Премия Рунета-2020
Москва
+13°
Boom metrics
Досуг17 июля 2011 10:40

«Правда вымысла» Александра Васильева

В Москве, в Российской академии художеств, открылась выставка к столетию народного художника РСФСР, сценографа [видео]
Источник:kp.ru

Одним из организаторов выставки выступил сын художника - историк моды, телеведущий Александр Васильев.

На протяжении творческой карьеры, продлившейся почти полвека, Александр Васильев оформил более 300 спектаклей, включавших русский классический репертуар, пьесы советских и западных драматургов. География его постановок обширна: ведущие театры Москвы, зарубежные и провинциальные театры.

Для каждой пьесы он искал свой ключ, варьировал стилистику, поэтому васильевские спектакли никогда не были похожи друг на друга. Его индивидуальная манера всегда узнаваема.

Александр Павлович Васильев родился в январе 1911 года в Самаре. Его отец - морской офицер в отставке, был статским советником, инспектором судоходного надзора. Детство прошло в дружной интеллигентной семье, бережно хранившей память о выдающихся предках, в том числе из старинного дворянского рода Чичаговых. В доме царила творческая атмосфера, устраивались музыкальные и театральные вечера. Неудивительно, что все дети связали свою жизнь с искусством: брат художника Петр стал известным театральным режиссером, сестра Ирина - пианисткой. После революции семья, переехавшая в Киев, а затем в Москву. В юношеские годы много ценного он почерпнул из общения с выдающимся русским художником Михаилом Нестеровым, с которым Васильевы состояли в родстве.

После войны Александр Васильев начал работать на столичной сцене. С 1947 года он был главным художником Московского театра им. М.Н.Ермоловой, в 1954 году перешел на ту же должность в Академический театр им. Моссовета. В костюмах от Васильева выходили на сцену Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт. Серьезный резонанс получила работа над сценической композицией «Петербургские сновидения» по мотивам «Преступления и наказания». Васильеву удалось воссоздать трагическую атмосферу Петербурга Достоевского: мрачные серо-коричневые тона, замкнутое пространство двора-"колодца", клетки-квартиры, среди которых метался Раскольников в исполнении Геннадия Бортникова. Смелость художника, который в 1968 году ввел в финальную сцену распятие, стала притчей во языцех, как и его богатая, выходившая за рамки дозволенного «реализма» визуальная образность.

Юбилейная экспозиция произведений Васильева включила эскизы декораций знаменитых спектаклей и станковую живопись. Много экспонатов из своего личного собрания предоставил сын художника - Александр Васильев.