Премия Рунета-2020
Мурманск
-6°
Boom metrics
Звезды13 февраля 2011 22:00

Граница с Норвегией могла проходить под Тромсё

Мурманский краевед Дмитрий Ермолаев выпустил книгу, проливающую свет на деликатный вопрос разграничения земель в Заполярье
Сергей АНДРЕЕВ

Недавно мурманский историк и краевед Дмитрий Ермолаев презентовал свою книгу «Звенья». История в понятии автора представляется длинной цепью. Часть ее - ржавая, часть провисла, а часть и вовсе отсутствует. «Звенья», кропотливый многолетний исследовательский труд Ермолаева, отчасти восстанавливают несколько звеньев истории Кольского края. Книга поделена на три части. Звено первое - несколько исторических очерков об истории российско-норвежской границы. Второе раскрывает многовековую связь русского и сербского народов. Эта часть написана по следам «Славянского хода» - паломничества мурманской общественности из Заполярья на Балканы. Третье звено - исторические зарисовки из прошлого Мурманска и рассказы о писателях-фантастах, которые бывали здесь.

Книга Ермолаева - прежде всего сборник очень интересных фактов об истории Мурманска и Заполярья. Сам он называет их изюминками, а свой труд сравнивает с детской забавой выковыривать из булочки сушеный виноград. О некоторых из найденных Дмитрием Ермолаевым фактов, касающихся российско-норвежской границы, мы и решили рассказать.

Впервые русские и норманны договорились еще при Владимире Красное Солнышко

Впервые русские и норвежцы обозначили пределы своих владений в X веке. В ту, почти легендарную теперь эпоху, когда будущий норвежский конунг Олаф Трюгвассон в качестве еще безвестного принца жил в Новгороде, а будущий креститель Руси князь Владимир в 977 году, спасаясь от преследования своих братьев, бежал в Норвегию, под руку одного из сильнейших монархов того времени короля Хокона II Могучего. Первая пограничная черта прошла по Лонгенфьорду, к востоку от нынешнего Тромсё и просуществовала до середины XI столетия. В 1043 году, когда дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла замуж за норвежского короля Харальда III Сурового, русский князь подарил зятю в качестве приданного территорию от Люнген до Альтафьорда и реки Альта включительно. За Альтой лежала земля, которую норвежцы называли Финмаркен, а русские - Лопской землей. В XV веке Российское государство договорилось с Данией, в состав которой входила тогда Норвегия, о совместном использовании этой территории. И в последующем, на протяжении нескольких столетий, общий спорный округ сохранялся, пока в 1826 году не была определена окончательная граница, значительная часть которой прошла по территории реки Паз.

Почему исконно русские земли отошли соседнему королевству?

«По совершенно необъяснимым условиям проведения… границы с Норвегией, - писал в 1897 году известный исследователь Севера контр-адмирал Сиденснер, - мы отдали норвежцам несомненно нам принадлежащий берег Мурмана от Ворьемы до устья Паза, вследствие чего все русские, посещающие эту местность, подвергаются каждый раз осмотру до нелепости исполнительных по службе норвежских таможенных чиновников». Адмирал так писал о Конвенции о границе 1826 года. Вплоть до начала ХХ века русские и саммы, живущие на Кольском полуострове, особенно на северной его окраине, говоря об осуществившемся разграничении, обязательно поминали недобрым словом подполковника Галямина, с которым и связывали тогда установление границы в конкретных ее очертаниях. Причем имя его порой употреблялось даже с добавление слова «Иуда». Считалось, что именно Галямин за мешок червонцев, а по другой версии - за связку мехов, продался норвежцам и провел рубежную черту в ущерб России. Между тем специалисты (тот же Сиденснер), тщательно исследовавшие вопрос, никакого предательства в действиях Галямина не обнаружили. В этом и состоит парадокс: явного, очевидного предательства не было, но сама Конвенция была такой, что жители российского приграничья посчитали ее предательской, и возникла легенда о Галямине. Пожалуй, такая - народная - оценка разграничения 1826 года ярче всего свидетельствует о том, насколько «выгодным» оно было для нашего Отечества…

Вадсё было русским Васиным

Когда-то в норвежском приграничье все имело русские названия: Вардё именовалось Варгавом, Вадсё - Васиным, а еще были здесь губы Червяная и Хлебная, острова Верес и Шалим, становище Шапкино и многое другое. Ну ладно, после того как Россия уступила эти земли Норвегии, вполне естественно, что все названия поменялись. Но вот что писал о Кольском Заполярье, то есть об исконно русских владениях купец и общественный деятель Михаил Сидоров в 1870 году: «Не странно ли, что на всех последнего времени русских картах Севера между норвежской границей и Кольским заливом уничтожены все русские названия. Явились реки Лутто-йоки, Пейсе, Якобсельв и даже большое озеро Нуот-Ярви. Итак, река Печенга, - сокрушался Сидоров, - называется уже не Печенгой, а Пейсе». Такова была ситуация в последней трети XIX столетия. С тех пор, конечно, много воды утекло в реке Ворьеме, но многое ли изменилось? По-прежнему, когда едешь из Мурманска по Печенгской дороге, встречаешь обилие ничего не говорящих ни уму, ни сердцу финноязычных названий, особенно между Печенгой и границей. Реки Намайоки и Шуонийоки, протока Сальмиярви и так далее. Между тем река Намайоки - это в летописях упомянутая, в житии преподобного Трифона Печенгского указанная древняя речка Манна, знаменитая тем, что именно на ее берегу появился один из первых на Кольском полуострове православных храмов, а также тем, что неподалеку упокоился «лопарский апостол» Трифон.

Откуда в Киркенесе взялась Ленина-стрит?

Киркенес - главный город приграничной норвежской коммуны Сёр-Варангер. По нашим российским меркам, правда, вовсе и не город, так - село Киркенесовка. Всего-то несколько тысяч населения. Но для здешних, не слишком густонаселенных мест это действительно центр, столица. Помимо «титульной нации» - норвежцев - живут в Киркенесе и русские. Хотя не только они…

… прямо на меня, перекинув через руку куртку и другой рукой толкая перед собой тележку с товарами, двигался самый настоящий лиловый негр - воплощенная фантазия Вертинского. Ошарашенный, я кинулся к прилавку - искать спасения у продавца. Из-за прилавка на меня, улыбаясь, смотрела миловидная девушка с узким восточным разрезом глаз - то ли китаянка, то ли японка. Мама, где я?

- Ты в Киркенесе, - успокоила меня знакомая. - Просто в последнее время здесь все сильно изменилось. У нас теперь можно встретить и косовских албанцев, и арабов, и боснийских мусульман.

В общем-то, это не удивительно, учитывая, что вот уже несколько лет подряд Норвегия занимает одно из первых мест в мире по уровню жизни населения, опережая как многие страны Западной Европы, так и заокеанских грандов - США и Канаду. Вот и тянутся сюда, как перелетные птицы, люди из других, менее благополучных уголков мира. В основном оседают, правда, на юге страны. Но кое-кто и до этих заполярных краев добирается. Однако главная диаспора здесь все-таки русская. Согласно данным статистики, в губернии Финнмарк проживало к началу XXI века около 500 наших бывших соотечественников…

…Он (норвежский знакомый автора. - Ред.) выводит меня на крыльцо и, показывая на соседние дома, улыбаясь, замечает:

- Ленина-стрит.

На самом деле эта улица называется Эгне Эмс, но здесь едва ли не в каждом доме живут русские женщины, большинство из которых - Лены. Вот улицу и «переименовали». P.S. Купить книгу «Звенья» можно будет в музее Мурманского морского пароходства (ул. Володарского, 6) и магазине «Вехи» (пр. Ленина, 67).

В ТЕМУ

Норвежцы были готовы сдать Советскому Союзу Финнмарк?

Генерал в своей книге приоткрыл планы командования соседней страны.

На случай нападения Советского Союза в Норвегии имелся план сдачи северной губернии Финнмарк и установления новой государственной границы в районе Тромсё. Об этом утверждает в своей книге отставной генерал-майор Гюллов Йесет. Труд посвящен отношениям в период холодной войны. Йесет имел доступ к секретным документам того периода.

План предусматривал уничтожение всей инфраструктуры, городов и поселков, эвакуацию населения и отступление в район Лингена под Тромсё. Регион планировалось не оборонять, но использовать в качестве буферной зоны. У новой границы в таком случае потребовалось бы задействовать крупные военные силы, пишет крупнейшая норвежская газета «Aftenposten».

План был составлен всего через несколько лет после того, как в 1944 году выжженную землю за собой оставили отступающие немецкие войска. Восстановление Финнмарка еще продолжалось. Освободив этот регион в 1944 году от фашистов, Советский Союз оставил свои войска на норвежской территории только на несколько месяцев, после чего их вывели через границу, проходящую к востоку от Киркенеса.

Норвежские военные аналитики в период «холодной» войны предполагали, что Советский Союз мог напасть с моря, а также по суше с применением танков с востока и с юга через Финляндию, сообщает информационное агентство «БаренцОбсервер».