Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды29 сентября 2011 17:20

Не стало Татьяны Лиозновой

В четверг в Москве на 88-м году жизни скончалась режиссер «Семнадцати мгновений весны» [видео]

Последние годы Татьяна Михайловна серьезно болела. Давление, головные боли, опухоль, которые нашли у нее врачи, сложнейшая операция, в результате которой у Лиозновой нарушилась речь... Она мужественно держалась, не жаловалось, помощи не искала, хотя эта помощь ей была ох как нужна.

Когда «Комсомолка» предложила купить прибор для измерения давления, которой ей был жизненно необходим, она очень обрадовалась этой идее. Хотя, казалось бы, такой пустяк, как тонометр, должен быть по карману народной артистке СССР, лауреата государственных премий, режиссеру, чьи фильмы не сходят с экрана, а кадры из ее кинолент вовсю используются в рекламе. Нет, в жизни было все не так...

Слава богу, что рядом с Татьяной Лиозновой был ее добрый ангел-хранитель Людмила Васильевна, дочка полярного летчика, с которым дружила Лиознова. Для Татьяны Михайловны она - родной человек. Самый близкий, других у Лиозновой просто не было.

Лиознова и Тихонов на съемках "Семнадцати мгновений весны"

Лиознова и Тихонов на съемках "Семнадцати мгновений весны"

Не то, чтобы ее забыли и бросили коллеги, актеры, которые прославились благодаря ее фильмам. Она дружила со многими, но все они - люди ее поколения, поэтому сами нуждались в уходе и внимании.

Татьяна Михайловна постоянно созванивались с Вячеславом Тихоновым, обсуждала с ним по телефону все новости, в том числе, телефильм «Исаев» и цветные «Семнадцать мгновений весны»... Ни Лиознову, ни Тихонова, мягко говоря, сериал не впечатлил, а вот цветной фильм про Штирлица Татьяне Михайловне понравился. Она принимала непосредственное участие в его создании и была результатом довольна. «Это продление жизни фильма, - говорила она нам тогда. - Молодежь не смотрит черно-белое кино». Вроде бы телевидение тогда нашло применение таланту великого режиссера, но почему-то сегодня вспоминаются слова самой Лиозновой, которые она произнесла, когда узнала, что умер Вячеслав Тихонов. Увы, слово в слово это можно повторить в ее адрес - такой же, забытой и невостребованной российским кинематографом...

«Таких актеров, как Тихонов, все меньше и меньше, - говорила нам Татьяна Михайловна. - Новые не рождаются, а старые уходят. Тем более обидно, что актеров класса Вячеслава Тихонова так мало использует наш кинематограф. Именно они носители русской культуры. А сколько их ушло в последнее время, забытых, невостребованных! И мы вспоминаем, что среди нас жили великие артисты, только на их панихиде». Татьяна Лиознова очень переживала, когда умер Муслим Магомаев, который, как и Вячеслав Тихонов, в последние годы не появлялся на экранах.

Ее навещали давний друг Иосиф Кобзон и тележурналист Александр Любимов.

Им она рассказывала, что мечтает снять фильм «Казаки» по Толстому. Увы, этот фильм зрители никогда не увидят.

Прощание с Татьяной Лиозновой пройдет 1 октября с 10 до 11 утра в Москве, в ритуальном зале Клинической больницы управления делами президента (Открытое шоссе, квартал 40). Отпевание состоится в 11.30 в храме Иконы Божией Матери «Знамение» (ст. м. «Рижская»). Похоронить себя режиссер завещала на Донском кладбище столицы.

Леонид Броневой: Уход Лиозновой стал для меня потрясением

- Она была очень талантливым режиссером, - рассказал «Комсомолке» народный артист.

- Где-то около года назад я навещал ее в больнице - она очень нуждалась в материальной поддержке. Но ей никто не помогал. Я спросил ее: «Татьяна Михайловна, кто вам помогает?» А она с грустью ответила: «Никто - вы первый, кто меня навестил».

Стыдно должно быть телевизионщикам, потому что, создав сериал «Семнадцать мгновений весны», она прославила телевидение, и режиссерам - фильмом «Три тополя на Плющихе» прославила кинематограф.

Я пришел в больницу, а мне в регистратуре говорят: «Она лежит в вип-палате». Поднялся к ней в палату и ужаснулся этим «улучшенным условиям» - это была комнатка два на три метра, настоящая каморка. Перед тем, как к ней придти, я спросил у нее, что же ей купить из продуктов, чего-то вкусненького. А ей ничего нельзя было - ни мясного, ни молочного, ни шоколадного. Принес ей пачку галет - она была рада.

Она была сильным человеком - несмотря ни какие трудности, не падала духом. И встретила меня в больнице таким холодным, изучающим взглядом. Мы давно не видели друг друга: я постарел, она больная. Жаль, что с женским счастьем у нее ничего не сложилось. Она - именно психологически - жила неплохо, когда была живая ее мама. А когда умерла, по настоящему близких людей у нее практически не осталось. Мне всегда удивляло ее упорство, стремление к работе. Она прошла всю режиссерскую кухню, начиная осветительницей и монтировщицей на съемочной площадке.

«Строгая женщина! Мы с ней потом полюбили друг друга. И общаемся по сей день...». Иосиф Кобзон поздравляет Татьяну Лиознову с 80-летием. Июль 2004 г.

«Строгая женщина! Мы с ней потом полюбили друг друга. И общаемся по сей день...». Иосиф Кобзон поздравляет Татьяну Лиознову с 80-летием. Июль 2004 г.

Иосиф Кобзон: «Она просила в завещании не провожать ее пафосно и публично. Только - узкий круг лиц»

...Мы позвонили Иосифу Кобзону сразу же, как стало известно о смерти Татьяны Лиозновой.

Великий певец говорил о великом режиссере с дрожью в голосе...

- Я уже знаю обо всем. Мне позвонили...

Моя печаль понятна всем, кто любил творчество этой выдающейся женщины, режиссера, которая подарила государству советскому и России много выдающихся кинопроизведений.

Это первый многосерийный фильм «17 мгновений весны», это и «Ольга Сергеевна», и «Три тополя на Плющихе», и другие фильмы. У этой маленькой женщины был невероятный талант. Она собирала под свои знамена выдающихся артистов. Как ей удавалось это сделать, собрать воедино ансамбль из выдающихся деятелей театральных, киношных, и создавать такие уникальные совершенно произведения? На это была способна только Татьяна Михайловна.

Ее все любили, все уважали. И вся ее деятельность служила предметом восхищения и поклонения перед ее творчеством. Я очень сожалею (читайте далее...).

Александр Сокуров: Все её фильмы были нужны людям

- Все ее фильмы были нужны людям. Все ее фильмы люди смотрели. Она, без всякого сомнения, относилась к числу тех режиссеров, фильмы которых, я бы даже сказал, были нужны. Немногие из фильмов, которые делают режиссеры, которые делаем мы, режиссерское сообщество, нужны людям. Она в этом смысле не ошибалась. Жалко, что только, я почему-то в этом уверен, что далеко не все, на что она была способна, и далеко не все, что она могла сделать, ей давали делать. Как это тяжело… Не знаю даже, что сказать. Потому что какие тут могут быть слова?