Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика29 ноября 2011 22:00

Глава ЦИК Владимир Чуров: О честных выборах, провокаторах и иностранных наблюдателях

В разгар предвыборных страстей мы приехали в гости к председателю Центральной избирательной комиссии, чтобы попытаться понять, как наши драгоценные голоса подсчитают [видео]

Дабы развеять наш скептицизм, председатель ЦИК провел для журналистов «КП» экскурсию в святая святых избиркома - комнаты, где находится его электронная начинка. Именно она, по словам Чурова, и суммирует волю российских граждан...

- Это операционный зал - сердце ЦИК, - говорит глава Центр­избиркома, распахивая двери в просторный зал. - Сюда стекаются данные о численности избирателей, как внесенных в списки, так и пришедших проголосовать. Кстати, именно здесь бывают случаи, когда проголосовали более 100% избирателей.

- То есть эти знаменитые чудеса здесь происходят...

- Все на самом деле просто! Предположим, на участке утром в списке 100 избирателей, из них к урнам пришли 90. Плюс еще десяток проголосовали по открепительным удостоверениям. А еще десяток человек были внесены в дополнительный список по другим основаниям (например, избирателя не находят в списках, но тот предъявляет паспорт с пропиской). В итоге проголосовали 110 человек, то есть 110 процентов от числа избирателей, первоначально внесенных в списки. Но это же не означает, что партия может получить более 100% голосов от пришедших проголосовать!

(Подходим к плазменному экрану, где красуется карта России, на каждом регионе пестрят какие-то цифры.)

Раньше эти данные не публиковались. Здесь будет указано число внесенных протоколов и распределение голосов (когда закроются последние участки). Система защищена от любых интернет-атак, так как она с Интернетом никак не связана. Это отдельная социальная сеть. 2700 точек по стране. Одна из лучших информационных систем России.

- Сколько всего у нас избирателей?

- 110 миллионов. 108 млн. внутри России и 2 млн. на консульском учете за рубежом. Выдано 2 миллиона 600 тысяч открепительных удостоверений...

- А в этом нет никакой экзотики? В оппозиции считают, что по открепительным голосуют подозрительно много.

- Нет, это абсолютно нормальная практика. 4 года назад на думские выборы было выпущено 2 миллиона 400 тысяч открепительных удостоверений. На выборах президента в 2008 году - 2 миллиона 600 тысяч. И сейчас мы также напечатали столько же. Кстати, в прежние годы примерно миллион шестьсот тысяч избирателей брали открепительные удостоверения, а использовали их всего около миллиона двухсот тысяч. Взяли открепительные и не пошли на выборы.

- Сколько голосуют досрочно?

- Обычно около 0,15%.

- В Интернете призывают идти на конкретные избирательные участки, где «считают честно». Что это?

- Обычная провокация! Когда говорят, что есть вот 100, 200, 1000 образцовых избирательных участков, где голосуют чисто и честно, а на остальных все фальсификация - это заведомая ложь! Потому что социальная, экономическая, возрастная ситуация среди избирателей по России настолько мозаична, что даже два соседних участка могут дать абсолютно разные результаты. Приведу простой пример: в Москве есть два участка, расположенных в одной школе. Голосование, все цифры и по явке, и по распределению голосов за партии там всегда контрастны. Почему? К одному участку приписаны студенческие общежития этого квартала, а к другому только обычные жилые дома.

Обозреватель «КП» Владимир Ворсобин пытается обмануть электронную урну для голосования.  Но при свидетелях (слева - глава ЦИК Владимир Чуров, справа - член Центральной избирательной комиссии Геннадий Райков) это так и не удалось.

Обозреватель «КП» Владимир Ворсобин пытается обмануть электронную урну для голосования. Но при свидетелях (слева - глава ЦИК Владимир Чуров, справа - член Центральной избирательной комиссии Геннадий Райков) это так и не удалось.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Кстати, вы слышали о скандале, в котором оказался замешан глава московского района Соколиная гора? В Интернете размещена запись его разговора с подчиненными, где глава велит собирать открепительные и приносить к нему...

- Подслушивать вредно! После ужесточения правил голосования по открепительным удостоверениям они при выдаче вводятся в систему ГАС «Выборы». Кроме того, они номерные, и поэтому всегда можно легко проверить, кто взял и кто использовал. Поэтому сейчас некоторые политтехнологи, которые не рассчитывали на эти новшества, рыдают, рвут на себе последние волосы и вообще в полном трансе.

- А что мешает взять эту пачку удостоверений, привезти ее на избирательный участок и там их погасить?

- Как погасить? Нужен же реальный человек с паспортом.

- Со списком тех людей, которые сдали открепительные. На согласованный участок...

- А как?!

- Централизованно.

- Ну как?! Вот сидят представители минимум четырех партий. Они же все видят. Им привозят пачку паспортов, что ли? Это невозможно сделать. Был случай в Рязани, когда кандидат на региональных выборах пытался своих рабочих перебросить из округа в округ, чтобы свой рейтинг поднять. Но после того как были введены эти ужесточения, даже покупать эти открепительные бесполезно, их никак не используешь. И если вдруг окажется, что взял один, а проголосовал другой, это уголовно наказуемо.

- А есть какие-то уголовные дела?

- Нет, конечно.

- А с чем вы связываете?

- У нас почти кристально чистые выборы. У нас лучшие выборы в Европе.

- Но все-таки бывают же нарушения...

- Бывают. Как-то председателя участковой избирательной комиссии осудили за то, что она расписалась за избирателей. Объяснила она тем, что у нее не сошлась цифра при подсчете и она решила, чтобы не задерживать коллег, расписаться за 57 избирателей. Но она это сделала в присутствии журналистов, наблюдателей и членов участковой комиссии от всех партий.

- И что ей за это было?

- Дали условно…

«ОБМАНУТЬ НЕВОЗМОЖНО - ВСЕ ЖЕ ОПЕЧАТАНО!»

- А это отечественные комплексы электронного голосования, - гордо говорит Чуров, подводя нас к приборам, похожим на первые ЭВМ. - На микроконтроллерах. Это вам не компьютер - перепрограммировать их чрезвычайно сложно. Я покажу, как это действует. Предъявляя паспорт, избиратель получает вот такую карту. Она не действует до тех пор, пока ее не активируют. Приложили к сканеру - голосуем…

(На экране появляются виртуальные кнопки с номерами вместо партий.)

Аппарат для электронного голосования. Говорят - самый честный. Чтобы отдать ему свой голос, избирателю придется воспользоваться...

Аппарат для электронного голосования. Говорят - самый честный. Чтобы отдать ему свой голос, избирателю придется воспользоваться...

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Жаль, что нет кандидата «против всех». Многие избиратели по этой опции скучают.

- Голоса, отданные за кандидата «против всех», распределяются между победителями.

- Почему тогда его не вернуть?

- В большинстве стран мира такая графа отсутствует. Именно потому, что это несправедливо. Ведь физически кандидата «против всех» нет.

Тут Чуров подводит нас к другому механизму, похожему на избирательную урну с чем-то вроде приемного устройства наверху.

- Этим аппаратом будет оснащено большинство избирательных участков к 2015 году, - говорит Чуров. - Он принимает бюллетени разных форматов. Я хочу предложить известному нам журналисту проверить на себе эти «противоправные технологии» (иронично улыбается, глядя на меня). Попробуйте опустить в него два бюллетеня одновременно.

(Пытаюсь засунуть бумаги в щель, но автомат брезгливо выплевывает «фальсификат». Из утробы механизма слышится женский голос, критикующий меня за попытку обмануть ЦИК.)

...специальным электронным ключом.

...специальным электронным ключом.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Аппарат не просто не хочет, он еще вам говорит об этом… Учтите, такая урна будет стоять не за шторками, а на видном месте… Вот в этих четырех местах (глава ЦИК показывает на стык между аппаратом и самой урной) опечатывается в присутствии первых избирателей. По закону РФ вот эта крышка поднимается, всем показывается пустое нутро, затем опускается и ставятся четыре печати. Затем итоги голосования - уже через минуту после завершения голосования - распечатываются на этом принтере. Более того. Аппарат распознает фальшивые бюллетени и испорченные.

- А как его обмануть?

- Невозможно! Все же опечатано… Чтобы эту урну разобрать, нужно на глазах у всех ее куда-нибудь утащить и развинтить до основания…

«НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ОТ ОБСЕ МЫ НАПРАВИМ В ТУНДРУ»

- Наблюдатели европейские здесь уже были?

- Они тут у нас теперь постоянно. Я им разрешил присутствовать не только на заседаниях ЦИК, но и на рабочих группах по информационным спорам, по разбору жалоб. Правда, не скрою, нам поступают и тревожные сигналы из регионов, где они работают. Задают вопросы, не относящиеся к избирательной тематике. Например, интересуются межнациональными отношениями в регионе.

- А каково вообще влияние иностранных наблюдателей на выборы?

- Практически нулевое. По социологическим опросам, степень доверия среди всех участников избирательного процесса к ним самая маленькая. Но мы пока никому не отказали в аккредитации. 296 уже аккредитованы и 241 поданная заявка находится в процессе оформления. Это наблюдатели от ОБСЕ, СНГ, Северного совета, Шанхайской организации сотрудничества, а также наши коллеги из более чем 20 государств.

- И все они получат полный доступ к голосованию и подсчету голосов?

- Конечно. Вообще более открытых выборов, чем у нас, сейчас в Европе нет. Поезжайте в Молдавию, попробуйте там понаблюдать нормально. На прошлых выборах 140 российских наблюдателей туда не пустили. Когда мы запросили Финляндию для наблюдения за их выборами, нам сказали: все, кроме подсчета голосов.

- Почему?!

- Логика их как раз понятна. А зачем это вам? Кто вы такие, зачем вы нам здесь нужны? На одном из семинаров в Варшаве мне один наш дипломат рассказывал, как в Вашингтоне он был аккредитован наблюдателем за американскими выборами. По его словам, он выбрал штат, где главой избирательного процесса был… его знакомый из команды губернатора. Это вы тут стерильности требуете, а там спокойно всеми выборами командует действующая администрация штата от одной партии... Так вот, приезжает этот дипломат в штат. Звонит местному чиновнику - хелло, друг Билл, ты меня знаешь, я такой-то, аккредитован наблюдателем, хочу приехать к вам на участок понаблюдать, ты меня пустишь? Нет. Как же так? Америка - государство О­Б­­­С­Е, взяло на себя определенные обязательства. Ответ был таков: Америка не государство ОБСЕ, Америка - великая держава. Все. И не пустили его на участок.

- А зачем вообще нам нужны иностранные наблюдатели? Может, их нам тоже не пускать?

- От них тоже польза есть. Иногда дают полезные советы. В хорошем хозяйстве любая веревочка сгодится.

- Говорят, вы их вообще хотите отправить в тундру?

- Да, мы организуем сейчас поездки как минимум для двух миссий. Для миссий ОБСЕ и СНГ. Хотели на север Красноярского края, но договорились на Хабаровском.

- Жестоко.

- Но справедливо. Вы думаете, я зря, что ли, предлагаю на Север-то съездить… Они, если туда полетят, так нам, может, вертолет получше выдадут. Да и наши сотрудники почетче сработают (смеется).

- А если не захотят в тундру?

- Тогда мы это обнародуем! Знаете, как я уел ОБСЕ при наблюдении на выборах в Киргизии после последней революции? Там самое страшное было наблюдать в Оше, да. Миссия ОБСЕ отказалась посылать туда наблюдателей. А я полетел туда с двумя сотрудниками, понаблюдал там, к вечеру прилетел в Бишкек. Но самое интересное приключение было при вылете из Оша. Мы сидим в душном тесном Ан-24 и смотрим: какой-то скандал впереди, ближе к пилотной кабине. Стюардесса просит мужика в камуфляже отдать ей автомат - давайте я у вас заберу, говорит, отнесу командиру. Он бьет себя в грудь, кричит: «Я из президентской гвардии Розы Отунбаевой, отстал от ее самолета и не отдам свой автомат». Долго они пререкались, в итоге стюардесса вот так (показывает) двумя пальчиками несет оружие за ремень в кабину пилота. Но зато я прилетел в Бишкек и всех уел. Я им рассказываю, как там, в Оше, а больше-то никого не было...

«Мне, например, в телевизоре ничего не видно»

- Владимир Евгеньевич, а в Интернет вы заходите?

- А сколько гадости можно написать в Интернете? Одна голая египтянка за сутки миллион друзей приобрела, потому что в Сети любыми методами можно привлекать к себе внимание. Но я, например, не имею права присутствовать в блогах, потому что кое у кого тут же возникнет желание сделать двойников и другие провокации. Поэтому я официально заявил, что, пока на этой должности, ни в каких социальных сетях участвовать не буду.

- Но читаете?

- Читаю. Но в основном информацию. Ее там достаточно много. Пользуюсь в основном военно-историческими форумами для своей «домашней» работы. Я могу выразить себя через книги, через статьи, интервью. У меня нет потребности что-то писать в Сети. Я в жизни ни разу ничего на заборах не писал. Помню 12 апреля 1961 года. Нас всех отпустили с уроков - Гагарин полетел. И вот напротив школы была кочегарка, такой куб из силикатного кирпича с большой железной трубой, и вот на этом кубе сбоку появилась большая черная надпись мазутом, огромная такая: «Ура Гагарину!» Это единственный случай, когда я обратил внимание на что-то, написанное на стене или на заборе.

- И все-таки, Владимир Евгеньевич, почему российское общество не доверяет выборам? Есть стойкое мнение: зачем вообще голосовать, «они там все равно смухлюют»…

- Ничего невозможно. Все настолько открыто. Любая ошибка тут же всплывает и расследуется.

- А откуда тогда такое общественное мнение?

- Я думаю, что оно искусственно создается. Сейчас многие газеты этим балуются. В одной газете леворадикальной ориентации четырехколонник - таблицы, аналитика. А я смотрю: опрос проведен среди ста человек… Понятно, что это к реальности не имеет никакого отношения. Вот она, манипуляция! Или один самозваный эксперт целую теорию построил, что чем больше процент участков со стопроцентным голосованием, тем более управляемый регион. А знаете, какой получился самый управляемый регион? Мурманск и Дальний Восток. Там суда дальнего плавания, приписанные к морским пароходствам, а матросам «куда с подводной лодки деться» - голосуют (улыбается). Или второе. Никто же не анализирует участки в том же Дагестане. Да, много участков со стопроцентным голосованием. Но это не Махачкала, не Дербент, не Кизляр. Это горные аулы. И зачастую в этих горных аулах 16 избирателей, 50 избирателей. Ну понятно, что организовать стопроцентное голосование для 50 проще, чем для 500. А для 500 проще, чем для 5000. В конце концов председатель участковой избирательной комиссии лично всех обойдет и спросит, почему не голосовал.

- Ходят слухи, что губернаторам спущен план попроцентно за «Единую Россию».

- Я твердо знаю, что никаких планов не спущено. Это все фальшь. Возможно, есть планы по партийным штабам, и если губернатор в него входит, то возможно... Но опять-таки планы партийные - их внутреннее дело...

- Да, но если чиновник, пользуясь своим служебным положением, работает в интересах определенной партии...

- Пока подтвердился один такой случай. Оштрафован на 2000 рублей ижевский сити-менеджер. Думаю, просто за отсутствие знаний о российском законодательстве... К сожалению, есть люди, заинтересованные в подрыве доверия к выборам. Но вы не обращайте на это внимания, в России очень хороший и умный избиратель. Его на мякине не проведешь.

- Какое главное отличие этой кампании от предыдущих выборов в Госдуму?

- Эта кампания спокойнее гораздо. Очень мало жалоб.

- Но коммунисты яростно жаловались на несправедливое освещение телеканалами работы партий. Например, лидеры «Единой России» Путин и Медведев просто не сходят с теле­экранов.

- Да, сейчас партии жалуются исключительно друг на друга по поводу агитации. Мы несколько лет просим у коммунистов: представьте нам методику вашего подсчета эфирного времени. Не дают.

- Да все видно в телевизоре.

- Мне, например, в телевизоре ничего не видно. Есть методики подсчета - пусть покажут.

- Давайте включим телевизор и там обнаружим лидера партии.

- А он там как лидер партии?

- Нет, но что ему мешает при этом получать выборные очки?

- Мы можем далеко зайти в подобных предположениях. Я действую исключительно в рамках действующего законодательства. Мне неизвестны случаи, когда действующему президенту или премьер-министру накануне выборов возбранялось бы выступать по телевизору. У нас, как, например, и в Америке, принцип непрерывности власти. То есть у нас до инаугурации действующий президент, после инаугурации - президент, уже который избран.

От дел избирательных Владимир Чуров отдыхает среди своих  любимых книг и в компании йоркширского терьера Фобу.

От дел избирательных Владимир Чуров отдыхает среди своих любимых книг и в компании йоркширского терьера Фобу.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Я ВЧЕРА ПОПРОСИЛ, ЧТОБЫ МНЕ МОЙ ГРОБ ПОКАЗАЛИ»

- Говорят, книжку будете писать, после того как закончите работу в ЦИК...

- Да, будет называться «Бронзовые люди». Но она не о выборах - там ничего тайного нет. Книга о работе в Смольном с 1990 по 2003 год. В основном это воспоминания о выдающихся политиках, таких как Гельмут Коль, Анатолий Собчак или швейцарский политик генерал Эрнст Мюллеман.

- Как вы прогнозируете, что будет после четвертого декабря?

- Вот у меня график есть (показывает на большой стенд), будем заниматься распределением мандатов. А вот график президентской кампании...

- А если оппозиция выполнит свои угрозы и попытается выйти на улицу?

- Ну приходят ко мне регулярно десяток людей. Шумят понемножку. Вот в последний раз гроб принесли. Но некачественный. Я вчера попросил, чтобы мне гроб показали… Нет, сказали, с ним ведутся следственные действия. Когда следственные действия закончатся, мне гроб отдадут. Он же легкий, картонный. Имитация. Ну к таким вещам надо относиться с юмором. Я в таких случаях знаете, как говорю? У меня отец на Ладожском озере, на льду, под бомбами ничего не боялся, а мне-то чего бояться в мирное время? Я больше скажу - гроб с музыкой и все прочее… Это же хорошо! Приходите. Потому что большинство-то - люди разум­ные и, услышав об этом, из чувства противоречия придут голосовать. Мне все эти акции дают дополнительную агитацию за выборы.

- То есть выборы...

- (перебивает) ...пройдут хорошо, спокойно, организованно и честно. Поверьте мне, подавляющее большинство избирателей будут следить, кто из любимых ими кандидатов попал в Госдуму и чем он сможет своим избирателям помочь… Конечно, какой-нибудь дурачок может сказать: в России исчез интерес к местным выборам. А я ему циферку. По итогам мартовских выборов средняя явка на избирательные участки на местных выборах составила 51%. На муниципальных. А это, кстати, рекорд для Европы.