Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды10 апреля 2012 22:00

«Прасковья Тулупова» не ожила в «Формуле любви», зато неплохо знала Бубликова

После съемок в хорошем кино шанс прославиться имеют не только актеры. Иногда даже реквизит становится легендарным
Источник:kp.ru

Как получалось, что одни и те же статуи, предметы мебели кочевали из фильма в фильм? После съемок реквизит не выбрасывали, а сдавали на склад. Когда снимали другое кино, художник по реквизиту выбирал ту же самую статую, стулья и т. п. Никому и в голову не приходило, что киноманы выучат каждый кадр предыдущей картины и потом будут радоваться совпадениям как дети.

В одном из прошлых номеров мы рассказали о знаменитой «бронзовой лошади», которую можно встретить в десятке советских картин. А сегодня вспоминаем «Прасковью Тулупову».

Эта мраморная дева, изображающая, по-видимому, Афродиту в классических традициях садово-парковой культуры XIX века, имеет столь солидный послужной список, что и живым актрисам впору ей завидовать. Киноманы прозвали ее «Прасковьей Тулуповой»: так звали крестьянку в в комедии Марка Захарова «Формула любви» (1984). По сюжету Прасковья была моделью, с которой ваяли статую. Молодой помещик Алеша Федяшев влюбился в изваяние и вознамерился его оживить... Это была поистине звездная роль: «Прасковья» не мелькала где-то там на заднем плане, а была действующим лицом. Только мраморным.

Но Параша (для удобства будем ее называть по роли в «Формуле...») пришла в кинематограф гораздо раньше. Пожалуй, первую свою роль - проходную, совсем уж эпизодическую - она «исполнила» в «Служебном романе» (1977).

В «Формуле любви» статуя «сыграла» свою самую звездную роль.

В «Формуле любви» статуя «сыграла» свою самую звездную роль.

Там дева стоит у лестницы, за которой сидит несчастный Бубликов и никак не может сосредоточиться на работе из-за мелькающих перед носом женских ножек.

Через три года статуя украшала гостиницу в фильме Бориса Бушмелева «Вечерний лабиринт» (1980) - перед ней сидит на своем рабочем месте дежурная по этажу (Валентина Талызина).

В «Служебном романе» каменная дева скрашивала серые будни Бубликова.

В «Служебном романе» каменная дева скрашивала серые будни Бубликова.

Крупные планы имели место в комедии «Старый Новый год» (1980): статуя украшала интерьер предбанника, в котором, в частности, блаженствуют Иван Адамыч (Евгений Евстигнеев) и Гоша (Петр Щербаков). На минуточку: Гоша - это же тот самый Бубликов! То есть обе роли сыграл актер Петр Щербаков. Не он ли насоветовал реквизиторам «Старого Нового года» взять в фильм статую, «сработавшись» с ней на съемках «Служебного романа»?! Совпадение, конечно, но забавное...

В «Вечернем лабиринте» у изваяния скромный эпизод...

В «Вечернем лабиринте» у изваяния скромный эпизод...

После серии комедийных картин наша Параша «сыграла» в драме - фильме Глеба Панфилова «Васса» (1984). ­Скульптура украшала приемную помещицы Железновой.

После этого долгие годы о статуе было не слышно. Пока кто-то вдруг не заметил красавицу в центре Москвы у старинного особняка Вандышниковой на Воронцовом Поле. Здание находится в частной собственности, по слухам, владелец-то и приобрел легендарную статую. Несмотря на скромные размеры, Парашу заметили прохожие. Вскоре об этом сообщал каждый второй неофициальный путеводитель по старой Москве. И вскоре статуя... пропала. Немногословная охрана дала понять, что владельца не вполне устраивало повышенное внимание посторонних к скульптуре. Вполне может статься, что сейчас она играет свою последнюю роль: украшает сад какого-нибудь загородного дома...

...зато в картине «Старый Новый год» - крупные планы. Справа лежит  тот самый Бубликов - актер Петр Щербаков!

...зато в картине «Старый Новый год» - крупные планы. Справа лежит тот самый Бубликов - актер Петр Щербаков!

КСТАТИ

Стулья-красавцы

Чаще всего в советских картинах мелькала одинаковая мебель. Стулья с красивой высокой резной спинкой и сегодня выглядят необычно и даже роскошно. Может, оттого-то их так охотно выбирали художники по реквизиту?

«Один из нас» (1971). На них сидят герои Георгия Юматова и Тамары Семиной: немецкая шпионка Таня пытается соблазнить сотрудника советского оборонного завода.

«Один из нас» (1971).

«Один из нас» (1971).

«Убить дракона» (1988). Дракон (Олег Янковский) и Ланцелот (Александр Абдулов) ведут беседы о добре и зле, сидя все на тех же резных красавцах.

Замечены стульчики и в других фильмах. В частности, в ленте «Дача» (1973) они стоят в квартире Юрия - героя Олега Табакова.

«Убить дракона» (1988).

«Убить дракона» (1988).

Использована подборка кадров из блога Станислава Садальского sadalskij.livejournal.com - с его любезного разрешения.