Премия Рунета-2020
Пермь
+6°
Boom metrics
Общество4 сентября 2012 13:40

Девятнадцать бабушек, с которыми чиновники не знают что делать

Дом престарелых в Губахе закрыли, а старушек бросили на произвол судьбы [видео]
Источник:kp.ru
Бабушкам в приюте хорошо, каждая живет в отдельной комнатке. Пусть небогато, но уютно и все уже по-родному.

Бабушкам в приюте хорошо, каждая живет в отдельной комнатке. Пусть небогато, но уютно и все уже по-родному.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

В губахинском поселке Углеуральский, в местном доме престарелых, который закрыли три года назад, живут девятнадцать бабушек.

Весь немногочисленный персонал давно сократили, отключили телефон, а что делать с жильцами (некоторые даже не ходят) - так и не решили.

Но старушки приспособились и сами организовали свою жизнь. Скинулись по сотке на вахтера, чтобы не страшно было спать ночами, исправно - по тысяче с копеечной пенсии - платят за коммуналку, сами себе вызывают «Скорую», бегают в магазин…

Но недавно в размеренной жизни губахинских старушек грянул гром. Чиновники вдруг опомнились: дом престарелых-то закрыт, а бабушки в нем живут - непорядок, надо расселять. Но старушки чуть не в ноги к ним бросились: не выгоняйте нас, Христа ради, дайте помереть спокойно.

После долгих уговоров чиновники, на удивление, прониклись и теперь хотят поступить с бабушками по-человечески… Но как и что делать - никто не знает.

ДУШЕВУЮ КАБИНКУ БЕРЕЖЕМ, А ТО ИЗНОСИТСЯ БЫСТРО

Огромное двухэтажное здание бывшей школы, которое 8 лет назад переделали в социальный приют для одиноких стариков, кособочится на центральной улице Углеуральского.

В дверях мы знакомимся с 79-летней бабой Валей. Она приглашает нас в комнатку для гостей, именуемую «красным уголком».

Принюхиваясь к кухонным запахам - у кого-то из бабуль сегодня на обед жареный минтай - располагаемся на стареньком диванчике. Ремонта стены не видели со времен царя Гороха. Штукатурка полопалась, обои местами свисают клочьями... Но старательные 80-летние «школьницы» как могли создавали уют: все отмыто - оттерто, прикрыто расшитыми салфеточками, яркими подушечками и цветочными горшками.

- Я тут уже восемь годков живу, - усаживается на скрипучий диван Валентина Ивановна. - Как свой дом изветшал, так сюда и переселили (большинство старушек попали сюда так же. - Ред.). Сначала сказали, что временно, пока очередь на отдельную площадь не подойдет, да так и прописалась. Муж 33 года назад умер, дочь на Украине, сын здесь, в Губахе, но к нему не пойду - у него своя семья, я им только лишняя буду.

- Меня тоже сюда переселили из ветхого дома, - присоединяется к разговору еще одна жиличка, Людмила Николаевна. - Я 28 лет в торговле отпахала, а пенсию всего пять тысяч рублей заработала. Мужа нет, а сын мой далеко, в Набережных Челнах. Троих детей воспитывает, некогда ко мне ездить, хотя все обещает...

Вообще соседствуют старушки мирно, и разъезжаться друг от дружки не хотят. И их можно понять. Несмотря на убогость коридоров, каждая живет в отдельной уютной комнатке.

- Куда это мы поедем? - возмущаются бабульки. - В другой спецдом, где про трое жить? Нет, тут мы каждая по отдельности.

Комнаты выглядят небогато, но чисто. На дверях бумажные именные таблички. Внутри - старые комодики, просевшие стульчики, столы, застеленные прошлогодними газетками.

Когда лето - можно на лавочке посидеть. Зимой скучно, даже единственный телевизор бабушки не включают.

- Когда его поставили в красном уголке, мы спорили - кому новости надо, кому сериалы, - рассказывает нам одна бабуля. - Я соседке своей говорю: у тебя ж свой телек есть, иди и смотри что пожелаешь. Так нет - счетчик же ейный мотает, жалко. А тут общественный - его не жалко. В общем, решили мы этот телек вообще не включать, чтоб не переругаться.

Отдельная и самая любимая тема для разговора - кто сколько пенсии получает и сколько за коммуналку отдает. Пенсии у бабушек такие - молодежь в Перми за ночь в клубе раза в два больше оставляет. Пятую часть приходится выкраивать на коммуналку, вот и экономят - свет не жгут, воду лишнюю не льют.

- Зима скоро, а у нас крыша течет до первого этажа, - жалуются нам бабушки. - И вентиляция не работает. Ребята к нам тут из Перми приезжали, волУнтеры, - утерли нос нашим начальникам. Мы же без горячей воды жили, а они нам и кабинку, в которой мыться стоя можно, поставили, и ремонт в ванной комнате сделали. Но кабинку эту мы пока не пользуем, бережем. Жалко же, износится быстро.

ЭТО НАС ШОЙГУ ЗАЩИТИЛ

Несчастья начались три года назад.

- Приехали три женщины из Перми и решили, что дом наш вообще расселить надо, а нас по другим приютам отправить, - наперебой рассказывают пенсионерки.

Сначала, вспоминают бабушки, сократили медицинского работника. Потом прачку, заведующую и техничек, отключили телефон и вывезли всю технику - музыкальный центр, ксерокс, все обогреватели, фотоаппарат. А старух так и оставили…

Почему? У бабушек на это есть своя легенда:

- Нас по телевизеру в Москве показывали, так Шойгу в нем сказал: нечего пожилых трогать, пусть живут как живут. Так мы здесь и остались. Никому не нужные. У нас одна бабушка как-то пошла в лес сморчки собирать и пропала. Девятый год уже собирает… Нас ведь раньше 34 человека было, сейчас 19 осталось.

Бывший дом престарелых, из которого бабушки не хотят уезжать.

Бывший дом престарелых, из которого бабушки не хотят уезжать.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

ГОВОРЮ НА ДИКТОФОН: БАБУШЕК НЕ ОБИДИМ

На самом деле вся коллизия заключается в том, что бабушки действительно живут в помещении бывшей школы незаконно, хотя большинство имеет здесь прописку.

Этот социальный приют для одиноких стариков в Углеуральском открыли еще в 2004 году. Старые частные дома этих старушек грозились вот-вот сложиться, а родных, кто приютил бы, никого. Несчастных стариков и собрали в одном месте - в школе, классы переделали в комнатки. Но... Чиновники не перевели школу в жилое помещение, хотя и прописали там людей. Вот и выходит, что дом престарелых - вне закона.

В 2009 году в Углеуральский нагрянули проверяющие из Перми, обнаружили эту историю, ахнули и велели срочно дом закрыть, а стариков расселить. В итоге проверяющие уехали, дом официально закрыли, персонал сократили. Уже собрались было и путевки старикам в другие приюты выписывать, но... Старушки заняли глухую оборону: не поедем мы никуда, дайте здесь спокойно помереть. На них рукой махнули.

А этой весной по новым законам дом престарелых передали с баланса Губахинского района на баланс поселения. И обязали местных чиновников решить все-таки вопрос с бабулями. Те опять подняли шум, о несчастных узнали журналисты. А Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Халатность» в отношении неустановленных чиновников.

И что теперь?

Едет в администрацию. К главе района – председателю Земского Собрания Губахинского муниципального района Александру Борисову. Нас встретил молодой мужчина с широкой улыбкой и, на удивление, с огромным желанием объясниться.

- Слушайте, ребята, я не знаю, из чего раздули эту ситуацию, - удивляется Александр Борисов. - Мы решаем вопрос. Никого мы выселять не будем - это нереально и нецелесообразно. И ремонт обязательно сделаем. Я вам под запись говорю: бабушек не выселим и не обидим.

- Если все решаемо, почему возбудили уголовное дело? Следователи, например, считают, что это было незаконно: помещение нежилое, а плату со старушек за коммуналку брали по полной программе.

- Я лично проверял эти квитанции: техническое обслуживание не взимается, только расходы по воде, теплоснабжению и электроэнергии. А вот когда здание переведут в жилое, коммуналка будет уже выше – 2 - 3 тысячи. Следственный комитет разберется, там компетентные люди работают. Но я чиновников обвинять и осуждать не могу. Вот идет глава поселения на работу, видит: на крылечке сидит бабушка с котомкой, которую дети выгнали из дома, а квартиру пропили. Куда ее девать? Вот привел он бабушку в это дом, и что, теперь его за это сажать? Конечно, оправдываться тоже неправильно. Сначала чиновники с нарушениями заселили в нежилое помещение людей. Потом сняли патронаж, а людей оставили. Теперь тянут время, оформляя все должным образом. Вопрос нужно решить мудро и справедливо. Тех, кому нужна опека, переселить в специализированные учреждения, а к тем бабушкам, которые останутся, не селить асоциальных граждан, как иногда бывает в других домах престарелых. Так мы и поступим.

Ну что же, может этот тот редкий случай, когда чиновники хотят поступить по совести. Хотя, надо признать, мало у них остается вариантов после шумихи, которую подняли журналисты. Но это не важно. Лишь бы слово сдержали. Обещали, что решат вопрос со старушками до ноября.

ЗВОНОК ПОЖАРНЫМ…

Мы подумали: а если пожар? Как беспомощные старики будут спасаться? Ни одного огнетушителя, к примеру, в приюте мы не увидели.

- Когда до 2009 года этот дом престарелых еще работал официально, мы, конечно, его проверяли, - рассказал «КП» старший дознаватель 8-го ОНД Губахинского муниципального района Евгений Карасев. - Выносили свои предписания, администрация принимала меры. Когда статус соцприюта был утрачен, пожарные перестали курировать помещение. Нет оснований.

…И СЛЕДОВАТЕЛЕМ

Следователи считают, что долгое время нарушались права и законные интересы пенсионеров, и возбудили уголовное дело по статье «Халатность».

- Дело пока расследуется в отношении неустановленных лиц администрации, - сообщил и. о. руководителя Губахинского МРСО следственного управления СКР по Пермскому краю Константин Семенов. - Мы затребовали все документы, изучаем и выясняем, какую цель преследовали чиновники, поселив престарелых людей в здание, не предназначенное для жилья.

В прокуратуре Губахи тоже назначены дополнительные проверки.

- Если действовать в рамках закона, мы должны оспорить законность заключенных договоров социального найма и, по идее, выселить людей, - говорит прокурор Губахи Анатолий Лаврентьев. – Но, соблюдая закон, мы нарушаем интересы граждан, которые по Конституции РФ имеют право быть обеспечены жильем. Нужно искать выход, и как можно скорее.