Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество10 ноября 2010 22:00

Россия, вперед! К гуманному законодательству

Президент России Дмитрий Медведев продолжает демонстрировать приверженность либерализму, заявленную год назад в статье "Россия, вперед!". Теперь очередь дошла до уголовного законодательства
Источник:kp.ru

21 октября была озвучена инициатива внесения в Госдуму законопроекта, предусматривающего масштабную либерализацию этого самого законодательства. Смягчение предусматривается по целому ряду наказаний. В частности, предложены меры, не связанные с лишением свободы: штрафы, исправительные работы, домашний арест.

О необходимости смягчения наказания эксперты говорили уже давно. Общество "созрело" для революционных изменений в сфере уголовного законодательства. Давно пора начать бороться с преступниками не "кнутом", а рациональным подходом, считает член Московской Хельсинкской группы, правозащитник Валерий Борщев. "Сегодня в России средний срок лишения свободы значительно выше, чуть ли не в 2 раза, чем тот, который существовал при советской власти, - утверждает правозащитник. - А уж если брать Россию до 1917 года – там самыми распространенными сроками наказания были полгода, год, два года… И это естественно, поскольку все криминалисты давным-давно доказали, что эффективен как раз малый срок наказания. Я думаю, что президент Медведев и люди, которые готовили эти поправки, исходили из того, что не жестокостью, не суровостью наказания надо бороться с преступностью, а рациональным подходом. Нужно, чтобы наказание было эффективным с точки зрения предотвращения рецидива, снижения преступности. Должны как можно шире применяться меры наказания, альтернативные лишению свободы. Очень многие, да чуть ли не все муниципальные органы, практически блокируют, например, исправительные работы, обязательные работы. Это безобразие. Вот эта линия – применения наказания, не связанного с лишением свободы, – в России не развивается, хотя такие меры предусмотрены Уголовным кодексом. Кстати, судебная система пока не готова к подобным переменам, здесь президент, в общем-то, оказался впереди. Я надеюсь, что эти поправки положат начало изменениям в области уголовного наказания".

То, что в результате принятия поправок решится множество проблем, понятно даже стороннему наблюдателю, не включенному в процесс правоприменения. Прежде всего, в результате сокращения сроков тюремного заключения удастся, наконец, разгрузить перенаселенные колонии. По словам министра юстиции Александра Коновалова, средний срок наказания будет снижен с 6-9 до 2-3 лет, что уменьшит население колоний на треть (по состоянию на 1 октября в них сидело 707 100 человек).

Есть и другое следствие сокращения числа заключенных - бюджетных средств на содержание тюрем будет тратиться в разы меньше.

И потом, преступление преступлению рознь. Как сообщил Коновалов, верхние санкции сохраняются, и "наиболее опасные преступники получат по полной". Очень точно высказалась председатель НП «Бизнес-солидарность», финансовый директор НПК «Софэкс» Яна Яковлева, которая считает, что "если они (прим. - поправки) помогут какому-то мелкому лавочнику избежать общения с милицией, которая пытается выявить у него недоплату налогов или незаконное предпринимательство, то это тоже повод для радости".

"Люди не должны мучиться в тюрьме за мешок картошки, - считает финдиректор. - Здесь задан хороший тренд. У нас судьи назначают наказание произвольно и, как правило, выбирают максимальный срок наказания — отсюда и общее ужесточение системы. Теперь же от государства идет сигнал на сокращение сроков заключения".

Это мнение эксперта иллюстрирует фразу Дмитрия Медведева о том, что "наказание должно быть адекватно тяжести преступления". Действительно, в нашей стране зона перевоспитывает человека не в лучшую сторону. Вроде бы уходил в тюрьму слегка нечистым на руку предпринимателем, вернулся - уголовником "с новыми принципами". Вот почему лучше лишний раз гражданина не сажать, а наказать более гуманным, но не менее поучительным способом, таким как общественные работы, на которые в западных странах уже давно отправляют проштрафившееся население. Глядишь, и на улицах чище станет.

Еще одним нововведением станет так называемая служба пробации - орган, который будет контролировать осужденных условно. К созданию такой службы правозащитники призывали уже давно. Ее служащие будут обязаны контролировать условно осужденных - следить за тем, чтобы они, скажем, исправно посещали психолога или не ленились на общественных работах. Этот институт уже давно действует в Германии, Дании, Швеции, Финляндии и других европейских странах, а на территории бывшего СССР – в Латвии и Эстонии. Единственное, что пока еще не определено - кто будет работать в службе пробации.

Но следует уточнить, что не все меры, предложенные президентом, направлены на смягчение выносимых приговоров. "Иначе о справедливости не было бы и речи, - утверждает Александр Тобак - управляющий партнер адвокатского бюро “Андрей Макаров и Александр Тобак”. - Ведь есть еще террористы и лица, призывающие к совершению терактов - для них наказание абсолютно разумно ужесточат. Так, скажем, инициированный Дмитрием Медведевым законопроект предполагает увеличение срока фактического отбытия наказания террористам для того, чтобы они смогли выйти по УДО». «И теперь условно-досрочное освобождение лиц, отбывающих наказание за вышеупомянутые преступления, может быть осуществлено только после того, как они отсидят не менее трех четвертей назначенного им срока наказания», - подчеркивает адвокат.

Напомним, что еще одна поправка - примечание к статье 205 УК, раскрывающее смысл понятия “пособничество терроризму”. Теперь и за такое деяние предусмотрена уголовная ответственность.

Главным вопросом остается то, как воспримут президентскую инициативу служители Фемиды. По мнению Александра Тобака, судейский аппарат готов к нововведениям. “Судьи - люди грамотные, - уверенно говорит он, - с уважением относятся к решениям президента. Менее справедливыми они от этого не становятся. А разговоры о том, что судьям якобы проще принять жесткое решение - безосновательны. Курс на гуманизацию дал сам президент, грех не воспользоваться. Нет, конечно, всегда будут те, кто бегут впереди паровоза или чего-то опасаются. Но, в общем, думаю, реакция будет адекватной”.