Сегодня 13 Февраля
Погода -4°C
КП в социальных сетях: facebook Komsomolskaa-pravda odnoklassniki group kpru twitter onlinekpru vkontakte club15722194

В пожарах виноваты чиновники и новый Лесной кодекс

О причинах и уроках трагедии этого лета «Комсомолке» рассказал член-корреспондент Российской академии наук, директор Института устойчивого развития, член Общественной палаты Владимир Захаров [обсуждение]
Если вам понравилась эта статья:

Аномально жаркое лето закончилось. Потушить последние лесные пожары помогла и сама природа. Теперь, замерзая в куртке, как-то даже не веришь, что еще пару недель назад вся страна изнывала от жары. Хотелось бы верить, что прохлада не сотрет в памяти трагедию, когда из-за халатности чиновников страна оказалась неготовой к жаркому лету. В итоге сгорели тысячи гектаров леса, огонь слизал целые села, сотни людей остались без крова.

КОДЕКС ПРЕТКНОВЕНИЯ

- Владимир Михайлович, чиновники винят в пожарах аномальную жару, но только ли в стихии причина?

- Такой жары действительно в России не было за всю историю метеонаблюдений. Другой вопрос, что нужно было сделать, а чего делать не следовало, чтобы пережить это природное явление, пусть даже аномальное, без трагедии. Кроме жары, виновато наше наплевательское отношение к природе. Только у нас в лесах устраивают помойки, бросают окурки. Пожары зачастую возникают именно из-за человека. И третья причина - новый Лесной кодекс.

- Что ж в этом кодексе такого страшного написано, что все его винят в пожарах?

- Новый Лесной кодекс во многом разрушил централизованную систему управления лесами. Все эксперты, в том числе и я, бастовали против этого закона, предрекали последствия. И, к сожалению, мы оказались правы. Лесной кодекс ослабил контроль над лесами, максимально упростил доступ частников к этому природному ресурсу. Основная надзорная функция была передана регионам, они должны были следить за порядком и безопасностью в лесу, проводить аукционы для передачи лесов в аренду частникам. Но тут в законе не стоило ставить точку, а надо было поставить запятую и четко прописать: пользоваться природным ресурсом, но при обязательном соблюдении всех экологических норм, под строгим надзором, а также продумать механизм контроля и ответственность за нарушение правил пользования лесом.

- Но вы же говорите, что надзорная функция была передана регионам.

- Да, но только регионы не были готовы к этому, прежде всего финансово. К тому же по Лесному кодексу при проведении аукционов по передаче в аренду не особо учитывается соблюдение экологического контроля, охраны, восстановления леса. Частник победил на аукционе, получил лес и пользуется как ему хочется. Обязанность арендаторов вести противопожарную работу в договорах аренды прописана в качестве рекомендации. И следить за тем, как выполняют эти рекомендации, толком некому.

- Но ведь горело не потому, что частник берет лес на 49 лет в аренду или на вечность. Горело потому, что никто не следил, что в лесу творится...

- Именно. Убрали лесхозы. В Лесном кодексе отсутствует упоминание о лесной охране, существовавшей в России более 200 лет. Раньше за лесом следили работники лесной охраны - более 70 тысяч лесников. Полномочия передали регионам, и за лесом уже стали следить 12 тысяч человек. Что они могут сделать? На Украине, в Белоруссии, которые мы редко ставим себе в пример, таких проблем нет, потому как они сохранили систему контроля. И вопрос здесь даже не в том, какая форма собственности и какие организации осуществляют контроль, а в конечном результате. В США, Канаде при необходимом уровне культуры уход за лесами успешно осуществляется и при частной собственности - за счет ответственности собственника и государственного контроля.

 


ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

- На что рассчитывали, принимая такой кодекс?

- Беспочвенно надеялись на сознательность частников. Все якобы для облегчения жизни бизнеса. Ввели уведомительный порядок. То есть частник просто уведомляет, что он не нарушает закона, что не вырубил лес полностью, что следит за ним и заботится. А мы верим и должны иногда проверять. А вот особой заинтересованности в том, чтобы проверять, нет. В результате вместо прибыли от развития бизнеса мы получили колоссальные убытки. Возьмем для примера аварию в Мексиканском заливе, казалось бы, рыночная экономика, что там делает компания - ее личное дело. Ничего подобного! Вылилось в мировую трагедию.

- Но Вritish Рetroleum (BP) потратит бешеные деньги на компенсацию ущерба, причиненного природе. А у нас собственников накажут?

- У нас за все платит государство. По оценкам экспертов, ущерб от жары оценивается в $15 млрд. И когда бизнес говорит: не вмешивайтесь, мы лучше знаем, как жить, - ничего подобного. Государство обязано контролировать. Потому как в случае чего у бизнеса не найдется денег, чтобы компенсировать ущерб от аварий, в которых они же виноваты. Не все у нас ВР.

ТОРФЯНИКИ - ОШИБКА ДЕСЯТИЛЕТИЙ

- В той же Финляндии полно торфяников, но таких проблем, как у нас, нет. Наши торфяники тоже оказались вне контроля?

- Это нам аукаются еще советские подвиги, когда мы чувствовали себя хозяевами природы и уверенно шли по планете. Тогда мы осушали болота. И никто не думал, во что это выльется. Вот этот смог, которым мы с вами дышали, это последствия ошибки, совершенной десятки лет назад. Представьте, насколько нам нужно осторожно принимать решения, просчитывать, как они отзовутся через десятилетия. И вот сейчас мы вынуждены обводнять торфяники, заливать все это водой и тратить колоссальные деньги. А экологи говорили, что так будет.

- Просто на болота никто особо не обращал внимания...

- А между тем существует уважаемая международная организация по охране водно-болотных угодий, в которую наша страна тоже входит. И эти болота представляют большое мировое значение. Поддерживают водный баланс, обеспечивают средообразующую и жизнеобеспечивающую функции биосферы.

КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА

- Так что же делать?

- Надо вернуть и наладить контроль над лесом, уход за ним. Будет ли централизованная система надзора? Может быть. Первые шаги к этому сделаны. Премьер перевел лесную службу под свое прямое управление. Плюс организовать выполнение этих функций в регионах. Только надо научить их ухаживать и следить за лесом, выделить деньги. И, конечно, выстроить ответственность арендаторов: получил лес, значит, в том числе и пожарная безопасность, и сохранность - это твое дело. И если что-то случается, ты будешь отвечать рублем. Я не говорю о том, чтобы выгнать из лесов всех частников. Нет. Именно с помощью механизмов рыночной экономики можно получать пользу от этого природного ресурса. Но все должно быть под контролем государства, общества.

- Но ведь придется перелопатить все законодательство, которое напринимали за эти годы...

- Надо устранить все противоречия в законодательстве: лесном и земельном, между федеральными и региональными нормативными актами. Я говорил с теми, кто занимается лесами. Так они рассказывают абсурдные вещи. Помимо того что средств выделяется мало, так они выделяются для пожаротушения. И поэтому потратить их до того, как начало гореть, то есть на то, чтобы не горело, нельзя. Больше надо выделять денег на профилактику пожаров.

Следующее. Обязательное обводнение торфяников. Либо мы вкладываем в это деньги сейчас, либо теряем миллиарды долларов чуть ли не каждый год. Вот это стратегия развития лесной отрасли, об этом говорили много раз. Реализуйте, тогда и трагедий будет меньше. Пожары будут, от них никуда не денешься, это естественное природное явление. Только справляться с ними мы будем быстрее и легче.

Кликните для увеличения
Кликните для увеличения



ГЛОБАЛЬНЫЕ АНОМАЛИИ

- Так все-таки меняется у нас климат или нет?

- Из всего такого бурного обсуждения, массы докладов по всему миру на эту тему стоит сделать вывод: климат меняется, и мы с вами имеем к этому отношение. Это все, что нужно нам с вами. Та аномальная жара, которую мы получили, - это только начало. Не нужно быть климатологом, чтобы включить телевизор и увидеть: наводнения, похолодание там, где не ждали, кстати, в то время, когда мы с вами умирали от 40-градусной жары, в тропических странах, в Коста-Рике например, было необычно прохладно - плюс 20. Не важно, глобальное это потепление или похолодание, важно то, что климат меняется под воздействием антропогенного фактора.

- То есть природу мы покорили?

- Да, но теперь надо бы справиться с плодами этой победы, с последствиями. Мы нарушили баланс, и увеличилось количество аномалий. Это признали наконец и у нас. Советник президента по изменению климата Александр Бедрицкий на днях заявил, что аномальные явления будут повторяться и масштабы предсказать невозможно. Мы просто должны быть к ним готовы, адаптироваться к климату. Но самое главное, надо уменьшить свое воздействие на окружающую среду, снизить выбросы вредных газов, начать выполнять международные экологические стандарты.

Хотите обсудить?

Поделитесь с друзьями:
  • Facebook
  • Мой мир Мой мир
Показать код
Комментарии
124
  • Ждем!
    13.09.2010, 1:21

    Хорошо, что виновных нашли быстро. А когда будет суд? Кто за людей сожженных ответит? За разоренные поселки, села и отдельные дома, за причиненные стране многомиллиардные убытки. Вся страна знает, кто за Лесной Кодекс голосовал, кто лес под вырубку и застройку отдал и как тушил.

  • Гость
    06.09.2010, 9:07

    А Шойгу чиновник? Он виноват или нет? Если нет - помогите найти такую работёнку, где много дают денег, за всё переживают и ни за что не отвечают!!! Прошу неМоскву не предлагать!

  • ANT74
    06.09.2010, 7:00

    "В пожарах виноваты чиновники и новый Лесной кодекс", а кто-то сомневался???

  • sog
    06.09.2010, 5:36

    Apelsin:
    Да, дорулились!...
    ********8
    Может хватит одних и тех же ушлёпков выбирать по нескольку раз подряд, пока они в маразме не начинают обгонять брежнева?

  • Гол
    06.09.2010, 5:24

    Думаю, что виноват в первую очередь тандем!

  • мчс ник
    06.09.2010, 4:45

    Я чой о не понял, что этот шойгу то ещё на коне - гнать генерала бездельника

  • Гость
    06.09.2010, 1:21

    Господи! Спаси Россию!

    • J.C.Uken
      06.09.2010, 6:12

      «Против глупости сами боги бороться бессильны» (с) Фридрих Шиллер.

  • Валера
    06.09.2010, 0:31

    А вообще известны ли факты приобретения собственниками и арендаторами саженцев, получения ими кредитов на условиях как и всем гражданам, и начатыми работами по засеву- восстановлению лесов?
    Самое время!!!
    Нет?
    ОБЯЗАТЬ!!!
    ПРИНУДИТЕЛЬНО!!!

  • Гость
    06.09.2010, 0:21

    Виноват тот, кто принял закон. Утвердил и подписал. Всё они там продумали. Вот только погоду не учли.

  • Васиссуалий
    05.09.2010, 23:16

    Во всём виноват Чубайс!!!

    • КЮ
      06.09.2010, 4:02

      Вы мыслите в правильном направлении.

  • Юрий, Новосибирск
    05.09.2010, 22:58

    Сэкономили на лесниках, на спецтехнике и пр., и пр., приняв вполне "демократические" законы по лесопользованию. Всё для свободного развития частного предпринимательства в лесной сфере. Только вот закон об охране леса не предусмотрели.
    Получили результат.
    Сколько раз надо наступить на грабли послаблений частному бизнесу с отменой государственного регулирования и государственной ответственности, чтобы понять всю преступность этих методов управления, когда государство всё время стремится сбросить с себя любые виды разумного хозяйствования?
    И назначает своих полностью безответственных администраторов.
    И нашёлся один дурак, по фамилии Млечин, который во всём этом обвинил Октябрьскую революцию...

  • Дормидонтыч
    05.09.2010, 21:32

    А кто принимал новый Лесной кодекс? Правильно, депутаты Госдумы. Следовательно всех депутатов на нары. Пусть расчищают сгоревшее и ударным трудом насаждают новые леса. Только так можно стимулировать принятие нормальных Законов.

  • serg
    05.09.2010, 18:44

    Ну на счет лесного хозяйства хочу сказать там полное безобразие.Знаю не по наслышке столкнулся.В руководстве все родственники и близкие люди.Как деньги распределяются сами- понимаете.В каждом лесничестве -лесопилка с пилами под деловую древесину.Сушняк в лесу все забито!А санитарные рубки вырубают то что хотят.а кто их контролирует?А арендаторов могут как хотят и проверить и наказать.

  • geroficer
    04.09.2010, 2:16

    Путин правильно заявил что никаких ошибок он не делал и Лесной кодекс был им принят заведомо зная что за ним будет, Путин просто не может существовать без нажимов олигархических кланов, которые его и выбрали в 2000-м. Так что никаких ошибок нет, он работает прежде всего на тех кто разворовывает страну.

    • geroficer
      06.09.2010, 0:23

      Полностью с вами согласен. Полностью.

  • Сравните
    03.09.2010, 14:11

    какая площадь лесов у нас и у этих стран, сколько населения у нас и у них,какой бюджет у нас у и них.
    Какие чиновники у нас(откатные) и у них(безоткатные). Вот и результат.

  • прохожий
    03.09.2010, 14:08

    Пока первые лица будут лично проверять,а не лукавят ли местные руководители с постройкой федеральной автотрассой,так и будем деревнями выгорать.Где границы ответственности местных чиновников?На хрена целое министерство имеем?А не проще пожарную команду иметь в каждом посёлке и т.п.,да и лестничества раньше были практически повсеместно и лесник был уважаемый человек и за лес болел.Всё было налажено веками от Петра.Жалко людей,жалко страну.

  • Гость
    03.09.2010, 12:24

    Казнят по экономическим статьям не одних чиновников. Год назад к высшей мере приговорили экс-главу крупнейшей китайской корпорации Sinopec Чэнь Тунхай. Спустя несколько месяцев — самую молодую миллионершу страны 28−летнюю У Ин. В феврале этого года обвинение предъявили миллиардеру и торговцу электроникой Хуану Гуанъюю.

  • Apelsin
    03.09.2010, 11:38

    Да, дорулились! Все, кому не лень было, попробовали за 20 лет. Только ленивый не рулил, а вернулись к тому, что опять всерьез в ДУМЕ собрались обсуждать ввод карточной системы для малоимущих. Оказывается, успешный рост и модернизация экономики приводят к карточной системе неизбежно в России. Те же грабли, только в профиль! Расписались, наконец, что ни балабол, ни пьяный лидер, ни спортсмены и законодатели моды здорового образа жизни, - никто не способен любить Родину. А те, кто когда-то стоял на Неве, на Куликовом Поле, на Бородинском Поле, и в мыслях не могли страшного будущего представить своей России. Как почернели бы их души, если бы в последний их миг Бог дал бы им возможность узреть грядущее!!! А может они и почернели, потому и заступников нет у России, там, перед Богом, перед которым все молится и молится наше бизнес-государство?

    • Юрий, Новосибирск
      05.09.2010, 22:50

      Души наших предков были преданы! Их, предков, даже обвиняют в том, что не тем они, видите ли, занимались, когда создавали русский мир, включая в него всё новые и новые народы, и строили империю, в которой жилось безопаснее, чем порознь.
      Души предков живы, пока мы их помним и им благодарны. Иначе они умирают, уже навсегда. И мы остаёмся без покровительства душ наших предков. И страна перестаёт быть отечеством!

    • Раша
      03.09.2010, 14:40

      Дык одному Богу известно, об чём они молятся...Судя по результатам - не о стране точно.

    • Малиновка
      03.09.2010, 12:38

      Ваша правда на все 100. Как же от них всех избавиться?

  • Apelsin
    03.09.2010, 11:16

    Ничего случайного нет. Над документом работает куча экспертов и юристов из разных отраслей. Ошибки могут быть только технические, а вот умысел в виде возможности трактовки той или иной статьи, однозначности ее применения или наоборот неоднозначности прочтения – это как раз то, что уже 20 лет практикуется в Российском законодательстве. Юристов сначала учат в ВУЗах, а потом натаскивают на спецприемы, которые потом используются той или иной силой в государстве. Вот почему принимают закон, под ним «работают» заинтересованные лица. Потом, сделав все необходимое, в него вводят поправки, дополнения, изменения, или просто снимают закон или решение. Но дело уже обделано. Вот схема законотворчества в тандеме с властью и бизнесом. Что, впрочем, одно и то же.

  • Равнодушный
    03.09.2010, 10:29

    Нет,господа.Виноват наш менталитет. Нам,пардон,пофую,ну и им там наверху пофую. Вот был в креслах неистовый кровавый Виссарион,которму было за Державу обидно. Головами бы на плахе отлетевшими пожар потушил бы сей секунд. И тушил же. Как теперь мы начинаем понимать.Мать,мать...

Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Красной меткой отмечены обязательные поля
Ваш комментарий: