Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+18°
Boom metrics
Общество28 февраля 2012 5:32

Как сэкономить на коммунальных платежах?

Вся правда о «коммуналке» из первых уст: начальники отделов УК РЭМП УЖСК Кристина Фролова и Александра Шарманова рассказали на радио «КП» о новой форме квитанции, о перерасчетах и способах экономии на услугах ЖКХ
Источник:kp.ru

- Недавно Минрегионразвития разработало новую форму квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Чем она отличается от того, что было раньше?

- Основное отличие новой формы квитанции от обычной «платежки» - в ней отдельно прописаны платежи за общедомовое потребление всех коммунальных ресурсов. Еще одно нововведение - строчки с показаниями индивидуальных счетчиков и общедомовых приборов учета. Глядя в такую квитанцию, потребитель может сам рассчитать предъявленную сумму. Также в квитанции появится расшифровка основания для перерасчета. Из-за появления новых разделов «платежка» станет более громоздкой, чем сейчас – новая форма занимает целый лист формата А4. Ее введут в действие предположительно с сентября.

Начальники отделов УК РЭМП УЖСК Кристина Фролова и Александра Шарманова рассказали о тонкостях системы расчётов платы за ЖКУ.

Начальники отделов УК РЭМП УЖСК Кристина Фролова и Александра Шарманова рассказали о тонкостях системы расчётов платы за ЖКУ.

Звонок в студию радио "КП"

- Меня зовут Алексей. Появился вопрос по перерасчету: три месяца мне приходила за квартплату одна сумма, а потом вдруг пришла другая, в несколько раз больше. В квитанции написано: перерасчет за отопление. Нужно ведь в свое время рассчитывать, а то выкатили старику квартплату на всю пенсию...

- Перерасчеты за отопление могут возникать, только если изменилась площадь отапливаемого помещения. Может быть, это корректировка за общедомовое отопление. Управляющие компании производят ее раз в год, и если это была корректировка - вам должны предоставить справку, в которой распишут, как эту сумму рассчитали.

Звонок в студию радио "КП"

- Я Галина Александровна. По всему подъезду разнесли квитанции за общедомовые электричество, воду и водоотведение. Подскажите, почему у всех разные суммы, ведь общедомовые показатели нужно делить на всех поровну?

- Не совсем так. Общедомовое потребление электричества и воды рассчитывается пропорционально индивидуальному потреблению. Проще говоря, если ваш сосед нажег в своей квартире электричества вдвое больше, чем вы в своей, то и за общедомовое электричество он заплатит вдвое больше.

Звонок в студию радио "КП"

- Меня зовут Вера Алексеевна. Я поставила индивидуальные приборы учета, и теперь знаю, сколько потратила. Если сумма индивидуальных потреблений по дому не сходится с общедомовым результатом, значит где-то утечка. Управляющая компания должна искать, где произошла утечка и делать перерасчет?

- Если во всех квартирах вашего дома стоят индивидуальные приборы учета, а по общедомовым показаниям результат выходит в два раза больше. Значит, где-то действительно произошла утечка. В случае, если счетчики стоят лишь у нескольких человек в доме, сделать такой вывод невозможно. Вы ведь не знаете, сколько воды употребили ваши соседи. По нормативу человек оплачивает только 5 кубометров воды. А если он слил, к примеру, 15 кубов, то оставшиеся десять считывает общедомовой прибор учета. И деньги, которые нужно заплатить за десять потраченных кубометров, делят на всех. Нужна 100-процентная установка индивидуальных приборов учета, своевременная сдача показаний в расчетные центры ил УК, тогда и начисления будут справедливыми. Самим собственникам будет легче: точный учет ресурсов – это путь к экономии. И новая форма квитанции – шаг на пути к этому.

Звонок в студию радио «КП»

- Меня зовут Андрей. Почему 10 из 15 пресловутых кубометров делят на всех жильцов дома, а не только на тех, у кого нет индивидуальных счетчиков? Делите между ними, тогда, чтобы cэкномить, они быстро установят приборы!

- Хороший вопрос. Дело в том, что управляющие компании обязаны действовать, согласно нормативно-правовым актам федерального уровня. Мы ничего не придумываем сами. В федеральных актах таких мер не прописано, хотя идея очень интересна. Вообще политика нашей страны направлена на экономию ресурсов, и новыми законами нас направляют к тому, чтобы индивидуальные счетчики появились у всех. Так, Федеральный закон об энергосбережении № 261 говорит о том, что все собственники обязаны до июня 2012 года установить индивидуальные приборы учета на все коммунальные ресурсы. Так будет лучше для всех, и в первую очередь для самих собственников.

Вернемся все-таки к новой форме квитанции. Мне непонятен раздел № 6 «Расчет суммы к оплате с учетом рассрочки или отсрочки платежа». Что в нем будет расписано?

- В постановлении № 354 предусмотрена рассрочка платежа (в случае образования задолженности) – человек может прийти в управляющую компанию, написать заявление и его долг «разобьют» на части. Платить он будет неполную сумму. В новой форме квитанции для наглядности предусмотрена таблица, в которой показан расчет такой рассрочки. Таким образом, в квитанции появляются сразу несколько таблиц с разными расчетами и разными итоговыми суммами. Очевидный минус новой формы платёжного документа – в нем не предусмотрено единой графы «Итого» и конкретной суммы, которую абонент должен заплатить. Человеку придется самостоятельно решить, какую сумму ему платить: общую или с учетом рассрочки, и здесь может возникнуть путаница. Если у абонента вовсе нет долга, то и раздел № 6 в его квитанции ни к чему. Было бы логично, если бы он включался в «расчетку», только при наличии договор между УК и собственником на рассрочку платежа.

- Рассрочка идет с процентом?

- Да, в законодательстве предусмотрено, что управляющая компания за рассрочку будет получать некую прибыль. А если вы еще и не платите вовремя, то опять же взимается дополнительный процент.

- А ведь есть еще и «пени» - проценты, которые начисляются автоматически, если мы вовремя не платим. При новой форме квитанции есть отдельная платежка «Для внесения неустойки, пени и штрафов за неисполнение условий договора». Что это такое?

- Законодатели выделили пени в отдельный платежный документ. Тут всего несколько строк: сумма к оплате и начисленные пени. Но это не очень удобно, поэтому мы будем решать вопрос о внесении этой «платёжки» в основную форму.

Звонок в студию радио «КП»

- Меня зовут Алексей. В нашем доме всего два лифта в первом и шестом подъезде. Я живу в третьем, почему я плачу общедомовую энергию, потраченную на эти лифты?

- Стоит общедомовой прибор учета, который фиксирует все показания. И начисления производятся жителям в целом по дому, поэтому вычленить, сколько энергии потребляют эти два лифта невозможно.

Телефонный звонок в студию радио "КП"

- Меня зовут Павел Семенович. Будут ли сами УК платить какие-то штрафные санкции, если они не предоставили какую-то услугу? Сейчас договор с ними односторонний, то есть, если виноват я - плачу пени, а если вина за ними - они не выплачивают ни копейки.

- Нужно понимать, что управляющая компания - просто посредник между поставщиком и потребителем коммунальных услуг. Если услуги не оплачены вовремя, поставщик начисляет пени, а управляющая компания просто указывает их в квитанции. И те пени, которые вы заплатите, мы не заберем себе, а отдадим поставщику. Относительно штрафов... Если УК не предоставила вовремя какие-то услуги, она попросту делает вам перерасчет.

Телефонный звонок в студию радио "КП"

- Меня зовут Татьяна. Почему УК не разрешают ставить общедомовые счетчики на каждый подъезд? Ведь многие проблемы тогда бы исчезли!

- Законодательство не предусмотрело подъездное потребление, есть только общедомовое. На входе в дом стоит обещедомовой счетчик и фиксирует потребления всего дома. Если мы решим ставить счетчики на каждый подъезд, это увеличит расходы: приборы нужно купить, установить, проверить... Это просто невыгодно.

Телефонный звонок в студию радио "КП"

- Меня зовут Александр. В конце марта, когда на улице уже тепло, я плачу за отопление также, как и зимой. С чем это связано?

- Сумма, которую вы платите за отопление, строго фиксирована. Это среднегодовая оплата. Она не зависит от температуры, которая подается теплоносителем. В теплом мае топят меньше, в морозном январе - больше, но сумма оплаты не изменяется.

Телефонный звонок в студию радио "КП".

- Меня зовут Юрий Николаевич. Во всех управляющих компаниях есть кредиторская задолженность - долг перед поставщиками. Какова эта задолженность в Екатеринбурге, и что будут делать управляющие компании, если им прикажут выплатить долг за 30 дней?

- Сложный вопрос. Нужно понимать, что УК - должники поставщиков, а население - должники УК. На практике добиться немедленной выплаты долгов от потребителей невозможно (хотя показатель оплаты услуг по Екатеринбургу очень высок - около 98 процентов). Компания сама по себе не обладает средствами, чтобы в сжатые сроки погасить всю задолженность - деятельность по управлению жилищным фондом на сегодняшний день убыточна. Поэтому сложно ответить на ваш вопрос довольно сложно.

- Подведем итоги, каковы плюсы и минусы новой формы квитанции?

- Плюсы: в новой платежке вы увидите, за что конкретно платите деньги. Кроме того, вам объяснят причины перерасчетов. Из минусов: много не всегда нужной информации, увеличение размера квитанции, расчет пени вынесен в отдельный документ. Впрочем, все УК создадут для себя и своих потребителей наиболее доступную и компактную форму. Новая форма платежного документа за ЖКУ начнет активно использоваться уже с осени.