлическими сваями. Потом по периметру дома строится дополнительная опорная стена. Получается что-то вроде коробки, внутри которой стоит здание.

- Жильцы даже не почувствуют ничего, - уверяет Виктор Волынкин. - Во время строительства НИИОСП будет круглосуточно контролировать с помощью компьютеров состояние соседних сооружений. На все здания поставят датчики, которые способны зафиксировать малейшую просадку сооружений. Эта же система была использована при строительстве Манежа.

3. КУДА ДЕНУТСЯ С ТВЕРСКОЙ ДОРОЖНЫЕ ПРОБКИ?

На пересечении Тверской улицы, Страстного и Тверского бульваров будет транспортный узел с тоннелями и с освоением подземного пространства. Это часть масштабного проекта «Большая Ленинградка», после окончания которого движение от Кремля до «Шереметьево» должно стать бессветофорным.

- Тоннели поперек Тверской задаром не нужны! - считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - Потому что снимать светофор перед Т-образным перекрестком Тверской улицы с Моховой технически неправильно. Перед этим узким местом поток машин надо притормозить, а не разгонять.

Между тем, по словам инвесторов, все затевается из-за того, что Пушкинской площади давно необходим новый транспортный узел.

- Обновленная Ленинградка уже уперлась в площадь Тверской Заставы, где пока идет реконструкция, и в Пушкинскую площадь, - говорит Али Висаев. - Сейчас в районе Пушкинской 10 светофоров. Ситуация тут ненормальная. Минимум минут сорок водители проводят в пробках. По нашим подсчетам, после открытия бессветофорного движения пропускная способность на этом участке должна увеличиться с 1300 машин в час до 2600, то есть в два раза.

Как считают застройщики, тоннель под Тверской улицей - один «рукав» под Страстным бульваром, два других под Тверским (что повторяет контур современного движения на этом участке) - способен справиться с дорожными пробками.

- Здесь будет сквозное движение, и машины в заторах стоять не должны, - объяснил Виктор Волынкин. - Кстати, даже если это и произойдет, в тоннелях будет работать мощная система вентиляции.

От постоянно припаркованных машин Тверскую улицу и соседние переулки должен разгрузить и подземный паркинг на тысячу мест в торговом комплексе.

4. ЧТО БУДЕТ СО ЗНАМЕНИТЫМ СКВЕРОМ И ПАМЯТНИКОМ ПУШКИНУ?

Разумеется, деревьям и кустам на стройплощадке не выжить. Поэтому большинство из них вырубят. Но потом зелени здесь прибавится.

- Все работы будут проводиться совместно с Москомприродой, - говорит один из инженеров проекта Алексей Дмитриев. - На крыше подземного комплекса мы насыплем примерно до трех метров грунта с дренажной и оросительной системами. В эту землю из нынешних 301 дерева (5 - сухостой) после реконструкции будет пересажено 111 здоровых деревьев. Кроме того, вновь высаживается 259 деревьев более дорогих пород, специально выращенных в питомниках. Еще 14 западных туй установим в контейнерах. Взамен 3224 кустарников будет 4025.

Но и это еще не все. В центре Москвы появится свой Гайд-парк. В Новопушкинском сквере задуманы так называемые эксплуатируемые газоны. Их засеют специальной травой, на которой можно спокойно поваляться в жаркий летний день.

- Зелени станет больше за счет проезжей части, - рассказывает Алексей Дмитриев. - Ведь дорога уйдет в подземный тоннель, а сверху мы высадим деревья и кустарники. Сейчас площадь озеленения - 13 155 квадратных метров. После всех работ она вырастет на 730 квадратных метров.

Памятник Пушкину останется на прежнем месте, и проход к нему будет открыт на все время строительства. Кроме того, часть Новопушкинского сквера у Сытинского переулка, которая сегодня находится под наклоном, будет выровнена. Вся площадь окажется в одной плоскости.

- Отдельно построенного входного павильона наверху не будет, как и выпячивающихся вентшахт, - говорит Виктор Волынкин. - Вместо этого появятся пять новых входов в подземное пешеходное пространство (вроде тех, какие сейчас сделаны на Пушкинской площади) и семь эвакуационных выходов. Вытяжные шахты поднимутся над землей на максимальную высоту 1,5 - 2 метра и будут оформлены в едином стиле площади как садово-парковые сооружения.

5. ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ВСЕ ЭТО НУЖНО ГОРОДУ?

Инвесторы подчеркивают, что все финансирование объекта ведется за их счет.

- Наши вложения сюда составляют 400 миллионов долларов, - говорит Али Висаев. - При этом мы создаем примерно три тысячи рабочих мест, привлекая исключительно российские фирмы. Мы строим для города тоннели и около тысячи парковочных мест. После строительства в новом комплексе будет до 500 рабочих мест. Кроме того, 30 процентов доходов от проекта достанется правительству Москвы. По нашим оценкам, вложенные в проект инвестиции вернутся в течение 10 - 11 лет.

Казалось бы, при таком размахе застройщикам не до замечаний простых москвичей. Но это не так.

- Мы стараемся учитывать мнения жителей, - говорит Али Висаев. - Например, уменьшена коммерческая зона - с 35 до 20 тысяч квадратных метров. Подземный центр будет скорее развлекательным, чем торговым. Здесь расширены коридоры, сделаны новые проходы, стало больше пешеходных зон.

По словам инвесторов, тут место найдется всем - и пионерам, и пенсионерам.

- Мы рассчитываем на посетителей среднего достатка, причем больше на молодежь, - объясняет Али Висаев. - По просьбам жителей района здесь откроются аптека, магазины с сувенирами, интернет-кафе, киоски печати и магазины шаговой доступности для пожилых людей.

МНЕНИЕ

В центре нельзя создавать дополнительную нагрузку

- Пушкинская площадь - это тяжелейший транспортный узел, где три станции метро плюс стечение личного и общественного транспорта и пешеходов, - говорит Михаил Блинкин. - В таких местах нельзя создавать дополнительную нагрузку. Зачем здесь еще один торговый центр? Инвестор, разумеется, не проиграет. Торговые квадратные метры в центре Москвы всегда отобьются по деньгам. Вложенные сейчас инвестиции быстро вернутся. Формально и выигрыш города тоже налицо. Получаются новые рабочие места, легальные налоги в московский бюджет. В минусе - обычные горожане. Мы потратим время и нервы. На мой взгляд, то, что уже сделано по проекту «Большая Ленинградка» от метро «Аэропорт» до Белорусского вокзала, выполнено очень прилично. Но начатое строительство транспортного узла на Белорусской площади придется как-то завершать. Желательно без торгово-досугового комплекса, иначе стройка так и не сдвинется. Зачем добавлять к этому еще и реконструкцию Пушкинской площади? Я бы ее копать не стал.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Общая площадь строительства - 95 тыс. кв. м. Из них коммерческая зона занимает менее 20 тыс. кв. м.

Всего в комплексе 4 подземных уровня. Максимальная глубина сооружения - около 20 метров. На первом уровне - кинотеатр на 100 человек и каток на 100 человек, Исторический музей и художественная галерея. На третьем уровне - каток на 30 человек. Парковка - на каждом из уровней.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

(495) 633-63-85 (в будни с 9.00 до 18.00) - телефон контакт-центра префектуры Центрального округа Москвы. По этому телефону можно получить любую справочную информацию о деятельности органов государственной власти в Москве. В том числе и о предстоящей реконструкции Пушкинской площади.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам РАХМАТУЛЛИН: «У площади до сих пор нет охранного статуса»

- Архитектурный и транспортный проект проходит согласования, когда еще не утвержден охранный статус Пушкинской площади как достопримечательного места. Сейчас из-за изменения порядка государственной историко-культурной экспертизы остановилась вся экспертная работа в стране. Вокруг Пушкинской площади имеют охранную грамоту лишь несколько зданий - памятников архитектуры, а также Тверской и Страстной бульвары - как части памятника садово-паркового искусства «Бульварное кольцо». Но и этот статус не останавливает проектировщиков, которые предлагают подрезать тоннелем аллею Тверского бульвара.

Считаю, для москвичей станет потерей появление четырехэтажного подземелья с парковкой. Это строительство безусловно угрожает археологическим памятникам - фундаментам Страстного монастыря и стен Белого города.

Я не транспортник, но понятно, что тоннель под Тверской улицей не справится с пробками и машины будут стоять уже под землей. Что касается сквозного бессветофорного движения, то Тверская не хайвей, а улица в центре города, где нужно регулировать потоки.

А ЧТО ДУМАЮТ МОСКВИЧИ

ЗА

«Нам нужна удобная парковка»

Автомобилист Николай Юрьевич АКИМОВ:

- Мне, как и многим водителям, нужна парковка в центре города. Я каждый день приезжаю сюда на машине на работу. В районе Тверской улицы трачу уйму времени в поисках парковочного места. Хотя еще в 2006 году здесь обещали построить подземный паркинг на тысячу мест. Но эта проблема до сих пор не решена.

Студент столичного вуза Сергей КАБАНОВ:

- В центре города из развлечений для молодежи только Пушкинский сквер да единственный кинотеатр. А все остальные заведения в этом районе большинству студентов не по карману. Вот если бы здесь построили обещанный подземный центр, нам бы не пришлось проводить время на улицах. Властям стоит задуматься о молодежи.

ПРОТИВ

«Не трогайте это историческое место!»

Народный артист России Александр ЛАЗАРЕВ:

- Я живу на Тверской уже тридцать лет и категорически против реконструкции Пушкинской площади. Я даже выступал на заседании Московской городской думы на эту тему. Но нас, местных жителей, не слышат. Например, торговли на Тверской достаточно. Почему бы вместо торгового центра не построить библиотеку или концертный зал? Я с ужасом жду, когда на наш дом повесят какую-нибудь тряпку на время строительства. Когда я говорю обо всем этом, начинаю нервничать. Сейчас я выхожу на Пушкинскую площадь и с грустью вспоминаю деревья, которые здесь раньше росли. Считаю, что это историческое место трогать нельзя. Два слова еще хочет сказать вам моя супруга Светлана Немоляева (передает телефонную трубку).

Народная артистка России Светлана НЕМОЛЯЕВА:

- Это ужасно! На всем бульваре уничтожат деревья. Но ведь это парковый памятник. А тоннель построят прямо под нашими окнами. Как же люди будут жить? Получается, мы останемся не с цветущим бульваром, а с загазованными тоннелями.

А вы что думаете? Ждем ваших откликов.