Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире18 марта 2011 22:00

Каддафи предостерег Запад от военного вторжения в Ливию

В случае агрессии ливийцы «готовы умереть ради защиты своей страны»

Ливийский лидер Муаммар Каддафи в субботу предостерег западные страны от военного вторжения в Ливию, что будет расцениваться Триполи как агрессия, заявил пресс-секретарь ливийского правительства Муссы Ибрагима.

«Это несправедливо, это агрессия в чистом виде. Вы пожалеете, что предприняли шаги в сторону вмешательства в наши внутренние дела», - передал Ибрагим слова Муаммара Каддафи, которые написаны в письме лидерам Франции, Великобритании и ООН.

В отдельном послании, направленном президенту США Бараку Обаме, Каддафи заявил, что в случае агрессии ливийцы готовы умереть ради защиты своей страны, отметил Мусса Ибрагим.

Не по Уставу

Позиция Каддафи имеет серьезные правовые основания. Устав Организации Объединённых Наций, на который ссылается ливийская сторона, был принят 26 июня 1945 года на завершающей стадии Второй мировой войны, и определил основные параметры международного права на послевоенный период. Никакого другого, более фундаментального, источника международного права просто не существует.

В самой первой статье Устава говорится, что организация призвана поддерживать международный мир и безопасность, и с этой целью принимать коллективные меры для устранения угрозы миру, и подавление актов агрессии или других нарушений мира. Организация основана на принципе суверенного равенства всех её членов.

Как указывается в документе, «все члены организации воздерживаются от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. …Устав ни в коей мере не даёт ООН права на вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Пятничный «Ультиматум Обамы», повторяющий тезис о том, что «Каддафи должен уйти», заставляет сильно усомниться в том, что кто-то помнит эти взятые на себя обязательства.

Совбез ООН нарушил регламент

У Каддафи есть все основания оспаривать решение Совета Безопасности ООН, так как оно принято с грубыми нарушениями регламента. Любой член организации – как прямо сказано в Уставе ООН - приглашается принять участие в заседании Совета Безопасности по его вопросу, и участвовать в дискуссии по своему вопросу, но без права голоса в Совбезе (причем Устав признаёт такое право даже для стран, не являющихся членами ООН вообще). Однако речь представителя официального Триполи на заседании Совбеза ООН, где он мог бы объяснить позицию правительства Ливии, так и не прозвучала. Одно это позволяет всерьез усомниться в легитимности самого решения СБ ООН.

Судьба Ливии решается в Париже

Судьба Ливии решается в Париже

Фото: АП

Но это ещё цветочки. Дело в том, что Устав ООН содержит подробное описание, каким образом должна осуществляться законная миротворческая операция организации. Как вытекает из основополагающего документа, государства обязаны передавать воинские подразделения из под своего суверенного командования, под командование Военно-штабного комитета ООН, формируемого Советом Безопасности. Эти силы действуют на основании особых соглашений стран с Совбезом.

Соглашения вступают в силу только после ратификации их парламентами стран - участниц международных сил (статья 43 Устава). Планы применения таких сил - если исходить из Устава ООН - должны исходить не от «США, Великобритании и Франции», а от самого Совета Безопасности, при помощи его военно-штабного комитета.

Военно-штабной комитет должен состоять из начальников штабов всех постоянных членов Совета Безопасности, то есть, в принятии военных решений по Ливии обязаны принимать участие и наш начальник Генштаба, генерал армии Николай Егорович Макаров, и начальник Генштаба Народно-освободительной армии Китая генерал-полковник Чэнь Биндэ, а не только господа из США, Великобритании и Франции. Но ничего подобного и близко не видно. Региональным же структурам Устав отводит лишь вспомогательную роль, в духе, как там сказано, «мирного разрешения местных споров».

Сбитый в Бенгази самолет

Сбитый в Бенгази самолет

Фото: АП

У Триполи есть право на оборону

Устав ООН дает Ливии полное право на оборону от такой агрессии США, Франции и Великобритании. Как говорит статья 51 - Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону. Ливию так и не пригласили для рассмотрения её дела; Акцию в отношении Ливии готовят вовсе не силы ООН, а группа хорошо вооруженных международных самозванцев; Генеральные штабы Китая и России незаконно отстранены от управления военной операцией против Ливии, и вообще лишены какого либо контроля за ней; Совет Безопасности не информирован о военных подробностях операции, что является просто обязательной частью процедуры применения международных сил во всех предусмотренных Уставом ООН форматах. Также ООН настойчиво уклоняется от высылки в Ливию наблюдателей, которые могут сделать объективный доклад о положении в стране.

Всё это позволяет считать позицию Каддафи, обвинившего США, Великобританию и Францию в подготовке военной агрессии против Ливии, в подготовке агрессивной войны, и в своём праве сопротивляться этой агрессии всеми возможными способами – включая военные действия Ливии в регионе Средиземного моря против стран-интервентов, их сил, их имущества и их граждан - достаточно основательной.

К сожалению, в современном мире все это ни стоит ни копейки, и все вопросы, в конечном итоге, решаются только силой. Это – увы – и есть главное содержание современного международного права.

Между тем...

В результате субботнего обстрела удерживаемого ливийскими мятежниками города Бенгази погибли 26 человек, более 40 получили ранения, сообщают представители городского госпиталя Джала, куда доставили погибших и пострадавших.

Повстанцы заявляют, что они подверглись авианалету правительственных сил. Вместе с тем, источник в отрядах вооруженной ливийской оппозиции заявил французским журналистам, что сбитый в ходе сражения за Бенгази военный самолет действовал на стороне повстанцев.

Власти уверяют, что соблюдают условие о прекращении огня, о котором было объявлено накануне. Представитель министерства иностранных дел Ливии сообщил, что «повстанцы атакуют деревни и города в попытке спровоцировать международную интервенцию».