Премия Рунета-2020
Мурманск
-1°
Boom metrics
Общество21 июня 2012 12:52

Ил-2 пролежал под водой 70 лет. Но летать будет!

Сегодня в Мурманской области подняли штурмовик, подбитый во время войны [фото+видео]
Сегодня в Мурманской области достали из-под воды штурмовик Ил-2.

Сегодня в Мурманской области достали из-под воды штурмовик Ил-2.

Фото: Алексей БАКУМЕНКО

Еще одно усилие подъемного крана и… крылья самолета Ил-2 оторвались от поверхности воды. Впервые за последние 69 лет израненный в бою советский штурмовик взмыл в воздух! Пусть на тросах, пусть ненадолго, но все же…. Через несколько минут заслуженную машину опустили на берег на заранее подстеленные автомобильные покрышки.

- Вернулся! – выдохнул кто-то в стоящей на берегу толпе.

Сегодня в Мурманской области, недалеко от города Североморска, достали из-под воды штурмовик Ил-2, входивший в годы Великой Отечественной войны в состав 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота. 25 ноября 1943 года самолет совершил вынужденную посадку на лед озера Кривое. И с тех пор, без малого 70 лет, пролежал на дне…

На честном слове и на одном крыле

Тот боевой вылет был всего-навсего третьим для летчика Валентина Скопинцева и вторым для его стрелка Владимира Гуменного. Группа из 16 советских штурмовиков Ил-2 и истребителей сопровождения совершила налет на немецкий аэродром в Луостари. Однако противник успел поднять в воздух 25 истребителей Ме-109, поэтому бой разгорелся и на земле, и в небе.

Наши летчики уничтожили 23 вражеских самолета (10 – на земле, 13 – в воздухе), подавили огонь 6 зенитных точек, вызвали 26 очагов пожара. Но потери советской авиации тоже были велики: 6 штурмовиков и 5 истребителей домой не вернулись. Сильно досталось и самолету Валентина Скопинцева. Изрешеченный огнем зениток и пулеметов Ил-2 до родного аэродрома Ваенга-2 не дотянул чуть-чуть: хвост почти отбит, заглох двигатель, шасси не выпускалось. И тогда пилот решил сажать самолет на лед озера Кривое. Ил-2 приземлился, точнее, приледнился на брюхо. Скопинцев сумел вылезти из самолета, вытащил из залитой кровью задней кабины потерявшего сознание Владимира Гуменного и понес его на себе к берегу.

Еще не крепко ставший ноябрьский лед долго не смог держать 4-тонную машину, и Ил-2 вскоре ушел под воду. Но слетал экипаж не зря: пилот в тот день уничтожил на земле два самолета и зенитку, а стрелок в воздушном бою сбил преследовавший их «Мессершмит».

Тот боевой вылет был третьим для летчика Валентина Скопинцева и вторым для его стрелка Владимира Гуменного.

Тот боевой вылет был третьим для летчика Валентина Скопинцева и вторым для его стрелка Владимира Гуменного.

После боя летчиков встречал медвежонок

- Представляете, каково было моему отцу после той мясорубки, в которую попал их самолет? Идти 3 километра по льду, с раненым товарищем на плечах. Уже темно, холодно, сам ранен. Хорошо, наш аэродром был недалеко, - вспоминает рассказ отца Евгения Валентиновна Скопинцева. Она приехала в Заполярье впервые, чтобы посмотреть, как будут доставать из воды тот самый Ил-2.

Экипаж боевой машины тогда выжил, вскоре вернулись в строй. Валентин Скопинцев и Владимир Гуменный летали вместе до конца войны. Воевали отлично, пилот, например, был награжден тремя орденами Красного Знамени и орденом Нахимова II степени. Валентин Михайлович о службе на Севере рассказывал детям часто.

- Он обижался, что этому периоду Великой Отечественной мало внимания уделяли, а ведь было о чем рассказать: и конвои союзников прикрывали, и немцев к Мурманску не подпустили, и друзей теряли, - сетует Евгения Валентиновна. – Впрочем, было место и улыбке. У них в полку на аэродроме белый медвежонок жил, встречал ребят после вылета.

Летчик Скопинцев, сменивший после войны штурвал самолета на мастерок строителя, умер в 1996 году. Но у его детей отцовские рассказы выкристаллизовались в желание найти Ил-2. Сын Олег, кстати, сам офицер, стал инициатором поиска самолета. За дело взялся поисково-исследовательский отряд «Икар» из города Заозерска. И сегодня в розысках была поставлена точка. Самолет при помощи понтонов подняли с 17-метровой глубины, аккуратно дотащили до мелководья, а потом подъемным краном вытащили на берег. Помощь в организации поисков и подъема оказывали и военные историки, и ФСБ, и Северный флот.

До последнего патрона

- Можно сказать, что этот Ил-2 прошел и огонь, и воду, и медные трубы! – говорит Валерий Чернышов, один из руководителей поискового отряда «Икар». – Огонь в небе над Луостари, вода этого озера и медные трубы сегодняшней почетной встречи.

Из распластанного на земле штурмовика вытекает последняя вода, вперемешку с илом. Кстати, ил и поспособствовал сохранности самолета. Находившаяся в воде кабина и турель заднего пулемета проржавели. А фюзеляж, крылья – в общем, то, что затянуло илом – выглядят, как новые. Правда, со скидкой на вражеский огонь. Посреди левого крыла дыра с кулак величиной от зенитного снаряда, по всей лопасти - строчка отверстий от пулеметного огня. Хвост вообще отвалился.

- В пулемете Владимира Гуменного один патрон остался, до последнего отстреливался, недаром мессер сбил, - говорит один из поисковиков, подвигав взад-вперед турель. – Но немцы тоже грамотно стреляли, знали, куда бить. Видите, поврежден баллон выпуска шасси, потому он на брюхо и садился. Электрику тоже в бою снесло, поэтому Скопинцев не смог выпустить по противнику реактивные снаряды. Так с ними и садился. Чудом парни уцелели…

- Ничего, отреставрируем. Он у нас еще летать будет! – уверен Борис Осетинский, президент Федерации авиареставраторов России.

Теперь Ил-2 отправят в Новосибирск, где его восстановлением займется компания «Авиареставрация».

В пулемете Владимира Гуменного остался один патрон.

В пулемете Владимира Гуменного остался один патрон.

Фото: Алексей БАКУМЕНКО

Теперь Ил-2 отправят в Новосибирск на реставрацию.

Теперь Ил-2 отправят в Новосибирск на реставрацию.

Фото: Алексей БАКУМЕНКО

КСТАТИ

Подробнее о боевых действиях 46-го штурмового авиаполка ВВС Северного флота можно почитать на сайте 46shap.ru Из ветеранов этого подразделения трое, к счастью, еще живы. Это Мельченко Николай Михайлович , Мампория Ливон Иванович и Трегубов Юрий Иванович.

Валентина Скопинцева: - Моего отца обижало, что в советские годы о подвиге североморцев вспоминали редко

Валентина Скопинцева: - Моего отца обижало, что в советские годы о подвиге североморцев вспоминали редко

После реставрации самолет еще услышит команду "От винта!"

После реставрации самолет еще услышит команду "От винта!"

Видео предоставлено телекомпанией Арктик-ТВ