Как получалось, что одни и те же статуи, предметы мебели кочевали из фильма в фильм? После съемок реквизит не выбрасывали, а сдавали на склад. Когда снимали другое кино, художник по реквизиту выбирал ту же самую статую, стулья и т. п. Никому и в голову не приходило, что киноманы выучат каждый кадр предыдущей картины и потом будут радоваться совпадениям как дети.
В одном из прошлых номеров мы рассказали о знаменитой «бронзовой лошади», которую можно встретить в десятке советских картин. А сегодня вспоминаем «Прасковью Тулупову».
Эта мраморная дева, изображающая, по-видимому, Афродиту в классических традициях садово-парковой культуры XIX века, имеет столь солидный послужной список, что и живым актрисам впору ей завидовать. Киноманы прозвали ее «Прасковьей Тулуповой»: так звали крестьянку в в комедии Марка Захарова «Формула любви» (1984). По сюжету Прасковья была моделью, с которой ваяли статую. Молодой помещик Алеша Федяшев влюбился в изваяние и вознамерился его оживить... Это была поистине звездная роль: «Прасковья» не мелькала где-то там на заднем плане, а была действующим лицом. Только мраморным.
Но Параша (для удобства будем ее называть по роли в «Формуле...») пришла в кинематограф гораздо раньше. Пожалуй, первую свою роль - проходную, совсем уж эпизодическую - она «исполнила» в «Служебном романе» (1977).
В «Формуле любви» статуя «сыграла» свою самую звездную роль.
Там дева стоит у лестницы, за которой сидит несчастный Бубликов и никак не может сосредоточиться на работе из-за мелькающих перед носом женских ножек.
Через три года статуя украшала гостиницу в фильме Бориса Бушмелева «Вечерний лабиринт» (1980) - перед ней сидит на своем рабочем месте дежурная по этажу (Валентина Талызина).
В «Служебном романе» каменная дева скрашивала серые будни Бубликова.
Крупные планы имели место в комедии «Старый Новый год» (1980): статуя украшала интерьер предбанника, в котором, в частности, блаженствуют Иван Адамыч (Евгений Евстигнеев) и Гоша (Петр Щербаков). На минуточку: Гоша - это же тот самый Бубликов! То есть обе роли сыграл актер Петр Щербаков. Не он ли насоветовал реквизиторам «Старого Нового года» взять в фильм статую, «сработавшись» с ней на съемках «Служебного романа»?! Совпадение, конечно, но забавное...
В «Вечернем лабиринте» у изваяния скромный эпизод...
После серии комедийных картин наша Параша «сыграла» в драме - фильме Глеба Панфилова «Васса» (1984). Скульптура украшала приемную помещицы Железновой.
После этого долгие годы о статуе было не слышно. Пока кто-то вдруг не заметил красавицу в центре Москвы у старинного особняка Вандышниковой на Воронцовом Поле. Здание находится в частной собственности, по слухам, владелец-то и приобрел легендарную статую. Несмотря на скромные размеры, Парашу заметили прохожие. Вскоре об этом сообщал каждый второй неофициальный путеводитель по старой Москве. И вскоре статуя... пропала. Немногословная охрана дала понять, что владельца не вполне устраивало повышенное внимание посторонних к скульптуре. Вполне может статься, что сейчас она играет свою последнюю роль: украшает сад какого-нибудь загородного дома...
...зато в картине «Старый Новый год» - крупные планы. Справа лежит тот самый Бубликов - актер Петр Щербаков!
КСТАТИ
Стулья-красавцы
Чаще всего в советских картинах мелькала одинаковая мебель. Стулья с красивой высокой резной спинкой и сегодня выглядят необычно и даже роскошно. Может, оттого-то их так охотно выбирали художники по реквизиту?
«Один из нас» (1971). На них сидят герои Георгия Юматова и Тамары Семиной: немецкая шпионка Таня пытается соблазнить сотрудника советского оборонного завода.
«Один из нас» (1971).
«Убить дракона» (1988). Дракон (Олег Янковский) и Ланцелот (Александр Абдулов) ведут беседы о добре и зле, сидя все на тех же резных красавцах.
Замечены стульчики и в других фильмах. В частности, в ленте «Дача» (1973) они стоят в квартире Юрия - героя Олега Табакова.
«Убить дракона» (1988).
Использована подборка кадров из блога Станислава Садальского sadalskij.livejournal.com - с его любезного разрешения.