Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество22 июня 2010 12:45

Главный парадокс вступительных экзаменов-2010:

При большом конкурсе может случиться недобор

В российских вузах не без содрогания вспоминают сложности приемной кампании прошлого года. Абитуриенты, напомним, тогда впервые поступали по новой системе — по результатам ЕГЭ, и первые дни эксперимента чуть не обернулись маленькой гуманитарной катастрофой. Приемные комиссии крупных вузов с первых же дней перешли на полувоенное положение — к ним выстроились километровые очереди совершенно ошарашенных абитуриентов, их пап-мам-бабушек. И все дружно пытались сориентироваться в изменившихся правилах. А абитуриентские интернет-форумы прошлого года слабонервным лучше не читать…

— Несколько дней очереди вились вокруг нашего университета, — рассказал журналистам, приглашенным на пресс-ланч, первый проректор РГГУ Валерий Минаев. — Было подано около 75 тысяч заявлений — и это на 1000 бюджетных мест. Нам пришлось на ходу менять систему приема. Выдавали талончики, как в поликлинике, с точным временем, когда приходить. Пришлось разделить поток абитуриентов по буквам алфавита. Если раньше они подавали заявление на факультет, то в прошлом году шли на «свою» букву, и уже там заполняли документы, ставили галочки, на какие специальности они хотят поступать. Сложности все равно были неимоверные. Но в этом году мы вернемся к прежней системе — будет прием по факультетам. Потому что количество абитуриентов объективно будет меньше.

— В этом году, судя по всему, все пройдет спокойнее, — обнадежил ректор РГГУ Ефим Пивовар. — Во-первых, абитуриентов в целом будет меньше — поступает поколение, родившееся в 1992-1993 годах…

— В 1993 году все политикой занимались, не до детей было, — пошутили журналисты, хотя прекрасно знали правильный ответ.

— …и конкурс мы прогнозируем не такой высокий, как в прошлом году, потому что с этого года документы можно подавать не во все вузы, а только в пять. И в каждом вузе — только на три специальности. Документы можно будет подавать как лично, так и через интернет. И, кроме того, будет не три волны поступления, а две.

— Но две волны — вовсе не гарантия спокойного поступления, — засомневались журналисты.

— Это правда, — поддержал нас проректор Валерий Минаев и предложил несложную арифметическую задачку. Вот, допустим, есть 50 бюджетных мест на 1000 заявлений (цифры примерные). 50 человек с самыми высокими баллами занимают эти места. Дальше у них есть неделя на раздумье, ведь они наверняка подали заявки не только в один вуз. Они должны подать подлинники документов и на полных правах поступить в университет.

Через неделю выясняется, что подлинники подали только 10 человек. То есть 40 мест свободны. Тогда начинается вторая волна. Проходит еще неделя — и выясняется, что подлинники документов опять принесли только 10 человек. Итого — 20 мест из 50 заняты. Но тридцать-то свободны! В прошлом году проблема решалась просто — была третья волна. Из-за нее вступительные экзамены растянулись чуть ли не на месяц, но бюджетные места все разошлись.

— А в этом году может случиться такой парадокс — недобор при колоссальном конкурсе, — такой нерадостный вывод сделал Валерий Минаев.

— И что можно порекомендовать абитуриентам? Как им действовать в изменившихся обстоятельствах?

— Если такая ситуация произойдет, будем объявлять дополнительный набор, а что делать, — ответил ректор Ефим Пивовар. — Но самый универсальный совет поступающим — в этом году надо определяться с вузом и со специальностью более серьезно. Не как в прошлом году, когда человек посылал документы во все вузы подряд, а потом метался — что выбрать? Медицинский институт или институт рыбного хозяйства?

— Стало ли благодаря ЕГЭ больше поступать студентов из регионов?

— Да. Два-три года назад у нас училось примерно 10–12 процентов иногородних студентов, теперь 25–30. Но есть большая проблема — где их размещать? Переход на ЕГЭ должен сочетаться со строительством новых общежитий. Мы, например, всех поступающих честно предупреждаем — для первокурсников у нас нет мест в общежитии. Только со второго курса возможно заселение. Да, ЕГЭ уравняло в правах москвичей и жителей других городов. Но жить им где? Вот и приезжают те, кто может снимать квартиру в Москве хотя бы первое время. А многие не могут. Надо строить студгородки, по западным примерам — кампусы. Пока этого нет, немногие талантливые ребята могут себе позволить учиться в Москве.

— Если продолжать разговор, что изменил ЕГЭ в системе образования — каковы итоги первой сессии? Какие студенты к вам пришли в итоге? После первого года обучения вы уже сделали какие-то выводы?

— Как ни странно, все нормально. Провала нет, — заверил нас Валерий Минаев.— Мы тоже очень внимательно анализировали, не упал ли уровень? Нет, не упал. Те, кто поступал с хорошими баллами, хорошо сдали сессию. Уровень отчисления — такой же, как и в прежние годы — 6–8 процентов. То есть ЕГЭ как индикатор оценки знаний себя оправдывает вполне.

— Будет ли у вас из-за демографической ямы сокращаться количество бюджетных мест? — задали мы вопрос ректору.

— К сожалению, да. Примерно на сто мест, равномерно по всем специальностям. Но, кстати, при этом мы понизили цены на платное обучение. Не ниже себестоимости, конечно, но существенно. Хотя доля «платников» у нас не такая большая, как в других востребованных вузах, где бывает 50 на 50. У нас же примерно 20-30 процентов студентов платят за обучение.

— А все-таки какой будет конкурс в вашем вузе, хотя приблизительно?

— Хороший вопрос… Мы исходим из реальности. Конкурса в 75 человек на место, как в прошлом году, у нас не будет. Что мы можем сказать абсолютно точно на первый день работы приемной комиссии — то, что уже подано 16 заявлений.