Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество6 октября 2012 20:59

Умерла муза Юрия Визбора

Солнышко - так называли Аду Якушеву, одну из самых тонко чувствующих исполнительниц российской авторской песни
Источник:kp.ru

Сначала оговорка: я по-прежнему думаю, что про таких людей писать нельзя. Лишнее. Их надо просто слушать. Это - лучшая память. Но сейчас прочел у коллег: «Скончалась первая жена Юрия Визбора - исполнительница бардовской песни Ада Якушева» и от злости полез на стенку. Она не «исполнительница», она сама – бардовская песня.

И еще это – «первая жена Визбора»… с расчетом, что вроде бы упоминание имени знаменитого барда и киноактера придаст больше веса умершей, вроде бы без этой подсказки мы и не вспомним, кто она такая, и как велика эта самая Ада Якушева.

Ой, ребята, не придется ли нам годы спустя писать «Юрий Визбор - первый муж Ады Якушевой»? Время так причудливо расставляет приоритеты…

Да, песен у нее меньше. Намного. Да, последние из них написаны тогда, когда родились многие из тех, кому скоро на пенсию. Но скажите: если вы испытываете озноб от чтения строк «Белеет парус одинокий…», играет ли для вас роль тот прискорбный факт, что написаны они почти двести лет назад? Вдобавок, человеком, от которого осталось стихов – шиш да маленько? Думаю, нет.

И я не передергиваю. Я и правда думаю, что эти два имени сопоставимы. Даже при том, что поэзию того парня остановила злая пуля-дура, а песни этой… не знаю. Могу только догадываться.

«Адель, падучая звезда,

Ты ярче прочих звёзд горела,

Они мерцают постарело,

А ты умолкла навсегда.

Критерий истинности – смерть.

Адель, падучее светило,

тебя надолго не хватило,

а мы все вертим круговерть».

Дмитрий Сухарев посвятил эти строки Якушевой много лет назад, а не сегодня, как можно было бы подумать. Но вот – его сегодняшнее «На смерть поэта», только в прозе:

- Для классификаторов, каждый из которых называет кто тройку, кто пятёрку, кто семёрку великих бардов, Якушева как бы не существует, а на самом деле по важнейшим параметрам эти "великие" ей в подмётки не годятся.

…Кстати, о подметках. В девяностых, помню, захотелось мне написать цикл заметок про наших бардов-ископаемых, реликтов великой шестидесятнической эпохи. (Тогда я был уверен, что про них писать надо…) Побывал и у Якушевой. Помню прокуренную кухню, валяющиеся кругом магнитофонные кассеты (и не только с записями бардов – Ариадна Адамовна по профессии была радиожурналист, как и ее оба мужа, Юрий Визбор и Максим Кусургашев). И вот Якушева сидит себе, глядит гоголем, прихлебывает кофе, про свое творчество беседовать не желает («ну, я вас умоляю!»), а желает болтать про детей, внуков и прочих домашних любимцев. Да и ради бога: поддерживаю разговор. Но все не могу отстраниться от ситуации. Вот представьте себя на моем месте: я разговариваю с классиком. С человеком знаменитейшим в свое время, который умудрился, учась в МГПИ (как его называли – Московский Государственный Поющий Институт) вместе с Визбором и Кимом, выделяться творчеством даже среди них, и не только потому, что - баба с гитарой. Но песни-то ее остались в далеком прошлом! И то были песни счастья, песни, которые поются не связками, а всем существом: телом, душой, ливером, - из чего там еще состоит человек?.. Как вдруг – они закончились. Баста, синьора. Краник перекрыт, вода не то, что не хлещет, - не капает.

А тут передо мной сидит на захламленной творчеством кухне и хлещет кофий абсолютно счастливый человек.

С чего ты счастлива-то? Ась?

Это выглядело страшным контрастом применительно к другому великому барду, чье имя гремело в конце семидесятых - начале восьмидесятых на всю страну. Незадолго до Якушевой я явился к нему, точно так же сидел на кухне и слушал плохо сдерживаемую жалобу на жизнь, на то, что ушел стих, и проч. и проч.. Периодически забегала жена и подбадривала его: «Но ты же NN!» И он послушно кивал головой: «Да, я - NN…» (Помните: «Я - Велюров!..»?) Клянусь, не вру! И вот тогда я задумался: а как они могут жить после ТАКОГО успеха? На него ж подсаживаешься, как на героин. Кончается – камень на шею и бегом к водоему. Ну, с NN ясно: он жалуется и хнычет, такой у него теперь способ существования. А Якушева?

Теперь думаю: она просто не знала, что она великая. Можно сказать: не она придумывала свои песни – они придумали ее. А она просто жила. И однажды не песни закончились, а просто жизнь ее пошла другим путем, не менее счастливым, но - другим.

«Адель, какую платим цену

За счастье петь! —

Звездою пасть,

Сгореть, скатиться с небосвода.

Адель, какая несвобода,

Когда строку диктует страсть!»

Пять лучших песен Ады Якушевой:

«В речке Каменной бьются камни…»

«Ты – мое дыхание…»

«Вечер бродит по лесным дорожкам…»

«Да обойдут тебя лавины…»

«Мой друг рисует горы...»

«Здравствуй…»

Ада Якушева

Здравствуй, это главное - ты здравствуй!

Главное - ты будь, хоть как-нибудь,

Будь ежесекундно, ежечасно,

Ежедневно, неизменно будь!

Будь глазами кораблям упрямым,

Рельсами упрямым поездам,

Будь геологу искомым камнем,

Мною будь, когда со мной беда.

Будь, прошу тебя, в простом и сложном,

Будь, прошу тебя, - в этом суть.

Будь, прошу тебя, покуда сможешь,

А когда не сможешь - тоже будь.

Крыльями, взметнувшимися в небо,

Пением посадочных полос

Будь, прошу тебя, повсюду, где бы

Быть тебе сегодня ни пришлось.

Здравствуй, лучший день твой, лучший вечер,

Лучший слог в разгоряченном лбу.

- Здравствуй! - говорю тебе при встрече.

А теперь при встрече крикну: "будь!"

Будь, прошу тебя, в простом и сложном,

Будь, прошу тебя, - в этом суть.

Будь, прошу тебя, покуда сможешь,

А когда не сможешь - тоже будь.

Крыльями, взметнувшимися в небо,

Пением посадочных полос

Будь, прошу тебя, повсюду, где бы

Быть тебе сегодня ни пришлось.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Москве скончалась первая жена Юрия Визбора - исполнительница бардовской песни Ада Якушева

Только у нас: первое исполнение стихотворения, которое Ада Якушева написала для своей внучки. Ее внучка рассказывает, что у бабушки наверняка еще был где-то тайный архив! [аудио]

ВАЖНО!

Уважаемые читатели! В коллекции Комсомольской правды в 2010 году вышел диск с авторскими песнями Ады Якушевой - и его можно приобрести и послушать!

«Вечер бродит по лесным дорожкам» будут петь и через сто лет

Тележурналист Андрей Павлов и спецкор «КП» Ярослава Танькова в статье, посвященной выходу диска, рассказали о своем любимом авторе-исполнителе:

- Сели писать и с удивлением поняли, что писать о ее творчестве что-то серьезное просто не хочется. Да, слова знаем. Петь любим. А вот разбирать живые песни, прикалывать их к листу бумаги, как бабочек... Какую рецензию дать пению птиц? Ну да, фраза пафосом попахивает. Просто по-другому не скажешь. Помните начало «Иронии судьбы»? «Когда человек поет? - Когда счастлив!»

Наверное, так оно и было давным-давно у Ады Якушевой (Ариадны Адамовны Кусургашевой), первой жены Визбора, выпускницы МГПИ им. Ленина, аббревиатуру которого в свое время расшифровывали как Московский государственный поющий институт (на самом деле, конечно же, не «поющий», а «педагогический»).

Маленькое отступление: вот кто объяснит такой феномен - каким образом талантливые люди, словно грибы вокруг грибницы, скучковались в 60-х вокруг рядового педвуза? Одних бардов в МГПИ в тот период училось целое созвездие - Вахнюк, Визбор, Ким, Богдасарова, Красновский, Якушева. А были еще режиссер Фоменко, писатель Коваль, певец Яковенко... Что-то мы не слышали, чтобы подобное случалось, скажем, в МГУ - в любые года. ( ЧИТАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ)