2015-02-04T07:18:45+03:00
Комсомольская правда

Последний советский фильм «Безразличие»: Я его слепила из того, что было

На «Кинотавре» показали кино 20-летней выдержки

«Безразличие» снимали перед самой кончиной СССР. И в главной роли – еще не лысый Федор Бондарчук, совсем еще пацан, каким он был пару десятков лет назад.

Еще до начала, опередив режиссера фильма и коллег, на сцене Зимнего театра возник Александр Баширов. Очевидно было, что вдохновляться он начал задолго до своего выхода к зрителю. И вдохновился уже таки изрядно.

- Как же хорошо, что все мы здесь собрались – наконец-то мы можем пообщаться без этих московских штучек. Сейчас вы посмотрите фильм странный и бессмысленный, как мне кажется. Но я в нем тоже снимался. Вообще, наш Кинотавр – горячился Александр – это так здорово! Лучший конкурс! Убить вас всех что ли,! (это он с любовью – авт.) Здесь показывают такое кино, которое никому не нужно, кроме нас. – не поручусь за дословность, но суть пламенной речи Александра сводилась к этому.

Затем он напомнил, что Россия – свободная страна и сказал: «ну вы тут смотрите, а я пошел дальше бухать». Зал в восторге требовал: «верните Баширова», но храброго Александра, похоже, за кулисами уже скрутили.

Возле микрофона, впрочем, уже стоял Олег Флянгольц – режиссер, оператор и сценарист «Безразличия». Сказал кратко: «Фильм мы делали 20 лет. Что получилось, щас увидите, спасибо моим друзьям, без них у меня ничего бы не получилось. Все».

Попробую сформулировать о чем кино. Хотя оно скорее не о чем, а как и зачем. Действие происходит в 60-х. парень Петя (Федор Бондарчук) сначала попадает в тюрьму – на полчаса по недоразумению, там его немного лупцует харизматичный бандит. Потом перед Бондарчуком извиняются и освобождают. Он звонит девушке, с которой познакомился на танцах. Девушка постарше, и Бондарчук ей безынтересен. Но Бондарчук, то есть Петя, настойчив и звонит еще, а потом и домой к ней является. Параллельно по улицам долго бегают красивые бандиты и ходит анимированный пес Тузик, похожий на полено. Тузика ищет с антенной КГБ, чтобы запустить в космос. Но Тузик один туда не хочет, а хочет с Белкой и Стрелкой. Тузика все равно ловят, а бандитов – нет. Петя катает девушку на машине «Москвич», потом они пьют и целуются у нее дома, куда является девушкин любовник-бандит и бьет Петю еще раз больно. Девушка утешает Петю. В это время два Петиных друга бухают в кафе, где танцуют свинг стиляги и красивые девочки. Симпатичных стиляг бьют несимпатичные пролетарии. Петя продолжает тусовать с девушкой, его машину взрывают бандиты, а его застреливают из пистолета. Петина душа возносится симпатичной звездой в небеса, Тузик одиноко летит в ракете вокруг Земли, и его догоняет титр «Конец».

Уф! Кажетс,я все рассказала. А, нет, не все. Про Баширова забыла. Его герой вместе с главным где-то в начале фильмы просто бродят в загадочном месте, типа канализации, но герою Баширова это место кажется лабиринтом Минотавра. Они просто треплются о всякой фигне. Оригинальничают.

Что еще. Съемки черно-белые, много прекрасной документалки, снятой когда-то о Москве отцом Олега Флянгольца. Много компьютерной графики и мультипликации. Поскольку часть материала была отснята давным-давно, а кино заканчивали буквально только что, пришлось все это как-то сшивать – вот и пригодились новые технологии.

Из описания фильма, наверное, уже понятно, что он не про «что», а про «каким образом». Хотя сам Флянгольц, родившийся в 1965-м, и был, как он говорит, додиком-драчуном (только он сам понимает, что это такое), но вращался он в киношно-панк-роковой среде. Его друзья - Кинчев, Цой, Шевчук, его дед – звукооператор, отец снимал научпоп. Сам Флянц снимал клипы для рокеров. Короче говоря, кино «Безразличие» это – образ жизни, это художественное пространство со своей эстетикой, это картина в широком понимании этого слова. А для художника-модерниста его образ жизни – это и есть ткань его картины.

Отдельные эпизоды в ней, кстати, совершенно шедевральны. Например, сцена посиделок стиляг и драки в кафе «Пингвин» - ее, правда, снимал не сам Флянгольц, а оператор Анастасий Михайлов. В среде своих, говорят, великий человек. Искушенный типа зритель выискивает, конечно, цитаты из мирового кино, как заботливый хозяин блох на своем псе. Они там есть, да. Сам Флянгольц сказал, что при съемках этого фильма на него больше всего влиял Антониони. А мне лично по расслабленной атмосфере «Безразличие» напомнило фильмы Джармуша – особенно его «Более странно, чем в раю. Если поумничала – извиняйте.

Еще больше материалов по теме: «Кинотавр-2011»

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также