2015-02-04T07:26:10+03:00
Комсомольская правда

Если у Вас нету «Дома»…

На Малой сцене МХТ им Чехова состоялась премьера спектакля по пьесе Евгения Гришковца

Кажется, квартирный вопрос действительно испортил москвичей. По крайней мере, артистов МХТ. На Основной сцене этот вопрос задают в спектакле «Мастер и Маргарита» а на Малой сцене им задаются. Режиссер Сергей Пускепалис поставил спектакль «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца.

Есть старая английская песенка про дом. В ней поется про существенную разницу между house и home. И то, и другое переводится как дом, но первое – просто сооружение, а второе – его наполнение (не в мебельном смысле) – уют и прочее с ковриком у входа и креслом, накрытом пледом. Впрочем, и без кресла можно обойтись.

Так вот главному герою, в отличие от других литературных персонажей не хватает именно дома как места для жизни. Желание иметь свой личный house рождает в его жизни настоящий хаос: идея прекратить бездомное существование требует немалых затрат и начинается хождение по друзьям (потенциальным кредиторам), более напоминающее хождение по мукам. Это канва сюжета. Несмотря на первоначальное «мне бы его проблемы» спектакль коснется каждого и, как это всегда бывает у Гришковца, будет над чем взгрустнуть и чему улыбнутся. Последнее гарантирует искрометный Игорь Золотовицкий, исполняющий главную роль.

Премьерные показы спектакля состоялись еще в конце прошлого сезона и были приурочены к юбилею Игоря Золотовицкого. «Дом» - это настоящий бенефис актера. По совпадению героя пьесы тоже зовут Игорь. В общем, все сошлось.

Врач, отец, муж, зять, друг Игорь, человек среднего возраста, т.е. такого, когда все первое и самое интересное уже пережито и перечувствовано, решает стать домовладельцем. На самом же деле эта «проверка на дом», эта смена статуса дает возможность иначе, со стороны и здраво взглянуть на все вокруг. А главное на того, кого чаще видно в зеркале, т.е. на себя. Кто-то скажет спектакль про банальный кризис среднего возраста, а кто-то про умение, а главное желание мечтать в пору, когда мечтам принято подводить итог.

Пространство спектакля – школьные доски, на которых мелом нарисованы дома, какими их видят дети: квадрат с треугольником из которого завитушкой идет дым. Это жилые дома, а не недвижимость. На веранде семья пьет чай с вареньем. И ее объединяет не треугольник над головой, а нечто, что нельзя написать ни красками, ни словами. И на сцене та же картина – семья, гости, чаепитие, разговоры под самовар и из эпохи оной. Варенье грушевое или вишневое и сад кругом весь в цвету, тоже вишневый. Все-таки театр именно имени А.П. Чехова. Да и сколько совпадений – тоже доктор и тоже мечтал о настоящем доме…

Но вот идиллия прекращается, и из дома мы переносимся в квартиру. Здесь если и есть самовар, то электрический и все, как писал Михаил Жванецкий, какие-то неискренние. Здесь начинаются диалоги, споры, рассуждения, жалобы, откровения и открытия. Квартиранты, жена (Кристина Бабушкина) и дочь (Паулина Андреева) рассуждают о том, какими они будут домочадцами, а доктор (House) рисует картины нового быта, которые грубо и нещадно зачеркивают друзья-приятели. Денег не дают, дают кое-что получше – советы. И, порой, толковые. Первый друг (Эдуард Чекмазов) домовладелец проклинает тот день, когда решил обзавестись этой головной болью и умело и артистично отговаривает нашего героя от роковой ошибки. Второй (Станислав Дужников) – друг принципиальный и денег также принципиально не дает. Только под процент. Третий – (Юрий Кравец) – опасается, что давать деньги другу-врачу небезопасно, четвертый (Сергей Беляев) – бывший однокурсник – не имеет возможности занять, да и если бы имел, не ссудил бы, ибо дом – не предмет первой необходимости, а пятый (Олег Тополянский) и вовсе оказывается не другом, а конкурентом-инвестором. Придется даже обратиться к женщине из темного прошлого (Ксения Лаврова-Глинка), и оставить ее там же…

Как не прискорбно, но жанр бытовых современных комедий практически исчез. Как исчез газетный фельетон. На смену пришли «актуальные» сюжеты и формы. Зрителей приучили к тому, что современная комедия – это что-то легкое, как мыльный пузырь, лопающийся от аплодисментов. Но после, частенько, хочется помыть руки. Современная драма – нечто чернушное, депрессивное, не на сон грядущий. Так и бросают публику из крайности в крайность. Евгений Гришковец – первый, кто сделал зрителя собеседником. Ирония, простота, присущая истинам, и интеллигентный юмор покорили зрителей и читателей. Потом появился «Квартет И», но его удачи постепенно превратились в глум и из театра он перерос в коммерческий проект. В общем, как по накатанной да в Comedy Club. А Гришковец остается верен себе и слово его его не подводит: не важно звучит оно из уст автора или актера. «Осада» Гришковца на Малой сцене МХТ давно полюбилась зрителю. «Дом», без сомнения ждет та же участь.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также