Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество16 января 2013 11:18

Почему учителям некогда учить детей?

Поможем президенту в борьбе с бюрократизмом в образовании.

Вчера на пресс-конференции, впервые на моей памяти, президенту были заданы вопросы о бедственном положении в системе школьного образования. Услышав в вопросе о большом количестве бумаготворческой работы учителей, президент удивился этому факту, высказал свое неприятие к написанию всевозможных планов и отчетов и поручил разобраться, так ли это на самом деле. Я решил внести свой посильный вклад в борьбу с бюрократическим идиотизмом, парализующим реальную работу учителя.

Когда я заканчивал школу (1983 год) и когда начинал в ней работать учителем (1988 год), школой руководили директор и три завуча (старших классов, младших классов и по воспитательной работе). В школе работала секретарь (ОДНА) у которой была печатная машинка (ОДНА). Бухгалтера в школе не было, он находился в роно, обслуживая пять - шесть (а может, и больше) школ.

Сейчас в каждой школе 4 - 5 завучей, 2 - 3 секретаря с самой современной оргтехникой, 1 - 2 бухгалтера, не считая относительно недавно появившихся в школе социального педагога и психолога, основная работа которых также сводится к составлению всевозможных отчетов. Очень часто секретарские функции выполняют еще и лаборанты кабинетов физики и химии, так как опыты во многих школах давно не показываются, а лабораторные работы проводятся формально. Легко посчитать экономию, которую можно получить в Год бережливости за счет сокращения школьного планктона в масштабах страны.

Кстати, несмотря на большое количество работников школы, занимающихся исключительно бумажной работой, резко возросло количество документов и справок, заполняемых непосредственно учителем.

Еще в конце 90-х годов учитель заполнял классный журнал, в котором записывались темы уроков и выставлялись оценки. В журнале также были: список класса, листок здоровья учеников (его заполняла медсестра), сведения о спортивных секциях и кружках, в которых занимаются ученики, сведения о родителях. От учителя также время от времени требовали в отдельной тетради написать план воспитательной работы и поурочное планирование, что вызывало недовольство учителей. Бессмысленный всеобуч был всегда (бессмысленный потому, что никогда не решал никаких реальных проблем). Все, больше ни одной бумажки, справки, документа от учителя не требовалось, а учителя считали, что у нас засилье бюрократии.

Сравним это с тем объемом бумажной работы, который выполняют учителя теперь.

Итак:

1. Объем работы с классным журналом возрос. Теперь там еще необходимо фиксировать работу классного руководителя и проверку тетрадей.

2. Составление календарно-тематического планирования.

3. План воспитательной работы (с анализом проведенной работы, ожидаемыми результатами, характеристикой класса и т.п.).

4. Дневник классного руководителя (его надо оформлять в специально закупленном журнале от руки), в котором дублируется информация из классного журнала. Еще одна копия делается для завуча.

5. Анализ пропусков занятий для всего класса (сводная ведомость): по болезни, по заявлению родителей, оздоровление, освобождение, медосмотр, без уважительной причины.

6. Анализ проведенной работы с учащимися и их родителями, имеющих пропуски без уважительной причины.

7. Календарно тематическое планирование по факультативам со сбором заявлений на факультатив от родителей учеников. Список учеников класса, посещающих факультативы. Записывается в журнал, в дневник классного руководителя и один экземпляр составляется для завуча.

8. Анализ успеваемости учащихся.

9. Календарно-тематическое планирование по стимулирующим и поддерживающим занятиям. Темы выбирались учителем в зависимости от знаний и успеваемости детей.

10. В начальной школе ведение тетрадей самооценки учеником и оценки знаний ученика учителем по изобразительному искусству, физической культуре, трудовому обучению, музыке.

11. На каждого ребенка в 1-м классе (на все четыре года) заводится лист-график учебных достижений и в конце каждой четверти отмечаются уровни, которых достиг ребенок по каждому предмету, и выстраиваются графики.

12. В начале учебного года создаются технологические карты выявления качества обучения учащихся по каждому предмету. В этой карте фиксируются знания и умения, которые ученик должен приобрести в течение года, и оценка усвоения этих знаний и умений.

13. Информация о достижениях учеников за прошедший учебный год (участие в конкурсах, олимпиадах, призовые места как в школе, так и вне ее).

14. Анализ по итогам повторения по устранению пробелов знаний прошедшего учебного года и выводы к этому анализу.

15. Сводная ведомость оценок за четверть. Рассчитывается средний балл ученика и его рейтинг. Записывается в журнал, в дневник классного руководителя и один экземпляр - завучу.

16. Отчет о проведенном родительском собрании. Кстати, на родительском собрании учитель обязан: поблагодарить родителей за ремонтные работы и спонсорскую помощь, объяснить родителям необходимость питания детей в школе, объяснить родителям их ответственность за поведение детей в школе и за ее пределами, за внешний вид ученика, за опоздания и так далее.

17. Уровень обученности учащихся класса с распределением учащихся по уровням обученности.

18. Информация об учениках высокого уровня.

19. Информация о неаттестованных учащихся.

20. Отчет о питании учащихся в школе, сбор денег на него и контроль за тем, как ученики съедают то, что они оплатили.

21. Оформление документов для военкомата за подписью представителя военкомата.

22. Сведения о желании детей сделать прививки от ветряной оспы и гриппа.

23. Составление акта посещения семей с целью выяснения условий проживания ребенка.

24. Составление акта посещения семей с целью проверки наличия пожарных извещателей, исправности печного оборудования и т.п.

25. Акт посещения семьи еще с какой-нибудь выдуманной чиновниками целью. Это настолько интересно, что его образец стоит привести полностью. Курсивом выделен текст, который вписывается от руки, фамилии и адрес вымышленные. Все остальное подлинно.

Городской методический центр Составитель А. Н. Крук

Акт посещения семьи

Комиссия в составе: Кл. руководитель Иванова О. Д.

Учитель истории Петрова М. Н.

Учитель химии Сидорова А. К.

30 октября 2012 года в 18 часов 30 минут посетила семью Сергеевой Ольги, проживающей по адресу: ул. М. Койкого, 12 - 15, с целью организации отдыха во время осенних каникул.

Наблюдения (жилищно-бытовые условия, ситуация в квартире)

У Ольги есть все необходимое для успешной учебы и полноценного отдыха. Рабочее место оборудовано всем необходимым. В квартире чисто.

Содержание проводимой беседы. По результатам первой четверти Ольга снизила свой рейтинг в классе с четвертого места до девятого. По сравнению с прошлым годом значительно снизился уровень обученности, возросло количество пропущенных без уважительной причины уроков.

Во время осенних каникул Ольга значительное время проводит в общении с друзьями. Ольге было предложена возможность коррекции знаний и устранение пробелов за счет индивидуальных занятий с учителями во время каникул.

Рекомендовано: часть времени на каникулах уделить учебе.

Подписи членов комиссии:

К акту прилагаются фотографии, доказывающие факт посещения квартиры ученика учителями.

Я не уверен, что привел полный список всех «документов», заполняемых учителем. Все-таки несколько лет я уже не работаю в школе.

Еще больший объем бумажной работы ложится на плечи директоров и завучей. Я помню, как в конце мая встретил знакомого завуча школы в состоянии ярко выраженной прострации. Она сказала мне, что к завтрашнему дню должна написать и отправить в вышестоящие инстанции порядка 40 отчетов.

Также важно понимать, что содержание бумаг проверяется - вплоть до запятой, до размера букв в нем - толпами проверяющих из всевозможных инстанций с невыговариваемыми названиями. (Ликвидация их должностей - еще один способ сэкономить государственные деньги.) От качества заполнения бумаг учителями зависит количество головной боли у учителя и размер его премии.

Для бюрократических отчетов среднестатистическому учителю на одну четверть требуется одна пачка бумаги (500 листов). Эта цифра стабильна уже в течение трех последних лет. К этому добавляются 200 - 300 файлов и 20 - 25 папок, приобретаемых, естественно, за свой счет.

Отдельно хочу сказать о затрачиваемом на все это бумаготворчество времени. Я попросил одного моего коллегу (школьного учителя) вести записи, какие бумаги ему пришлось оформлять только в последнюю неделю августа и первую неделю сентября. Его рассказ привожу полностью. Признаюсь, местами я уже не могу понять, о чем идет речь.

«Заполнение журнала (первый раз) - примерно 5 - 6 часов.

Расписание уроков - примерно 1 ч, а если сразу не сошлось - время увеличивается.

Составление календарного планирования по предметам с учетом кл. рук-ва примерно 1 - 2 дня.

Сведения: мальчики, девочки по годам - 10 - 15 мин.

Всеобуч - 2 - 3 дня обход по квартирам, плюс 2- 3 дня на сбор подтверждений и еще один день - на оформление тетради со всеми сведениями.

План воспитательной работы - 4 - 5 часов

Сведения о нахождении детей летом - примерно 25 - 30 минут (при наличии сведений). Если сведений нет, добавьте сюда еще хождение за учениками с целью сбора информации.

Сведения о посещении кружков, секций, факультативов: школьных и внешкольных - 2 - 3 часа (при наличии сведений).

Сведения о занятости учеников по дням - примерно 2 - 3 часа (при наличии сведений).

При безотметочном обучении (начальная школа) количество бумаг значительно увеличивается. Контроль за уровнем сформированности общеучебных умений и навыков (ОУН). Сюда входит изучение и определение степени обученности учащихся, изучение и определение степени обучаемости учащихся, ОУН-учебноуправленченские (организационные), учебно-деятельностные умения (умения учебной деятельности), учебно-коммуникативные умения, учебно-информационные умения, при этом алгоритмы выставления уровней есть только для определения обученности и обучаемости.

Кроме того, каждый раздел ОУН содержит примерно 6 - 7 граф, в которых мы просто на глазок выставляем уровни. Это вместо отметок. При этом минут 15 - 20 урока уходит именно на заполнение с детьми этих тетрадей самооценки (дети ставят плюсики, а потом и учитель в течение часа тупо ставит + или - в этих же тетрадях). При этом учитель ведет свой лист контроля учебной деятельности по каждому ребенку и по всем разделам, темам по этим предметам. На все это уходит примерно 5 - 6 часов каждую неделю.

В конце каждой четверти вносятся в компьютер все четвертные оценки. Высчитывается СОУ (степень обученности ученика) по изобретенной специально для этого формуле, РУД (результат учебной деятельности) - средний балл по каждому ученику и по каждому предмету, качество знаний (процентное соотношение).

Кроме всего, есть еще и срочные отчеты. Вдруг надо срочно сдать отчет по работе с семьями (ветеранами, пионерами, правилам безопасного поведения и т.д.). Многие учителя сажают вместо себя проводить урок детей (лучших), а сами составляют большинство отчетов. Некоторые дают самостоятельную работу в это время, а сами делают отчеты. Я стараюсь сделать это на переменке. Если не получается, то после урока. Часто поругаюсь с администрацией и сдаю на следующий день.

Кстати, последние год - два произошло резкое изменение взглядов на урок. Если еще совсем недавно урок был одним из главных элементов учебного процесса (хотя должен был быть главным), то сейчас его статус резко упал. Причем на уровне выше школьного. В учебное время проводится что угодно - совещания, походы в театр, музеи, на спортивные соревнования и т.д.».

Возникает закономерный вопрос о том, как остановить нарастающий вал бумажной и другой бессмысленной работы в школе?

Есть и закономерные ответы:

1. Устранить должности и структуры тех, кто придумывает и проверяет бумажную работу. Вспомним классику:

Ва ўстановах часам есць

Вось такія ж «бабы»:

Здэцца, й робяць яны штось,

Але справы слабы.

Ды такая не ўцячэ!

Скажам ей нарэшце:

Мо без вас было б лягчэй?

Паспрабуйце злезці!

Кандрат Крапіва.

2. Законодательно определить количество и содержание бумаг, заполняемых работниками школы. Запретить с указанием мер реальной ответственности запрос любой дополнительной отчетности.

Президент вчера подчеркнул, что услышал вопрос журналиста. Кстати, в отличие от других проблему бюрократии в школе можно решить достаточно быстро. Поэтому я предлагаю практикующим учителям дополнить мой список, чтобы затем переслать его в Администрацию президента.