Премия Рунета-2020
Владимир
+5°
Boom metrics
Экономика12 апреля 2011 22:00

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ: нестандарные и эффективные решения

Что имеем - не храним, потерявши - плачем. Это не просто поговорка, а прямое отражение нашей российской действительности.
Источник:kp.ru

Что имеем - не храним, потерявши - плачем. Это не просто поговорка, а прямое отражение нашей российской действительности. Особенно - в отношении энерго-сбережения. Мы, по большей части, не ищем очевидную выгоду там, где она есть, к тому же увлеченно и настойчиво продолжаем страдать, когда из-за наших же собственных недочетов и недосмотров лишаемся не менее очевидных льгот и преимуществ. Самое главное - мы теряем те деньги, которые вполне можно было бы сэкономить. Причем, не прилагая каких-либо значительных усилий.

ПРОСТРАНСТВО РЕШЕНИЙ

«Инновации делаются небольшими фирмами!» - технический директор ЗАО «Радуга-

ТелеКом» Сергей Мельник категоричен и непреклонен. Большие компании с хорошим бюджетом, стильными офисами и развитым делопроизводством уже мало думают об инновациях: их руководство и так хорошо зарабатывает, а у рядовых менеджеров не очень-то весело с мотивацией труда. Может быть, и не надо строить Сколково, а просто увидеть, что в России уже существует широкий спектр малых и средних фирм инновационного характера. Увидеть и... просто не мешать им.

Подготовка серийного производства системы оповещения МЧС.

Подготовка серийного производства системы оповещения МЧС.

Все сказанное абсолютно справедливо и для компании «РадугаТелеКом». Объединив в своих рядах специалистов-профессионалов, в том числе выпускников лучших вузов СССР, работавших когда-то в знаменитом ОКБ «Радуга», а затем получивших бесценный практический опыт в ГУП и ЗАО «Радугаэнерго» в Радужном, новообразованное инновационное предприятие стало заниматься разработкой и внедрением системных решений в области энергосбережения, АСУ ТП, АСКУЭ, диспетчеризации и передачи данных.

Всего за несколько лет плодотворной и успешной работы компания успела заслужить хороший авторитет у коллег и репутацию ответственного и надежного партнера, оперативно и качественно справляющегося с технически сложными и научными задачами по своему профилю и способного предлагать нестандартные и эффективные решения. Среди заказчиков и партнеров ЗАО «РадугаТелеКом» - МЧС России и ОАО «МосводоканалНИИпроект», ОАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» и ОАО «Рефтинская ГРЭС», Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» и «Росгидромет», а также еще десятки предприятий и организаций по всей России, в Казахстане и даже на Кубе.

Специалисты ЗАО «РадугаТелеКом» спроектировали и построили системы автоматизации и диспетчеризации на множестве объектов - от сельской коммунальной энергетики до крупных предприятий Росатома, решили ряд научно-технических задач для «Агентства атмосферных технологий», Высокогорного геофизического института, Института прикладной химии, знаменитого авиационного КБ им. В.М.Мясищева. Предприятие разработало, создало и успешно испытало самолетную систему диспетчеризации «Земля-борт-земля», и, по заданию Правительства РФ, в течение шести лет принимает участие в самолетных работах по метеозащите городов при проведении государственных и общественно-культурных мероприятий в России, в Казахстане, на Кубе. В настоящее время совместно с подразделениями Росгидромета ЗАО «РадугаТелеКом» принимает участие в разработке системы модификации метеорологических условий для надежного обеспечения снегом лыжных трасс будущей Сочинской олимпиады. География и разброс объектов самые разные. Неизменно одно: высокий профессионализм и качество выполнения работ.

Своим успехом компания обязана не только широкой географии деятельности, а еще и расширенному пространству самих технических и научных решений: работе не по затертым шаблонам и с использованием физически и морально устаревших технологий, но с учетом новейших наработок и имея в виду постоянный поиск подлинной, а не «бумажной» эффективности. Вот в этом и заключаются практические инновации, творцами и двигателями которых являются именно небольшие компании наподобие ЗАО «РадугаТелеКом», ООО «Радугаприбор» из Радужного, ООО «Трансприбор», ООО «ВладимиртеплогазСтрой», ЗАО ИТФ «Системы и технологии» из Владимира и многие-многие другие.

Теперь по вопросу, как «не мешать» малым предприятиям. Выполняя подрядные проектные и строительно-монтажные работы, компания «РадугаТелеКом» весомую часть заработанных средств тратила на исследования, проведение ОКР и разработку инновационных решений. До 2010 года предприятие только на оформление пятилетней лицензии на проектные и строительные работы тратило около 120 тысяч рублей, т. е. 24 тысячи в год. С 1 января 2010 года лицензирование в строительстве было отменено, и возникли саморегулируемые организации (СРО). С появлением СРО для получения допуска к тем же самым работам «РадугаТелеКом» за неполные полтора года уже затратила почти миллион рублей. И это как раз те деньги, которые компания не вложила в очередные инновации. При этом, например, всем ныне известная московская строительная компания «ИНТЭКО», которая больше «РадугаТелеКом» в тысячу раз, вложила в оформление допусков ненамного большую сумму. С 1 января 2011 года повышен социальный налог, что еще уменьшило инновационные вложения. Теперь ждем

1 января 2012 года…

КОММУНАЛЬНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Сотрудницы конструкторского отдела.

Сотрудницы конструкторского отдела.

Почти 15 лет хорошей школы в качестве заместителя главного инженера в ЗАО «Радугаэнерго» позволяют Сергею Мельнику нарисовать небольшой, но выразительный портрет российского общества в его жилищно-коммунальном разрезе. «Рядовые жители сел и городов очень не любят энергетиков за высокие тарифы, энергетики обвиняют население в неуплате долгов, а власти - в низких тарифах на их услуги. Власти хотят быть хорошими перед народом сел и городов и не повышают тарифы, особо «не замечая» рост цен на энергоносители и, тем самым, убивая и без того дряхлые энергосети. Недавно в эту мутную воду запустили еще и управляющие компании. Жить стало веселее... Очевидно, истина всегда находится где-то посередине: энергетики имеют, что скрывать от населения, население, прямо скажем, много шумит, но далеко не хозяйским образом относится к энергетической инфраструктуре и ресурсам. Дела многих управляющих компаний еще ждут пера достойнейших писателей земли российской, а власть откровенно не знает, что со всем этим делать. Круг замкнулся».

Однако, по словам Сергея Мельника, есть такие места на карте страны, где можно почерпнуть много поучительного. Это Татарстан, Марий Эл, Удмуртия и некоторые другие. Еще в 2005 году, задолго до принятия известного федерального Закона №261 Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики (УР) заказало компании «РадугаТелеКом» разработку части концепции энергосбережения УР. Разработали, защитили и начали реализацию пробного проекта в городе Глазове в 2009 году.

К этому времени в 100-тысячном городе управляющая компания начала массовую установку индивидуальных счетчиков воды в городе. Для увеличения продаж этой услуги специалисты управляющей компании при установке счетчиков тут же объясняли населению, как сделать так, чтобы счетчики «не очень-то показывали». В итоге сто тысяч жителей играли против одного директора МУП «Водоканал города Глазова», у которого реализация упала почти вдвое при неизменных затратах. Директор воспользовался правом «звонка другу» и попросил приехать.

Генеральный директор ЗАО «РадугаТелеКом»  Олег Егоров.

Генеральный директор ЗАО «РадугаТелеКом» Олег Егоров.

Решили, в соответствии с законом, установить на вводе в каждый многоквартирный жилой дом счетчики воды, тепла, электроэнергии и газа. При этом текущие и архивные показания приборов учета поместили на сайт администрации города для открытого публичного доступа. Каждый житель получил возможность посмотреть данные по своему и по любому другому дому, сравнить показания, задуматься и начать экономить. Стали доступны не только расчетные данные о потребленных ресурсах, но и текущие технические данные, ясно говорящие о качестве отпускаемых услуг: давление и температура воды, теплосъем, напряжение электросети. Одни и те же цифры стали доступны всем: энергетикам, власти, населению. Стали возникать интересные вопросы: «А почему два одинаковых дома потребляют и платят за разное количество тепла?», «А в нашем доме действительно холодно, посмотрите все на монитор!» и «Почему мы должны платить за утечки в подвале?».

Ошибочно было бы думать, что представленная система является революционным изобретением - это просто логичное техническое решение социально-экономической проблемы. Так, в ноябре 2010 года в Сыктывкаре на заседании Госсовета РФ была представлена подобная схема, которая была рекомендована Президентом России к скорейшему внедрению повсеместно.

Реализовав данную схему, город Владимир справился бы со страшной коммунальной аварией, произошедшей на теплосетях в январе 2010 года, гораздо быстрее и... дешевле.

Так по какой же причине этот проект владимирская фирма реализует в городе Глазове, а не у себя дома? В Глазове есть интересные особенности: это компактный и очень образованный город, заложенный Екатериной Великой; а еще там городская администрация еще в 2002 году построила единую городскую информационную магистраль на оптоволокне; а еще там живут приветливые и трудолюбивые люди, у которых есть быстрый интернет по московской цене; а еще при реализации проекта компания «РадугаТелеКом» встретила в городе жесткое сопротивление со стороны самой большой в городе управляющей компании, выросшей из бывшего ЖЭКа.

Сергей Мельник подытоживает: «Мы уверены, что только публичность и открытость, совестливость и честность смогут помочь формированию нормальных гражданских взаимоотношений не только в сфере ЖКХ».

ВОЛЯ К ЭКОНОМИИ

Для того чтобы начать разумно экономить, одного только федерального Закона №261 явно недостаточно. Нужна еще реальная политическая воля власти - как в Татарии, Удмуртии или Юрьев-Польском районе Владимирской области; экономическая необходимость для энергетиков, как, например, в УК «МРГ-Инвест», ОАО «ВКС», а также понимание населения. Только при поступательном движении в нужном направлении всех трех игроков на коммунальном рынке можно добиться хороших результатов.

Лет семь назад для экономичного управления городским освещением в Радужном были испытаны специализированные контроллеры, которые знают текущую дату и время восхода и захода солнца на эту дату. С заходом солнца они включают освещение улиц, а глубокой ночью, когда жители спят, освещение частично уменьшается в пределах градостроительных норм. Перед рассветом, когда люди идут на работу, освещение снова полностью включено. Все эти настройки гибко подстраиваются как под центральные улицы, так и под городские и сельские окраины, где режимы освещения сильно различаются. За счет частичного ночного «провала» возникает существенная экономия электроэнергии. Этот же контроллер «знает» даты всех советских, партийных и религиозных праздников. Например, в Новый год, на 1-е и 9-е мая, в Крещение или другие значимые даты в течение ночи освещение не меняется. Кто покупает у «РадугаТелеКом» эти контроллеры сегодня? Удмуртия, Псков и самый небогатый район Владимирской области - Юрьев-Польский. О сроках окупаемости можно спросить в Красном Селе, в Небылом, в Симе, в Судогде. Вот он, - пример административной составляющей воли к экономии.

Экономическая необходимость снижения издержек толкает в дружеские объятия ЗАО «РадугаТелеКом» ОАО «ВКС», в лице их обособленного предприятия «Теплосервис», которое с помощью компании активно внедряет беспроводные системы диспетчеризации автономных газовых котельных. УК «МРГ-Инвест» приняла решение строить эффективную АИИСКУЭ в частном секторе и обратилась в «РадугаТелеКом» за реализацией первой очереди проекта в городе Покров. В основе проекта лежит миниатюрный электросчетчик российского производства, размещаемый прямо на верхней части опоры ЛЭП и передающий данные о потребляемой электроэнергии и ее качестве в офис управляющей компании во Владимире и в контору Покровских электрических сетей. Разрабатываемая система позволит эффективно администрировать потребление электроэнергии в индивидуальных домах, сводя к нулю коммерческие потери при хищении электроэнергии, а также дистанционно отключать или ограничивать неплательщиков. Поговорите с энергетиками, они расскажут, что в некоторых населенных пунктах коммерческие потери достигают значения в 70-80%.

Что же касается желания населения экономить, то первый шаг в этом деле - это дать населению правдивую, открытую и публичную информацию о потребляемых энергоресурсах, показать на городском сайте, какой дом сколько потребил, показать рядом с этими цифрами структуру затрат энергетиков, управляющих компаний, их реальные затраты на газ и топочный мазут, доходчиво объяснить людям что и из чего берется и получается. В мутной воде всегда будет непонятно, кто виноват: газовики, нефтяники, энергетики, коммунальщики, население. И мы вечно будем все против всех.

P.S. А почему бы, кстати, не собрать по-хорошему всех специалистов в сфере энергоэффективности и энергосбережения за «круглым столом» или в рамках областного совещания, чтобы выработать единую и согласованную программу развития этого направления в масштабах региона? Вреда от этого точно не будет, а советы и предложения профессионалов явно не окажутся лишними.

ПОЛЕЗНЫЙ АДРЕС ЗАО «РадугаТелеКом» г. Владимир, ул. 1-я Пионерская, 80а. Телефон: 8 (910) 775-99-55. E-mail: ra3vo@vtsnet.ru www.zaortc.ru

ПОЛЕЗНЫЙ АДРЕС

ЗАО «РадугаТелеКом»

г. Владимир, ул. 1-я Пионерская, 80а.

Телефон: 8 (910) 775-99-55.

E-mail: ra3vo@vtsnet.ru

www.zaortc.ru