Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды6 июля 2011 22:00

Любимов ушел. Таганку спасет Золотухин?

После скандальной поездки на гастроли в Чехию страсти в московском Театре на Таганке не утихают

То ли Юрий Любимов своими демаршами создает лишний ажиотаж, то ли актеры распалились и уже не могут остановиться, взволнованные «недостойным поведением Мастера»... Что же все-таки там происходит - и отчего?

БУНТЫ НА ТЕАТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЯХ

Минувшей весной хотя и с меньшим резонансом, но все же со скандалом покинул свой кабинет худрук Театра им. Вл. Маяковского Сергей Арцибашев. И тогда тоже труппа выступила против него, актеры пожаловались в Комитет по культуре правительства Москвы, стали «развивать сюжет» с братом Арцибашева, который работал директором театра. Согласитесь, напоминает Театр на Таганке, где Каталин Любимова была замдиректора и фактической хозяйкой.

Кстати, брат Арцибашева, говорят, был хорошим директором, но… Даже если родственник хорошего худрука - хороший директор, пересуды начались не вдруг. В театре делали ремонт, в это же время худрук и директор построили себе вполне приличные дачи. И это бы ничего - если бы в то же время творческая жизнь в театре кипела, наверное, закрыли бы глаза и на дачи, и на исчезнувшие, говорят, после ремонта старинные плафоны и светильники...

Когда актеры Театра Маяковского пошли жаловаться на своего худрука, они не вспоминали про маленькие зарплаты и злоупотребления - сокрушались, что в театре творческий застой, пустые залы, нет аншлаговых спектаклей, потеряли своего зрителя. А их худруку, человеку, бесспорно, талантливому (Арцибашев создал замечательный Театр на Покровке), не хватило пороху стать для труппы Маяковки «вторым Андреем Гончаровым». Все будто забыли, как орал на них прежний худрук, как легко, через слово, ругался матом, но когда его не стало, актеры Маяковки затосковали именно о нем. Потому что при нем театр был одним из самых успешных в Москве.

Я вспоминаю недавнее интервью, которое Олег Табаков давал ректору Школы-студии МХАТ Анатолию Смелянскому. На вопрос, почему от Олега Ефремова в свое время ушли замечательные артисты МХАТа - Олег Борисов, Александр Калягин, Анастасия Вертинская, - Табаков ответил Смелянскому: «Толя, есть такая черта актерской профессии - если неуспех, то без меня». Можно эту актерскую черту назвать предательской, но таков закон театральной жизни.

А две недели назад - еще одна похожая история случилась в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. Целый год труппа пыталась снять своего худрука Александра Галибина - и наконец это ей удалось. Причем взбунтовались против Галибина не только актеры, но и костюмеры, билетеры, гримеры… Дело не в том, что им не нравилась его прическа, что он перевел из Питера свою жену, актрису Ирину Савицкову. Простили бы Галибину и тяжелый характер, и обиды бабушек-билетерш (запретил есть домашние обеды, отправив в буфет). Не могли простить, что зритель плохо ходит в театр, критики не жалуют, у актеров нет интересной работы… Галибин - яркий актер, талантливый человек, но... Так бывает. Как сказал мудрец, художник не творит шедевры с той же регулярностью, с какой весной цветет миндаль. Миндаль точно зацветет, а появится шедевр или нет - всегда вопрос открытый.

Во всех этих скандалах - немало общего с тем, что сейчас происходит на Таганке. И когда говорят, что Любимов уходит из театра из-за того, что актеры в хамской форме потребовали на гастролях в Чехии от него деньги, - это все глупость. Даже если бы Любимов собирал всех актеров на утренние чаепития и говорил им комплименты, рано или поздно бунт был неизбежен. И причина одна: творческий застой, который обязательно приводит к поиску виноватых...

ФИТИЛЬ И ПОРОХОВАЯ БОЧКА

Последние спектакли Мастера даже близко не имели того успеха, какой знала прежняя Таганка. Пресса вяло реагировала на премьеры, в зале сидели все чаще приезжие, для которых Театр на Таганке остался столичной достопримечательностью, как Мавзолей или Красная площадь...

Вот в этой ситуации - неудовлетворенности и взаимных претензий между труппой и режиссером - спусковым механизмом и стали несчастные деньги, которые потребовали актеры на гастролях в Чехии. На самом деле просто к пороховой бочке поднесли фитиль. Сейчас у каждой стороны своя правда, и не важно, у кого этой правды больше. Одни актеры бунтуют, другие тактически держат паузу.

Мы позвонили одному из старейших актеров Таганки Ивану Бортнику и услышали мнение неожиданное - на фоне того, что говорят его коллеги.

- Меня этот скандал вообще не касается. Абсолютно никак, - признался Иван Сергеевич. - Чего хотят актеры, объясните мне? Ну не будет Любимова, не будет Кати (его жены Каталин. - Ред.), а кто будет вместо них?

- Кто-нибудь, кто лучше...

- Лучше кого? Любимова? А они знают, кто этот человек? Быть лучше Кати немудрено. Хотя чем их Катя достала? Нормальная жена, довела мужа до 94 годов. Прекрасно! Им не нравится режим? А в театре должен быть режим, должна быть диктатура. Допустим, придет другой режиссер, так он выгонит тех же самых актеров, которых выгнал Любимов. Что изменится? А придут люди, которые не знают нашего театра изнутри...

Что интересно: в словах Бортника есть своя сермяжная правда. Театр на Таганке - это действительно театр Любимова. Но… Таганка - это все же не только Любимов. Это и Алла Демидова, и Валерий Золотухин, и Владимир Высоцкий, и Вениамин Смехов, пускай иных уж нет, а те далече. Тот же Николай Губенко, который в соседнем здании руководит «Содружеством актеров Таганки» и с которым Любимов в свое время рассорился так, что до сих пор актеры двух театров не здороваются...

Фото десятилетней давности: Юрий Любимов поздравляет Валерия Золотухина после премьеры музыкальной притчи «Живаго». Кто кому протянет руку теперь?

Фото десятилетней давности: Юрий Любимов поздравляет Валерия Золотухина после премьеры музыкальной притчи «Живаго». Кто кому протянет руку теперь?

Фото: ТАСС

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ

События на Таганке могут развиваться по-разному. С одной стороны, все понимают, что разрыв с Таганкой для Любимова - все равно как резать по живому. Возможно, Юрий Петрович вернется на определенных условиях, тем более что многие актеры Таганки, как мы поняли, готовы с ним работать и терпеть его режиссерские странности, лишь бы ни он, ни Каталин не занимались административно-хозяйственными делами. С семейственностью, при которой понятие «театр-дом» истолковывается своеобразно и превратно, будет покончено. Раньше, кстати, эта тема регулировалась законом.

Но, с другой стороны, сегодня Юрий Любимов проявляет себя по отношению к театру, который сам же создал, как к опостылевшей жене, от которой уходят раз и навсегда. Вывозит не только личные вещи, но и то, что принадлежит Таганке, требует закрыть сайт и приостановить работу форума. Даже если прежде родная Таганка сегодня вдруг превратилась в «помойку» - эта мелочность не украсит седовласого Мастера. Если бы он ушел из театра, громко хлопнув дверью со словами «живите как хотите, но без меня», это было бы более достойно.

В одном из последних интервью сам же Любимов признался: «В конце концов чего на свете не бывает - и мужья с женами разводятся. Я свободный человек. И зачем мне работать с такой труппой? А Таганка кончена». Но, согласитесь, Юрий Петрович, что разводы тоже происходят по-разному. Бывает, что муж уходит из семьи гордо, в чем пришел, а бывает, когда делит с бывшей супругой ножи и вилки, что недостойно мужчины.

ОТДЕЛ КАДРОВ

Кого назначат худруком

На место нового худрука, пусть даже временного, прочат актера Валерия Золотухина. Во-первых, он старожил театра. Во-вторых, руководит местным профкомом, то есть защищает интересы коллектива. Сам же Валерий Сергеевич от комментариев по поводу своего возможного назначения отказывается. Дескать, он на гастроли в Чехию не ездил и не был свидетелем конфликта. В это время он по случаю своего 70-летия открывал театр в Барнауле. Там-то он и намерен осуществлять художественное руководство.

Действительно, открытие алтайского театра спасло Золотухина от нашумевшей и в общем-то позорной поездки в Чехию. Как раз незадолго до этих гастролей мы разговаривали с Валерием Сергеевичем и он рассказал мне, что администрация театра предложила ему поехать в Прагу и ввестись в спектакль «Добрый человек из Сезуана» на роль Водоноса. Но... гастроли начинались 21 июня - как раз в день юбилея Золотухина и у него на эти дни уже были запланированы торжества на Алтае. Валерий Сергеевич, мягко говоря, был удивлен, что ему настойчиво предлагали поездку, зная о его юбилейных планах. Может, просто забыли про ваш юбилей, предположила я… Какой там забыли - примерно так прореагировал Золотухин, у нас, мол, тут мышь не проскочит без ведома администрации. Просто дали понять, что юбилей Золотухина - событие не столь значительное, типа знай, актер, свое место.

Кстати, по тому же принципу Золотухину запретили продавать его книжки в фойе театра. Администрация (читай - Каталин) заявила, что таким образом Валерий Сергеевич в личных интересах использует «бренд Таганки». Будто сам он давно уже не является ее брендом.

А если такое, не очень уважительное и человечное, отношение было к одному из старейших и уважаемых актеров, что говорить об остальных. Тем не менее у Золотухина хватало терпения и ума на эти «странности» смотреть философски.

- Мои отношения с Театром на Таганке всегда строились на расчете и любви, или любви по расчету, - сказал он тогда. - Я 47-й год в этом театре. Как Фирс из «Вишневого сада». Юрий Любимов когда-то предложил поставить спектакль, я отказался. Я по природе - «второй», ведомый...

Что ж, скоро мы узнаем, кто Золотухин на самом деле - Фирс или Лопахин.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Приказ об освобождении Любимова от должности подписан

Вчера вечером Департамент культуры города Москвы обратился к СМИ с сообщением. Департамент культуры до последнего момента прилагал все возможные усилия, чтобы Ю. П. Любимов остался в театре. Как один из вариантов, Юрию Петровичу было предложено остаться художественным руководителем при условии назначения директора театра, который взял бы на себя весь груз административных и хозяйственных вопросов. Любимов, к сожалению, этого предложения не принял. Департамент культуры был вынужден в этой связи подписать приказ об освобождении от должности Ю. П. Любимова в соответствии с его желанием с 16 июля. Вопросы творческого характера предоставить для решения художественному совету. Будет сохранено творческое наследия мастера, включая легендарный кабинет Любимова как историческое помещение.

Полный текст сообщения.