Премия Рунета-2020
Новосибирск
+3°
Boom metrics
Звезды19 февраля 2011 20:19

Как хвост самолета из Толмачево стал «героем» фильма «Экипаж»

Все началось 18 февраля 1978 года с одного неприятного инцидента… [фото + кадры из фильма]

...Это был обычный самолет Ту-154А, краса и гордость советской авиации, надежная и современная машина. Со стапелей завода он сошел в 1974 году под заводским номером 74А087, а после того как «поступил на службу» в «Аэрофлот» стал уже бортом СССР-85087. Новенький лайнер передали в Западно-Сибирское Управление гражданской авиации, а если точнее - в новосибирский аэропорт Толмачево. Он мог бы еще летать и летать, и, возможно, сейчас доживал бы свой век в какой-нибудь региональной авиакомпании. Но судьба, как всегда, распорядилась по-своему, и в конце 1970-х годов с бортом 85087 в Толмачево случилось ЧП.

Версии, версии…

Происшествия в авиации часто обрастают шлейфом слухов и домыслов, и это не стало исключением. Чаще всего, судьбу толмачевской «тушки» описывают так: в 1977 году, во время технического обслуживания на родненькой базе в «Толмачево» у самолета оторвали... хвост! После этого борт был списан. Что за монстр покалечил лайнер, история умалчивает… Тем не менее, даже авторитетный портал russianplanes.net, где содержится крупнейшая база данных по советским и российским воздушным судам, приводит эту версию случившегося в качестве основной. Есть и другая версия – борт 85087 сгорел при заправке на стоянке, да так сильно, что от него остался один лишь хвост. Был и третий слух, но к нему мы вернемся позже. Чтобы узнать истину, мы обратились к архивам «Толмачево».

В действительности произошло следующее. 18 февраля 1978 года Ту-154А готовили к очередному рейсу, и один из техников, подогревая салон, оставил без присмотра обогреватель. «Оставленная перед калорифером подогревателя ветошь с потоком воздуха попала в калорифер, загорелась и через рукав была выброшена в кабину. Возникший очаг пожара был обнаружен поздно, когда меры по его ликвидации остались безрезультатными», - так отражен инцидент в ведомственном архиве аэропорта и документах Госархива Новосибирской области.

Естественно, разразился грандиозный скандал – никто не пострадал, но ведь угробили по сути новенький самолет! На авиапредприятие «повесили» выплату 3 миллионов рублей остаточной стоимости лайнера, а того самого техника осудили на три года. Всех причастных к ЧП наказали выговорами.

Ну а у борта 85087 прогорела верхняя часть фюзеляжа, и он в одночасье превратился из лайнера в «склад запчастей» – даже для испытаний в отраслевом НИИ (ныне - СибНИА - прим. авт.) не сгодился. После того, как с самолета сняли все оборудование, его разрезали. Казалось бы, вот она, смерть с последующей переплавкой. Но история несчастливого борта неожиданно продолжилась.

Вот что на самом деле произошло с бортом СССР-85087 в феврале 1978 года.

Вот что на самом деле произошло с бортом СССР-85087 в феврале 1978 года.

«Запас прочности» для «Экипажа»

В это же время, на другом конце страны, режиссер Александр Митта задумал снять первый в истории СССР фильм-катастрофу – про авиацию. Кстати, изначальное название у картины было весьма невыразительное - «Запас прочности», «Экипаж» появился гораздо позже… Перед началом съемок стояла ровно одна проблема, но зато какая – где же взять Ту-154 для съемок, если к тому моменту ни одного еще не списали? Но слухами земля полнится – тут и всплыла история про новосибирскую «тушку».

- Списанных Ту-154 еще не было, модель была новая. Вдруг узнаем, что «кажется, во «Внукове» что-то случилось», потом «кажется, авария в Омске или где-то рядом…», - пишет в своих воспоминаниях директор фильма Борис Криштул. - Через два дня мы выяснили, что рейсовый самолет заходил на посадку в аэропорту Новосибирска, и пилот заметил, как из одного стоящего внизу Ту-154 валит дым. Он тут же связался с диспетчером, а тот вызвал пожарных… Нам досталась только хвостовая часть. Через три недели, с большим трудом уместив негабаритный хвост на железнодорожную платформу, мы привезли драгоценный груз в Москву. И весь эпизод «ликвидации аварии в воздухе» снимали на этом обрубке.

Но одного хвоста было недостаточно – нужен был сам самолет. Однако и тут съемочной группе помог случай. В 1976 году на авиарейсе «Киев-Москва» в салоне Ту-154Б была разлита ртуть, после чего он не поднимался в небо несколько лет. Так он и стоял на приколе, пока о нем не прознали киношники. «Тушка» с бортовым номером СССР-85131 стала поистине легендарной – ведь именно в ней развиваются события во второй серии «Экипажа». Но самые ударные эпизоды выпали именно на долю «толмачевского хвоста».

Ту-54Б с бортовым номером СССР-85131 после съемок стал поистине легендарным.

Ту-54Б с бортовым номером СССР-85131 после съемок стал поистине легендарным.

Полеты в кино и наяву

Поскольку никаких компьютерных спецэффектов тогда не было, пришлось использовать модели-копии в масштабе 1:200 (сейчас они хранятся в музее Мосфильма - прим.автора), и совмещать их со съемками реальных самолетов. Именно модель поднимается в небо в эпизоде извержения вулкана и пожара в вымышленном аэропорту Бидри. Но следом, в знаменитой сцене, когда герои Анатолия Васильева и Леонида Филатова выбираются из самолета и на лету ремонтируют его, снимается уже хвост нашего 85087 (с наспех закрашенным номером, поверх которого нанесен другой – тот самый 85131). Когда израненный лайнер садится в Москве и у него отрывается хвост фюзеляжа – мы видим модель. Но в следующем кадре, когда пожарные тушат хвостовую часть, перед нами снова останки толмачевской «тушки». Вот так, с бесконечными ухищрениями снимался «Экипаж», и если бы не было того пожара в Толмачево – наверное, не было бы и самого зрелищного и невероятного эпизода фильма. В итоге, самолетов в фильме снялось предостаточно – и летающих, и стоящих на поле, и даже один взрывающийся. С последним связан уже упомянутый третий слух о лайнере из Новосибирска – самый нелепый. Якобы, после пожара в Толмачево поврежденный борт 85087 переправили на место съемок, и там его взорвали при съемке извержения вулкана. Каким образом можно перевезти через полстраны сгоревший борт, опять-таки, умалчивается… В кадре взрывалась модель, хотя на самом деле это должен был быть настоящий самолет.

- Для этой сцены нам дали возможность снимать на кладбище самолетов, - это уже воспоминания режиссера «Экипажа» Александра Митты. - Я там нашел отличный Ту-114 и решил вокруг него поставить декорацию аэропорта. Полностью построить декорации к сроку не удалось, и мы решили спалить то, что есть. Нужно было две тонны керосина залить в самолет, столько же - на пропитку пакли, поджечь - и будет красиво гореть. Но привезли только две тонны, которые и залили в самолет. Пока добывал остальное, шло время. И вот добился, везу цистерны, и тут мне начальник охраны говорит: «Я обижен. Такая интересная съемка, а вы мне не сказали. Я бы жену позвал!». Какая съемка?! Гляжу - мой самолет уже пылает. Оказалось, пиротехники открыли двери, а там скопились пары керосина. Слава богу, никто не погиб…

Брутальная афиша к зарубежной версии «Экипажа». Оторванный хвост присутствует и здесь!

Брутальная афиша к зарубежной версии «Экипажа». Оторванный хвост присутствует и здесь!

Финальные титры

Нетрудно догадаться, что случилось с «толмачевским хвостом» после съемок – он пошел на переплавку. Второму «натурщику» фильма, борту 85131, повезло больше – после съемок его списали, затем он своим ходом улетел в Кривой Рог, совершив при этом уникальную посадку на грунт. Там он находится и по сей день – сначала он был учебным самолетом местного училища гражданской авиации, затемм стал музейным экспонатом. По воспоминаниям учившихся там, лайнер быстро стал живой легендой:

- Любимая шутка преподавателей над абитуриентами - рассказать о том, что этот самолет снимался в «Экипаже», и предложить найти место, где отрывался хвост. А потом горделиво подбочениться и сказать: «Вот видите, как наши курсанты ловко хвост на место присобачили! Аж не видно! И вы так делать будете!», - такие истории можно найти на авиафорумах в интернете.

А «Экипаж» собрал в 1980 году 71 миллион зрителей и стал шестым по посещаемости фильмом за всю историю советского кинопроката. Настоящие пилоты, конечно же, высмеяли картину за неправдоподобность, но только представьте, скольких мальчишек привел этот фильм в авиацию за минувшие 32 года? К тому же, и сам Митта говорил, что хотел снять киноленту в четырех жанрах сразу: мелодрама, лирическая комедия, бытовая драма и сказка… «Экипаж» разошелся на цитаты и заслуженно стал народным фильмом. И тем приятнее, что Новосибирск имеет к нему отношение, пусть даже и такое необычное…

Кстати

Новосибирская область стала первым регионом Советского Союза, который получил в эксплуатацию Ту-154. Случилось это 3 июля 1974 года, когда новый лайнер впервые коснулся шасси новосибирской земли – до этого «154-ые» распределяли только в московские аэропорты и на международные направления. 28 августа того же года Ту-154А совершил первый рейс «Новосибирск-Москва», и тогда же в сибирских краях появился герой нашей сегодняшней статьи.

Фото из архивов ОАО "Аэропорт "Толмачево", а также с сайтов www.kinopoisk.ru и www.airliners.net

КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА "ЭКИПАЖ"

Первым из самолета выбрался второй пилот Ненароков (актер Анатолий Васильев).

Первым из самолета выбрался второй пилот Ненароков (актер Анатолий Васильев).

А если приглядеться, можно увидеть что родной номер новосибирского борта 85087 закрашен другим, 85131.

А если приглядеться, можно увидеть что родной номер новосибирского борта 85087 закрашен другим, 85131.

Затем "на поверхность" выбирается бортинженер Скворцов (актер Леонид Филатов).

Затем "на поверхность" выбирается бортинженер Скворцов (актер Леонид Филатов).

Все эти эпизоды снимались на земле, с участием хвоста от новосибирской "тушки".

Все эти эпизоды снимались на земле, с участием хвоста от новосибирской "тушки".

При посадке разрушается не настоящий Ту-154, а его модель...

При посадке разрушается не настоящий Ту-154, а его модель...

...Но в следующем кадре пожарные уже тушат хвост от новосибирского самолета.

...Но в следующем кадре пожарные уже тушат хвост от новосибирского самолета.