Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Дом. Семья4 сентября 2012 13:38

«Синдром 7 сентября»: Первоклашка уже не хочет в школу. Как быть?

Праздник в школе закончился, пришли трудовые будни. С какими трудностями сталкиваются первоклассники, обсуждаем с педагогами и психологами
Источник:kp.ru
Праздник в школе закончился, пришли трудовые будни.

Праздник в школе закончился, пришли трудовые будни.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Почему ребенок больше не хочет идти в школу

ПРОБЛЕМА:

Некоторые психологи называют это «синдромом 7 сентября». Первоклашка попробовал каждый день походить в школу, но атмосфера праздника закончилась, начались трудовые будни, и это уже не так весело. Учительница за руку не берет, сидеть нужно на нескольких уроках подряд, на переменке не бегать, конфликты с новыми одноклассниками решать самому. «Я тут подумал, мам, я больше не пойду в школу» - частенько решают первоклашки.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

1. Хвалить. Ваш школьник – молодец, потому что теперь может читать, может писать, потому что отлично рисует, и ему жутко идет школьная форма.

2. Подчеркивать ценность знаний, находить плюсы во всем, что связано со школой. «Здорово, что у вас спортивный зал есть, научишься подтягиваться!» «Классно, что ты английский теперь учишь, сможем перевести твою любимую песенку»… Почаще вспоминайте о том, что вашему ребенку в школе нравится.

3. Не говорить, что школа – это работа школьника. И что ходить туда нужно через не хочу. И уж точно не приводить в пример свою ненавистную работу: «Ты думаешь, я на работу ходить хочу? Нет, конечно, а хожу ведь!» Нет! Наоборот, подчеркивайте, что школа и новые знания – это интересно, что работа – это интересно! А школа – это важное, взрослое дело.

4. Рассказывайте веселые истории из своего школьного детства. Покажите фотографии, вспомните, как вы учились писать буквы, учительницу свою вспомните, про друзей расскажите.

5. Если ребенку трудно сойтись с одноклассниками, помогите ему. Пусть он детей чем-нибудь угостит, пригласите кого-то из ребят в гости, зайдите в школу и поболтайте с детьми из класса своего чада. Заодно и много полезной информации получите.

6. Говорите о предстоящем учебном дне. «Завтра ты пойдешь на рисование, интересно, что вы там будете делать? Принеси обязательно рисунок домой!»

7. Проигрывайте сложные ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в школе. Двое ребят хотят занять одну и ту же парту, учитель не спросил, хотя первоклашка мечтал ответить, кто-то отнял карандаш, ребенок потерял куртку в раздевалке. Все эти ситуации можно отрепетировать с помощью плюшевых игрушек или кукол, или машинок, или просто разыграть по ролям.

8. Некоторые психологи используют такой прием: выстраивают путь к детской мечте от конца к началу. Примерно так: ты кем хочешь стать? Космонавтом? Для этого нужно выучить все о космосе и научиться управлять космическим кораблем, а для этого нужно институт закончить. А перед институтом нужно 11 лет в школе проучиться, все важное узнать. Вот как здорово! Ты уже начал шагать навстречу своей мечте.

9. Не шутите, что школа – это ад, не рассказывайте в красках, как в детстве вы ненавидели рано вставать, как ваш портфель вытряхивали на перемене, какие гады учителя и так далее. Родитель – главный пример для ребенка. Как вы, так и он! Ваши слова – его правда!

ПРОБЛЕМА:

Не хочет в школу, потому что еще маленький.

Сейчас многие родители стараются посадить свое чадо за парту как можно раньше. Кто-то хочет, чтобы их ребенок был самым ранним и самым развитым. Мамы и папы мальчиков волнуются, что наследник загремит в армию, и стараются сэкономить год. Некоторые еще смотрят по старой традиции – зубы сменились – значит, к школе готов. Но все-таки лучше посоветоваться с психологом. Ребенок может уметь читать, писать, считать, но эмоционально он еще незрелый. Ему будет трудно в первом классе, он будет делать все медленнее всех, будет переживать из-за своей неуспешности. И это сделает его неуверенным в себе.

Другая проблема неготовности – ребенок еще не доиграл. Он приходит в школу не учиться, а общаться с ребятами. На уроках ему хочется поболтать, порисовать, подраться. И хорошо себя чувствует в школе он только на переменах.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Обязательно посоветоваться со специалистом. Если нет возможности сходить на консультацию к психологу, поговорите с учителем. Некоторые учителя даже советуют забрать ребенка из школы и подождать еще год. Ничего страшного в этом нет.

ПРОБЛЕМА:

Подросток не хочет ходить в школу, потому что его там дразнят, не любят, травят, учителя придираются.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Это важная проблема, и ее нельзя пускать на самотек. Родителям обязательно нужно выяснить, где правда. Поговорить с учителем, сходить на консультацию к психологу, последить за ребенком. С одной стороны, школьник может сгущать краски. Ваша задача выяснить, почему. Но с другой, одноклассники действительно могут быть жестокими. И ваша задача – разобраться, почему вашего ребенка обижают. Тут важно не оставить чадо в одиночестве, не бросить со словами «сам выплывай». Подросток должен знать, что у него есть тыл, что за него заступятся, что ему помогут. В крайнем случае, стоит даже перевести наследника в другую школу.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Современные первоклашки уверены, что и без школы все знают!

Светлана Леонидовна НЕКРЫЛОВА, завуч начальной школы №1251 с углубленным изучением французского языка:

- К нам на собеседование перед записью в школу детки приходят и говорят: «А я уже все знаю. Читать умею, писать умею, английский в детском саду уже выучил». Мы тогда стараемся ему «еще что-то» предложить, например: «А у нас в школе французский язык выучи» Современные дети приходят в первый класс с уверенностью в том, что они уже все знают. Обычная история, когда первоклашка не тянет руку на уроке: «Другие вот хотят отвечать, пусть и отвечают, а я просто посижу», или «зачем я буду учительнице рассказывать про буквы, она же и так все знает!»

На уроках с первоклассниками мне постоянно приходится объяснять, что зачем нужно. Мы проходим периметр, слово для них непонятное. Зачем нам это учить? Вы хотите, чтобы у вас был загородный дом? Хотите. Вот вам нужно знать периметр своего дома, чтобы рабочие, которые будут вам счета приносить, не насчитали неверную сумму. Вы будете покрывать лаком пол и красить стену, вы должны знать периметр. Будем изучать? Будем. Зачем нужно измерять диаметр, радиус? Трубы, шурупы. Можно заинтересовать только полезностью! Таблицу умножения тоже учим на примерах – колеса у машин. На деньгах современные дети вообще отлично считать учатся.

Секции в первом классе – это лишнее

На многих деток-первоклашек ложится слишком большая нагрузка. Родители отдают начинающих учеников еще и в музыкальную школу, и в другие секции. А для детей это слишком большая нагрузка.

- Когда я беру первый класс, просто умоляю родителей не нагружать детей секциями, - говорит завуч Светлана Леонидовна. – Для деток это труд шахтера. Кроме того, важно соблюдать режим дня, важно, чтобы ребенок высыпался, чтобы ложился спать рано, а не делал уроки полночи. Когда школьник ложится спать в 12 часов ночи, на следующее утро учителю с таким учеником делать нечего. А когда накапливается усталость, появляется нежелание ходить в школу. Так что секции постарайтесь отложить, и в первом классе оставить только обучение в школе. Иногда педагоги и психологи предлагают родителям записать чадо в музыкальную школу, особенно если есть проблемы с моторикой. Но даже музыкальная школа должна быть «для себя», без фанатизма, без конкурсов и сложных экзаменов. Однажды ко мне подошла ученица со словами: «Светлана Леонидовна, поговорите с моими родителями, я так устаю! У меня теннис, танцы, музыка, я так не могу!» А родители отвечают на это: «Да что вы, дети не устают, их вечером спать не уложишь!» А ведь не уложишь именно потому, что они слишком сильно устали. Это перевозбуждение. И тут нужно расслаблять, успокаивать – почитать, массаж сделать.

Начало учебы – это стресс

Анна ПОРТНОВА, главный детский психиатр Москвы:

- Советы родителям такие: соблюдать режим, укладывать спать пораньше, как можно больше гулять с детьми. Наши дети совсем не гуляют, в а ведь движение на свежем воздухе позволяет насыщать мозг кислородом. И поменьше занятий, помимо школы. Если ребенок не справляется с нагрузками физически или эмоционально, он попадает на прием к специалисту. А родители удивляются: «До школы все было нормально, а как пошел учиться, начал ночью просыпаться, писаться, бояться всего на свете, слушаться перестал, нервный, агрессивный»… А это ведь все стресс. День ребенка расписан по минутам, а ИГРАТЬ некогда. Родителям нужно помнить о том, что ребенку необходимо играть, с игрушками, а не на компьютере. Первоклашка любопытный, он будет стараться объять необъятное, и именно родители должны дозировать нагрузку, чтобы не довести до выгорания, стресса.

Dolce vita на ВВЦ

Там проходит международный «Фестиваль сладостей»

Все, кто придет на праздник вкуснятины, смогут увидеть, как из прозаических продуктов зарождаются самые изысканные кондитерские шедевры, мороженое, шоколад. Конечно же, такое событие не обойдется без дегустации. Попробовать можно почти все! Участвуют в фестивале представители разных стран: Японии, Германии, Украины, Франции, Швеции. Каждый приготовил для гостей свое фирменное лакомство.

В рамках фестиваля проходят еще две специализированные экспозиции: «Кофе и напитки» и «Медовый салон». На первой гостям предложат попробовать кофе разных сортов, а также морсы и лимонады. Задуман и специальный мастер-класс по завариванию чая и кофе: желающих научат правильно готовить эти ароматные и тонизирующие напитки. А на «Медовом салоне» можно приобрести лучший мед со всей России.

ВВЦ, ст. м. «ВДНХ», проспект Мира, 119, павильон № 69.

6 - 8 сентября с 11.00 до 19.00.

9 сентября с 11.00 до 16.00.

Цена билетов 50 руб.