17 апреля.
В этот день 71 год назад - 17 апреля 1941 года - авиаконструктор Игорь Сикорский продемонстрировал ошеломленной американской публике первый в мире вертолет-амфибию на поплавковом шасси. Это была модифицированная версия его экспериментального вертолета «VS-300». Авиамашина совершила взлет с воды и приземлилась на сушу. Продолжительность полета геликоптера на поплавках составила 1 час 35 минут, а скорость достигала 100 километров в час.
Выдающийся авиаконструктор, ученый, изобретатель Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) является автором первого в мире четырехмоторного самолета «Русский витязь», первого в мире трансатлантического гидроплана и первого серийного вертолета. Последний вертолет, построенный Сикорским перед уходом на пенсию, «S-58», по праву считается лучшим вертолетом первого поколения. И ничего этого могло бы не быть, если бы не… Мурманск.
После Октябрьской революции Игорь Иванович вынужден был бежать из России.
– В начале 1918 года, - вспоминает сын авиаконструктора Сергей Игоревич, - один из его бывших сотрудников, работавший на большевиков, пришел к нему ночью домой, и сказал: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». Это было время красного террора, когда расстреливали на месте, без суда. А Сикорский представлял для коммунистов двойную опасность: как друг царя и как очень популярный человек. Его знал весь Петроград, многие смотрели на него как на героя. Сам царь, Николай II приезжал на аэродром в Царское Село посмотреть, как летает молодой русский летчик.
Сикорский принял решение – уехать за рубеж. Но – легко сказать, трудно сделать. Шла Первая мировая война и линия фронта пролегала от Черного моря до Балтийского. И тогда авиаконструктор обратил взор на север – в сторону недавно основанного на Кольском полуострове города Мурманска. В ту пору он оставался для державы российской, по крайней мере, в зимнее время, единственным открытым «окном в Европу».
Начались хлопоты по получению выездных документов. Поскольку имя Сикорского было известно, ему без особых затруднений удалось заручиться рекомендательными письмами, а в феврале 1918 года на руках уже был заграничный паспорт. С несколькими сотнями английских фунтов, которые с трудом удалось раздобыть, он выехал в Мурманск. Ранним мартовским утром 1918 года Сикорский с грустью наблюдал, как в дымке скрываются берега России. Маленький английский пароход «Опорто» увозил его на чужбину. Не знал Игорь Иванович, не ведал, что видит он берега Родины в последний раз.
Прожив несколько дней в Лондоне, авиаконструктор перебрался в Париж, а оттуда переехал в Америку. Мурманск навсегда остался последним русским городом в его жизни.
Игорь Иванович Сикорский. 1914 год.