Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Победа15 апреля 2010 22:00

В Волоколамске немцы потеряли и вилки, и зубы!

Немцы в 41-м хвастливо заявляли: «Завтракать в Волоколамске - ужинать в Москве!»
Источник:kp.ru

Гимназия № 1 города Волоколамска, в которой школьники вместе с заслуженным учителем РФ Татьяной Бабуровой организовали уникальный Музей боевой славы, встречает нас почти на въезде. Каких-то полтора часа езды на машине по Новорижскому шоссе, и мы - в западном форпосте столицы.

Преподаватель литературы, почетный гражданин города и краевед Татьяна Бабурова держит в руках вилку времен войны со знаком вермахта:

- Фашисты, как известно, в Москве не поужинали. Я спрашиваю у детей на уроках: «А почему?» И они мне дружно отвечают: «Потому что в Волоколамске потеряли вилки».

...Волоколамск сам по себе маленький городок. За день можно обойти пешком. Объехать на машине - тем более. И тот факт, что и легендарный комдив И. В. Панфилов получил приказ его не сдавать, и гитлеровцы получили приказ его не возвращать, говорит о том, что этот небольшой населенный пункт оказался в эпицентре большой военной кампании. Следовательно, все, что могло в нем гореть, горело; все, что могло разрушаться, разрушалось. В руины превратилась водонапорная башня на Пролетарской улице, пострадали клиника и здание больницы, все магазины. Дома до войны являли собой образцы провинциальной купеческой архитектуры: каменный низ, деревянный верх. И выгорели все дотла. На улицах древнего города (старше Москвы!) стояли соборы без куполов, дома без крыш и окон. Единственный четырехэтажный дом на улице Голышиха (ныне улица Сергачева), когда-то самый комфортабельный в городе, хоть и устоял, но тоже выгорел дочерна. У него особая печальная история.

...Тихая, прозрачная в мартовском воздухе, обычная провинциальная улочка - улица Советская. Движения почти нет. Трудно поверить, что именно по ней, сотрясая землю под собой, в город въезжала спасительная 1-я гвардейская танковая бригада генерала М. Е. Катукова, которая 20 декабря 41-го года освободила Волоколамск от фашистов и откинула их за пределы Московской области. А в октябре того же года на этой улице, в д. № 11 располагался армейский узел связи 16-й армии генерала К. К. Рокоссовского. Бесперебойную связь по всей 100-километровой (!) линии обороны обеспечивал полковник П. Я. Максименко, что было чрезвычайно важно в тех обстоятельствах. (Теперь в здании размещается Дом детского творчества, и по инициативе ветеранов на днях установлена памятная доска К. К. Рокоссовскому.) Сюда 12 октября поступил приказ командующего Западным фронтом генерала Г. К. Жукова: объединиться 16-й армии и 18-й ополченской дивизии и войти в район Волоколамска. Они должны были подчинить себе все части, находящиеся в городе, и организовать оборону в полосе от Московского моря на севере до реки Руза на юге, не допуская ее прорыва противником. 14 октября Рокоссовский со штабом прибыл в Волоколамск. Командный пункт развернули в соседнем здании - в д. № 13. А в деревянном доме напротив обосновался госпиталь. В тот же день командование обсудило вопросы, касающиеся обороны района. С того момента окопы и противотанковые рвы население роет и днем, и ночью. Волоколамский укрепрайон прикрывал подступы к Москве - Волоколамское шоссе и железную дорогу Москва - Рига.

Вячеслав Васильевич Широков, краевед, историк, почетный гражданин города:

- Защищавшая нас 316-я стрелковая Панфиловская дивизия насчитывала 13 400 бойцов. Они разговаривали на 34 языках - киргизском, казахском, таджикском, узбекском, уйгурском и т. д. Сам Иван Панфилов - бывший комиссар Киргизии. Интересно, что в 90-е годы военным комиссаром этой дивизии был и ныне действующий глава нашего района

В. Н. Карабанов. Так переплетаются судьбы людей и земель... Дивизия Панфилова была сформирована в июле-августе 41-го года. Командир понимал, что, раз немцы превосходят нас в военной технике, основная тяжесть борьбы ляжет на пехоту. По его инициативе создаются специальные отряды истребителей танков и организуются учения, которые позволили преодолеть танкобоязнь. Именно эти истребительные отряды и приняли самый сокрушительный удар на волоколамской земле. Против панфиловцев было брошено четыре дивизии врага - две пехотные, одна моторизованная и одна танковая (200 танков!). Но если в начале войны фашисты продвигались в глубь страны со скоростью 40 - 30 км в сутки, то теперь они идут 1,5 км в

сутки, неся огромные потери. Панфиловцы тоже все легли под Москвой. И все-таки 27 октября немцы заняли город и владели им около месяца. Однако их попытка перехватить Волоколамское шоссе сорвалась. Сдача Волоколамска послужила причиной специального военного расследования. На комиссии Панфилов заявил: «Сдача Волоколамска - не есть потеря стойкости и мужества моих бойцов. Мы сделали все, чтобы остановить врага. Но силы были неравными».

Второе наступление на Москву фашисты предпринимают 16 ноября 1941 года. На столицу двинулись 53 немецкие дивизии, из них 7 - на Волоколамск. У разъезда Дубосеково оборону держит подразделение Панфиловской дивизии - 4-я рота, где воюет политрук Василий Клочков. Отбив атаку 50 вражеских танков, уничтожив 32 из них и задержав наступление немцев на четыре часа, рота выполнила боевую задачу, в полном составе оставшись лежать на черном от копоти и крови снегу.

Сражение с гитлеровцами на здешней земле продолжалось 32 дня, но линию обороны враг так и не прорвал. 18 декабря 1941 года начались освободительные бои за Волоколамск, и 20 декабря город снова вздохнул свободно.

...Сегодня по всей дороге от Москвы до Волоколамска, в деревнях и селах близ него - сплошные обелиски и 67 братских могил... А в самом сердце города, рядом с Кремлем, горит Вечный огонь.

О БОРЕ КУЗНЕЦОВЕ

Перед самым освобождением Волоколамска от немцев, в ночь на 20 декабря, 15-летний Боря Кузнецов заметил возню фашистов у речки, уже была слышна приближающаяся советская канонада. Он понял, что они собираются взорвать мост. И тогда парень в одиночку из немецкого автомата открывает огонь по немцам, не давая минировать мост. Даже получив серьезнейшее ранение в позвоночник, истекающий кровью, он продолжает лупить по фашистам. Когда наши бойцы нашли Борю, он еще был в сознании - ребенок, изрешеченный пулями! До 18 марта московские врачи боролись за его жизнь, но мальчик не выжил.

«ЛЮДИ СГОРАЛИ БЫСТРО - КАК СУХИЕ ЩЕПОЧКИ»

Дубровская Зинаида Павловна, почетная жительница Волоколамска, награждена орденом Отечественной войны II степени, множеством медалей, работала в госпитале, выхаживала дивизию Панфилова:

- В феврале 42-го года я оказалась в родном Волоколамске одна. Мама, не дождавшись меня из Высоковска, где я училась до войны, с четырьмя младшими ребятишками эвакуировалась. Папа ушел в партизаны. Как ни странно, дом наш остался цел, но его заняли погорельцы. И вот стою я на своем крыльце и не знаю, что делать. Мне всего 16. Приютила меня соседка. А в тот момент в Волоколамск приехал эвакогоспиталь - Эк 33-32. И я пошла туда сестрой-хозяйкой и старшей санитаркой.

Хоть я и не была на передовой, но крови, мучений, ран насмотрелась не меньше. Солдатиков привозили грязных, перекалеченных. Горячей воды не было. Грели воду и мыли мужчин в корыте девчонки от 14 до 16. Все стеснялись, но ухаживать, кроме нас, было некому. Не хватало силенок переносить недвижимых, но навалишь на плечо солдатика и как-то тащишь. Столько было бойцов, что пришлось сделать нары - койка на койке. Вся Панфиловская дивизия, кто уцелел, прошла через нас. На нижних этажах лежали самые тяжелые. А ходячие раненые занимали второй ряд. Помню, только приду домой, меня тут же назад вызывают - прибыло новое поступление. И я переселилась в госпиталь окончательно. Следили за чистотой. Чтобы лежали все вымытые, в свежем. Чтобы зимой печка топилась - не дай бог простудить солдат. А дров нет. Если и есть, то сырые. Сухие щепочки «умирали» быстро. Так же быстро и помногу умирали от тяжелых ран люди, несмотря на наши старания. Только что просили: «Сестра, напиши родным, что со мной все в порядке. Вот поправлюсь и вернусь домой». А на следующий день прихожу, а они уже умерли.

Но и выздоровевших на фронт провожать было нелегко. Только поставишь на ноги, а их снова в пекло. Жалко до слез! Конечно, и влюблялись - жизнь есть жизнь. Все молодые были... Хотелось счастья.

САМОЕ СТРАШНОЕ В ПЕХОТЕ - КОГДА МОЛЧАТ КОМАНДИРЫ

Михаил Алексеевич Рудаков, житель Волоколамска, полковник военной топографической службы, бывший пехотинец, награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды:

- Как вам объяснить, что такое пехота? Это жизнь по-пластунски: и в дождь, и в снег ты распластан на земле. Жизнь под снайперскими прицелами каждую секунду. Мы всегда знали, что немцы в 500 - 600 метрах от нас. Мы даже обедали в полусогнутом состоянии, ползком с термосом добирались до полевой кухни. Уже казалось чудно ходить в полный рост! От этого вдвойне сложнее было идти в атаку: там нужно встать навстречу огню. А как трудно было - и физически, но главное, морально, - только-только обустроившись в окопе, едва отрыв свою ячейку, снова сниматься с места и окапываться, обживаться уже на других позициях. Продвигаешься сутки, поспишь час-два - и снова вперед. Засыпали на ходу, вырубались на несколько секунд, уткнувшись во что-нибудь, встряхивались, брели снова. И все же самое тяжелое - не пули, не антисанитария, а отступление. Как же страшно, когда молчат командиры и не отдают никаких команд...

КАК МАЛЬЧИШКИ «ПОИГРАЛИ В СОЛДАТИКОВ»

- Здесь рядом есть деревенька Стеблево на 120 домов, - рассказывает почетный гражданин, волоколамский краевед Вячеслав Широков. - Так вот, в 41-м там образовалась краткосрочная пора безвластья - ни наших, не немцев. И вот собрались восемь местных пацанов от 11 до

14 лет и решили: «Если немцы вернутся, нельзя допустить, чтобы они уничтожили деревню». А поскольку фашисты уходили в спешке, от них осталось много оружия. Местный дед Федор за несколько часов научил мальчишек хоть как-то стрелять. Ребята вырыли в снегу траншею, разложили гранаты, автоматы - чего только у них не было! И больше суток держали оборону деревни! Раз немецкая разведка сунулась - натыкается на огонь, два... А пацанва еще и перебегает с места на место! Нацисты сделали вывод, что в деревне находится русская воинская часть, и убрались восвояси. И ведь Господь хранил детвору... Ни один из восьми «солдатиков» ни царапины не получил. Все дождались Победы и жили долго. Последнего схоронили совсем недавно. Про подвиг свой рассказывать стеснялись: да чего такого, мол, сделали? «Всего-навсего» сберегли большую деревню со всеми односельчанами. Жаль, никого из них так и не наградили, - досадует рассказчик.

ПЕЧАЛЬНО ИЗВЕСТНЫЙ ДОМ

...12 декабря 41-го года со стороны Клина немцы гнали 600 - 700 военнопленных. Сначала они содержались на Клинском стекольном заводе, а когда советские войска перешли в контрнаступление, красноармейцев перегнали в Волоколамск. Среди них находился будущий писатель лейтенант Константин Воробьев, который потом напишет книгу «Убиты под Москвой». По прибытии в Волоколамск пленных разделили на две части. Одну разместили на 2-м и 3-м этажах самого высокого в городе дома на улице Голышиха. Вторую отправили в концлагерь во Ржев. В ночь на 13 декабря местные жители увидели, что немцы обносят четырехэтажку колючей проволокой. Затем пленных провели по улице Пролетарской в поле, откуда они вернулись каждый с охапкой сена в руках. Прохожие забеспокоились, стали спрашивать фашистов, куда они ведут бойцов. Те в ответ смеялись: «В баню!» Они скалили зубы и пока не догадывались, какую «баню» устроит им самим со дня на день Красная Армия...

...А под утро дом заполыхал, и соседи услышали чудовищные крики. Горящие люди прыгали из окон и балконов, но их в упор расстреливали фашистские автоматчики. Как позже выяснилось, некоторым бойцам удалось все-таки бежать... Даже неделю спустя, уже после освобождения Волоколамска от гитлеровцев, здание еще дымилось. Это военное преступление упоминалось в обвинительных документах против фашистов на Нюрнбергском процессе.

Сегодня печально известный дом - жилой дом № 5/8 по улице Сергачева - по-прежнему стоит на своем очень красивом месте с видом на Кремль и хранит свою очень страшную историю. На нем - памятная доска. Здание требует ремонта.

ДВАЖДЫ КАЗНЕННЫЕ

За сорванные планы взятия советской столицы немцы отыгрывались на мирном населении и на всех, кого подозревали в связи с партизанами.

При штабе Западного фронта была создана войсковая часть 9903 для ведения подрывного дела в тылу врага. В ту часть были направлены около 2000 комсомольцев. Отряд был разбит на небольшие группы, прошел специальный курс обучения. Две такие группы и были заброшены в Волоколамск. В одну входила Зоя Космодемьянская, подвиг которой потряс всю страну, кстати, узнали о нем благодаря публикации в «Комсомолке». А вторую группу, состоявшую из восьми разведчиков, возглавлял Константин Пахомов. В нее входили Николай Галочкин, Наум Каган, Александра Луковина-Грибкова, Павел Киряков, Иван Маненков, Виктор Ординарцев, Евгения Полтавская. В районе Возмища молодые люди наткнулись на засаду. Вступили в перестрелку. Двоих ранило, боеприпасы кончались, и ребята попали в плен. Их привели в дом № 32 по Новосолдатской улице, где допрашивали. Они никого не выдали. И тогда комсомольцев расстреляли, а потом еще и повесили. Фашистам казалось, что одной смерти партизанам мало. Рядом с виселицей выставили часовых и в течение 45 дней не разрешали снять тела. Посмертно герои были представлены к ордену Ленина.

После войны горожане поставили комсомольцам простенький, но трогающий душу памятник в скверике рядом с деревом, к которому была приколочена виселица. Сейчас цивилизация подвинула ценности: на этом месте сегодня магазин. Чуть в сторону от торговой точки стоит стандартный монумент - солдат, опустивший голову.

НЕНАЗВАННЫЕ ГЕРОИ

В местном совхозе «Холмогорка» до войны выводили знаменитую породу коров. Она давала очень высокие удои. Девчонки и мальчишки Волоколамска, молодежь еще не призывного возраста, глубокой осенью 41-го года перегоняли скот в тыл. По дороге - ни травы, ни воды, ранние морозы, болезни. Но ни одной головы нельзя было потерять. В конце 43-го года те же 118 парней и девушек получают приказ пройти по районам, освобожденным от немцев, и собрать хоть какой-нибудь скот. Один из тех юношей вспоминает: «Попали мы в полосу дождей. Вышла из берегов река, и скот помыло по течению. Мы за ним вплавь...» Словом, вернули ребята в район 1000 с лишним голов скота! И никто из них ничем за это не был отмечен. А разве это не подвиг?

ВЕТЕРАНЫ

Евгений Иванович Маслов, участник Великой Отечественной войны, заместитель председателя Волоколамской ветеранской организации, почетный ветеран Подмосковья, почетный ветеран России, почетный гражданин Волоколамска, награжден орденом Отечественной войны II степени, Серебряным крестом и множеством медалей:

- Сейчас ветеранов в районе меньше 200. Совместно с администрацией района оказываем им всевозможную помощь: заменяем в домах кровлю, проводим воду и газ, обеспечиваем телефоном. За последние четыре года 78 человек получили мобильные средства связи и по 300 рублей (на год) на их оплату. Более 10 ветеранам установлены городские телефоны. Глава района Вячеслав Карабанов нам ни в чем не отказывает. Многим ветеранам по возможности оказывается материальная помощь деньгами (по 500 рублей). В этом коммерсанты района нас тоже поддерживают. Мы также отмечаем дни рождения ветеранов, юбилеи - все у нас наперечет. В 2002 году мы создали ветеранский хор, в котором сейчас 30 человек. Я сам - завхоз и баянист. У пожилых людей появилась возможность общаться между собой. Мы поем, участвуем в областных конкурсах, занимаем призовые места. В прошлом году в Можайске стали победителями.

Печальные цифры:

Волоколамск проводил на фронт 14 000 сыновей и дочерей.

Почти 8000 человек погибли. Из них две трети пропали без вести.

СОБЫТИЕ

Президент России Дмитрий Медведев

25 марта 2010 года подписал указ о присвоении Волоколамску почетного звания «Город воинской славы», а также городам Нальчику, Брянску, Выборгу и городу Калач-на-Дону Волгоградской области. Звание «Город воинской славы» присваивается городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм.

Волоколамск заслужил эту награду. Об этом говорят более 90 воинских захоронений, существующих на территории района, и добрая память местных жителей. Именно здесь увековечен подвиг Панфиловской дивизии, именно на этих рубежах нашла воплощение победная тактика замечательных полководцев маршала Рокоссовского и генералов Панфилова и Доватора.

В настоящее время высокое звание «Город воинской славы» носят 27 российских городов, среди них есть и подмосковные Дмитров и Наро-Фоминск.

ОФИЦИАЛЬНО

На днях в Доме Правительства Московской области заместитель председателя Правительства Московской области С. Н. Кошман провел расширенное заседание рабочей группы по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих в Подмосковье. На этом собрании заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства области Карсанова Е. М. рассказала о темпах и порядке предоставления квартир ветеранам в различных муниципальных образованиях Подмосковья. Выяснилось, что еще 264 ветерана (по всему региону) стоят в очереди на получение нового жилья в соответствии с федеральным планом. Собравшиеся заслушали также выступление представителей Министерства финансов Московской области, которые сообщили о том, каким образом происходят перечисления средств из федерального бюджета муниципальным образованиям на приобретение жилья для ветеранов. В итоге было решено активизировать работу по резервированию и оформлению квартир для ветеранов. С. Н. Кошман подчеркнул, что до 9 мая 2010 года в Подмосковье все участники войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны быть обеспечены благоустроенными квартирами.