Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество11 июля 2012 22:00

Особенности национального ремонта: Окно привезли не то, а дверь в проем не лезет...

Разбираем истории читателей «КП» вместе с экспертом по защите прав потребителей адвокатом Дмитрием Лесняком [обсуждение]

«Бригада застряла на другом объекте»

Затеяли ремонт на кухне. Заказали покраску стен, потолка и встроенную мебель с установкой. В фирме, где все это оформляли, сразу предупредили, что работы у них навалом и монтаж может немного задержаться. Так и написали в договоре: «По объективным причинам возможно откладывание монтажа на срок до 10 рабочих дней». В итоге все сроки, даже с учетом продления, давно прошли, кухня собрана с ошибками процентов на 75. И когда сборка продолжится - неизвестно, так как, по словам менеджера, бригада застряла на другом объекте. Меня интересует: сколько раз фирма может безнаказанно оттягивать срок окончания работ? И что мне сейчас делать? Можно ли вообще отказаться от всего, ссылаясь на недостатки сборки мебели?

Сергей.

- «Застревание» на другом объекте - не ваша головная боль, а проблемы фирмы-исполнителя, - комментирует Дмитрий Лесняк. - Исходя из формулировки договора, продление сроков ремонта возможно не больше одного раза. А дальше начинается нарушение обязательств, и у вас возникает право на защиту своих потребительских интересов. Причем вы можете предъявлять претензии уже с первого дня просрочки, превысившей тот самый 10-дневный срок «откладывания», который указан в договоре.

Обратите внимание: в подобных ситуациях - когда налицо и недостатки работы, и нарушение сроков - проще и выгоднее предъявлять претензии именно в связи с просрочкой, советует адвокат. Если вы ссылаетесь на дефекты работ - например, сборку мебели с ошибками, - нужно проводить экспертизу, чтобы доказать обоснованность претензий. Это и долго, и дорого. А факт просрочки уже сам по себе дает право вообще отказаться от услуг фирмы и потребовать возврата денег - на основании ст. 28 закона «О защите прав потребителей». Также можно требовать неустойку в размере 3% от стоимости работ за каждый день нарушения срока. Максимальный размер неустойки равен полной стоимости работ.

- В ситуациях, аналогичных случаю Сергея, я бы порекомендовал составить письменную претензию с уведомлением об отказе от исполнения договора, потребовать вернуть аванс и неустойку, исходя из 3% от стоимости работы за каждый день просрочки, - говорит Дмитрий Лесняк.

Не хочешь вникать в договоры и сметы? Тогда лучше делай ремонт сам!

Не хочешь вникать в договоры и сметы? Тогда лучше делай ремонт сам!

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Заказали одно окно - привезли другое

Мы заказали фирме установку пластиковых окон, в итоге выяснилось, что нам установили профиль с другим количеством камер того же производителя. Разница в цене за одно окно получается около полутора тысяч рублей. Фирма готова их компенсировать. Но мы не хотим компенсации - нам нужны изначально заказанные окна! Что делать?

Олег Петрович.

- Конечно, проще всего подобные вопросы решаются, если заказ был конкретизирован письменно, - отмечает адвокат Лесняк. - Тогда вы можете твердо требовать точного исполнения ваших условий.

Если вы договаривались с мастерами лишь на словах, как это нередко бывает на практике, то по закону имеете право рассчитывать на «обычный уровень качества при обычных условиях». Проще говоря, стеклопакеты должны соответствовать стандартным установленным критериям и быть пригодны для использования по назначению. На повышенные условия прочности, комфортности и т. п. здесь рассчитывать уже не приходится.

- В ситуации Олега и других аналогичных случаях о расторжении договора, т. е. полном отказе от услуг фирмы, я бы не говорил, - уточняет Дмитрий Лесняк. - Если недостаток устраним - то есть нужный профиль в принципе изготовить можно, - то по закону исполнитель должен повторно, уже правильно, выполнить работу, тем самым устранив недостаток. Так что рекомендую потребителям выдвигать именно такое требование, предоставив фирме-исполнителю разумный срок - в среднем примерно такой же, как при первоначальном заказе.

На заметку: ссылайтесь на ст. 29 закона РФ «О защите прав потребителей».

ВАЖНО

Как правильно заключить договор на поставку стройматериалов

Советует адвокат Олег Сухов

1. Не полагайтесь на заверения сотрудников компании о том, что «мы всегда так делаем - никогда проблем не было» или «мы со всеми заключали такой договор - вам первым он не понравился». Во-первых, это, очень вероятно, неправда. Во-вторых, вы имеете полное право требовать, чтобы договор учитывал ваши права и был составлен по закону, а не «исходя из сложившейся в компании практики».

2. В договоре обязательно должны быть четко прописаны те товары, в том объеме, того образца, качества и спецификации, которые вы намерены приобрести и оплачиваете.

3. Должны быть также прописаны сроки исполнения обязательств - четко и однозначно.

4. Должна быть указана конечная стоимость товара и порядок ее оплаты.

5. Договор должен содержать внятные положения о том, в каком случае он будет считаться исполненным, т. е. кто, куда и при каких обстоятельствах должен поставить товар и как передать его.

6. Иногда очень важно прописать, кто именно должен исполнять договор, с использованием каких агрегатов, механизмов, транспорта, техники.

7. Обязательно определяйте размер пени (неустойки), которая подлежит выплате в вашу пользу при неисполнении договора. Убытки, которые весьма ощутимы для вашего кошелька, если обязательства исполнены халтурно, в суде доказать или очень сложно, или невозможно. А пени доказывать нет необходимости, она просто взыскивается судом в вашу пользу и окупает ваши убытки.

ВОПРОС В ТЕМУ

Осталась лишняя плитка - как сдать ее в магазин?

Мы делали ремонт, купили настенную и напольную плитку для балкона. Неизвестно по чьей вине - то ли продавца, то ли прораба - произошла «нестыковочка» в расчетах, и у нас осталось 15 лишних, невскрытых коробок плитки. В договоре, заключенном при покупке, написано, что возврат товара возможен в течение двух месяцев, а у нас прошло два с половиной, так как ремонтные работы велись очень медленно и до укладки плитки дело дошло только сейчас. Можно ли вернуть 15 невскрытых упаковок? Это ведь немалые деньги.

Ирина.

- Вообще-то во избежание таких ситуаций желательно, перед тем как заказывать ремонтные работы, составлять смету и вносить в нее перечень и объем необходимых материалов, - советует Дмитрий Лесняк.

В целом, что касается возврата не подошедших (в том числе лишних) строительных материалов, нужно иметь в виду, что по закону не подлежат обмену и возврату качественные строительные и отделочные материалы, отпускаемые на метраж. Остальные, проданные иным способом, можно вернуть продавцу в течение 14 дней (если бОльший срок не установлен самим продавцом).

Так что нужно уточнить: как продавалась плитка? Если метрами, то - строго по закону - продавец не обязан принимать ее обратно. Если же плитку или другие стройматериалы вам продавали готовыми упаковками, то в течение двух недель вы имеете право обменять или вернуть такой товар.

В ситуации Ирины, когда прошло уже больше двух недель и даже больше двух месяцев, добровольно установленных продавцом, уже нельзя настаивать, чтобы магазин принял плитку. Можно лишь попытаться уговорить, чтобы эту плитку у вас взяли обратно на каких-либо условиях, выгодных для продавца, - например, в обмен на другой товар или по сниженной цене (чтобы вы могли получить хоть какие-то деньги).

А вот если бы удалось доказать, что лишняя плитка куплена из-за неправильных расчетов прораба (при условии, что эти расчеты указаны в смете), то можно было бы требовать, чтобы строительная фирма возместила такие убытки, возникшие по ее вине.

БДИ!

Деньги под расписку - все равно что на ветер

- Самый типовой вариант разводки при ремонте - оплата из рук в руки еще до начала работ без оформления каких бы то ни было документов, - предупреждает Дмитрий Лесняк. - На практике это оборачивается тем, что доказать что-то и предъявить претензии в случае недостатков и при просрочке ремонтных работ совершенно невозможно.

Кстати, не намного надежнее и обычная расписка, где указывается лишь факт получения денег (неизвестно за что!) либо, как правило, фигурирует не фирма, с которой потом можно спрашивать за дефекты, а лишь исполнитель Иван Иванов. А его попробуй еще потом найди и добейся компенсаций...

- Единственная форма оплаты, которая будет принята во внимание в суде, - это кассовый чек или платежное поручение оплаты через банк, - поясняет адвокат Лесняк.

А у вас какой опыт ремонта?