Премия Рунета-2020
Москва
+4°
Boom metrics
Москва16 августа 2010 22:00

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: «У нас помощник прокурора на дороге имеет больше преимуществ, чем в Швеции - король»

Помогут ли Москве выделенные полосы для общественного транспорта? [обсуждение]
Источник:kp.ru

Случится ли транспортный коллапс, когда закроют Нагатинский мост? Нужны ли Москве водные такси? На эти и многие другие вопросы в прямом эфире радио «Комсомольская правда» ответил эксперт Михаил Блинкин. АВТОБУС ДОЛЖЕН БЫТЬ ГЛАВНЕЕ МИГАЛКИ - Михаил Яковлевич, здравствуйте! Это Григорий. В моем районе на проспекте Андропова хотят открыть выделенную полосу для общественного транспорта. Скажите, они нам помогут быстрее до метро добираться? - Вам, возможно, и помогут. Но в целом проблему пробок не решат. В любом учебнике по городскому транспортному планированию написано, что выделенки работают только тогда, когда образуется система маршрутов, полностью построенных на обособленных полосах. Если система есть, то пассажир, в том числе имеющий автомобиль, понимает, что он здорово выигрывает, если едет общественным транспортом. Но в Москве появляются лишь отдельно взятые выделенки. И ради них автомобилисты не будут массово пересаживаться на автобусы. - Нужно, чтобы все маршруты автобусов полностью проходили по выделенной полосе? - Конечно. В каком-то районе, условно, на северо-западе Москвы, маршрутная сеть должна быть построена на обособленных полосах, к примеру, чтобы доехать до станции метро. Тогда и эффект будет. А одной или даже десяти выделенок по всей Москве очень мало. Но есть и еще одна проблема. Тысячи машин в Москве едут с мигалками, спецзнаками или их водители вооружены корочками... Мой европейский коллега сказал замечательную фразу: «У вас четвертый помощник прокурора имеет больше преимуществ на дороге, чем король Швеции». Это правда. Пока мы от этого не избавимся, говорить о приоритете общественного транспорта очень трудно. Автобус, в котором едут сто человек, должен иметь преимущество перед любым автомобилем. У нас пока наоборот. - Говорят, что во всем мире правом проезда по выделенке пользуются еще и такси. - Это правда. Жуткая пробка может быть в Париже. Я вызываю такси из гостиницы. И оно быстренько отвозит меня в аэропорт. Потому что такси от самого центра будет пользоваться отдельной полосой. - И пусть только попробует какой-то частник... - За рубежом такого нет. Чтобы на выделенную полосу кто-то залез... Разве что пожарная команда. У «ЮГО-ЗАПАДНОЙ» НЕ РАЗВЕРНУТЬСЯ

Ученый уверен, что Москве нужно менять всю транспортную политику.

Ученый уверен, что Москве нужно менять всю транспортную политику.

- Добрый день. Рамазан беспокоит. Часто приходится ездить мимо метро «Юго-Западная». Там длинные автобусы, разворачиваясь, постоянно перекрывают дорогу и устраивают пробки. Что нужно сделать, чтобы этого не было? - «Юго-Западная» - пример неправильной городской планировки. Это мощнейший транспортный узел, связывающий Москву и область. Согласно транспортной науке и опыту мировых столиц этот узел должен иметь удобный пассажирский терминал с разворотными кругами для автобусов. Не хватает места на земле - сделайте тоннели! Здесь нужен большой пассажирский вокзал, который бы позволил пересадить людей с автобусов и троллейбусов в метро. Ведь сейчас пассажиры вынуждены выходить из автобусов прямо на проезжую часть - потому что вся правая полоса занята частными машинами! А оставленная градостроителями прошлого просторная территория у метро вся распродана. И теперь там просто негде строить пересадочный узел. Точно такая же ситуация, даже похлеще, у «Речного вокзала» и других конечных станций метро. Там есть огромные торговые комплексы, но нет места для пересадочного узла. ТОРГОВЛЯ ПРОТИВ ДОРОГ - Это Анна Алексеевна звонит. У нас около метро «Добрынинская» отстроили огромный торговый центр. Поэтому на Люсиновской улице - настоящий коллапс. - Это здание у «Добрынинской» - дом поперек дороги. В буквальном смысле слова. Он занял тротуар и сузил и без того узенькую Люсиновскую до предела. Мой лондонский коллега, увидев этот торговый комплекс, сказал, что таких нет даже в Палермо. Исследуя планировку Сицилии, он выяснил, что там можно было строить где угодно и что угодно. Но нельзя строить дом поперек дороги: несколько мафиозных групп, контролирующих Палермо, договорились этого не делать. А в Москве делают! - Сейчас возле этого торгового центра все машинами заставлено. Может, все-таки ввести штраф в пять тысяч рублей за неправильную парковку? - Увеличение штрафа вызовет мощнейший общественный протест. Люди паркуются на тротуарах с такой мотивацией: вы же все застроили так, что ни пройти ни проехать! Тогда и мне дайте степень свободы поставить автомобиль где угодно. Сдвинуть эту негласную договоренность чрезвычайно трудно. НУЖНЫ ЛИ ВОДНЫЕ ТАКСИ? - Николай беспокоит. Недавно побывал в Питере, там вовсю работают водные маршрутки: 50 рублей для взрослых, 25 - для детей. Не так дешево, конечно, зато с ветерком и без пробок. Может быть, и в Москве такие маршруты открыть?

Москве не хватает около 400 километров дорог. Отсюда и дикие пробки.

Москве не хватает около 400 километров дорог. Отсюда и дикие пробки.

- Идея хорошая, но проект имеет право на жизнь как сугубо коммерческий. Город в эти маршрутки вкладываться не должен. - Почему? - Потому что у нас не Венеция, срок навигации очень ограничен. К тому же не так много причалов, и они не всегда близки к станциям метро и автобусным остановкам. Появление таких маршруток городских транспортных проблем не решит. А вот как дешевый прогулочный транспорт они, возможно, будут эффективны. Задача городских властей - просто не мешать коммерсантам организовать такие маршрутки. МОСТ ПРОФУКАЛИ - Это житель Нагатина Игорь Геннадьевич. Говорят, что скоро частично закроют на ремонт наш Нагатинский мост. Но ведь тогда юг Москвы просто встанет! - В Москве до 2015 года согласно генплану будут реконструированы и капитально отремонтированы 14 мостовых объектов. Первый - Нагатинский мост. Он комбинированный: автомобильный и для метро. Его ремонт абсолютно необходим, ведь мосту больше сорока лет. Очень печально, что с момента пуска Нагатинского моста, это 1969-й год, на всем юге Москвы ничего другого через Москву-реку не построили. И вот мы видим: проспект Андропова, слева - Варшавское шоссе, а справа - железная дорога и Люблинская улица. Куда переключать транспортные потоки? Власти обязаны что-то предусмотреть, сделать временное локальное расширение за счет тротуаров, газонов, повесить знаки, сделать указатели, дать рекомендации людям, пустить обходные... Увы, кардинально там ничего сделать нельзя. Но какие-то маленькие резервы найти можно. А вообще властям надо было думать 20 лет назад, почему у нас в огромном углу города как был один Нагатинский мост, так и остался. В Европе еще в Средние века действовало градостроительное правило: с одного моста должно быть видно два других, чтобы город не развалился на части, а был единым целым. У нас, к сожалению, это правило не соблюдают даже в двадцать первом веке. СПАСИТЕЛЬНЫЕ РЕЛЬСЫ - Алло, здравствуйте. Сергей беспокоит. Вас послушать - все так плохо... Неужели ничего хорошего в плане транспорта в городе не делается? Недавно к нам в Митино метро провели. Я счастлив! - Метро - это хронически положительный пример. Даже несмотря на последние недели жары, эта система работает. Да, с жутким напряжением, да, пассажиры страдают. Но только благодаря метрополитену Москва не развалилась на транспортные изолированные острова. Ведь у нашего города убогая автомобильная сеть. И как автомобильный мегаполис мы не проживем... Так что спасибо метро и берегите его! А еще я бы отметил одно транспортное решение, которое абсолютно соответствует мировому опыту. Оно имеет грандиозный успех, как коммерческий, так и обывательский, - это скоростные железнодорожные маршруты между вокзалами и московскими аэропортами. Я - отчаянный автомобилист. Но теперь на машине в аэропорт не езжу. Мне нравится аэроэкспресс. Это красиво и разумно. С любой точки зрения. Да, билет недешевый. Но я и не являюсь пропагандистом дешевого транспортного обслуживания. ДРУГОЕ МНЕНИЕ «Не все так плохо» Виктория ГЕРАМИ, профессор, завкафедрой логистики МАДИ: - Транспортная проблема Москвы пусть и медленно, но решается. Причем власти принимают системные меры. Например, резко ограничена точечная застройка - когда вместо пятиэтажки ставят небоскреб, а мест под парковку не выделяют. Новые торговые комплексы строятся уже с местами для стоянки и разворотными кругами - для машин покупателей. Разрабатывается и закон «О такси», призванный упорядочить работу перевозчиков. Определены места для перехватывающих парковок у конечных станций метро. Мэрия дает льготы покупателям машин-малолитражек. Так что положительная динамика налицо. Давайте обсудим!