2016-08-24T03:26:42+03:00
Комсомольская правда
48

Читай, я сказал!

Вслед за «100 фильмами» на школьников обрушились сразу несколько списков литературы, которую они должны осилить
Не так часто теперь увидишь детишку с книжкой.Не так часто теперь увидишь детишку с книжкой.

Уж не знаю почему, но в последние дни для школы число «100» стало прямо-таки фатальным. О 100 фильмах, которые должны посмотреть школьники, мы уже писали на прошлой неделе. Но кино, которое на самом деле дети вряд ли посмотрят, - это еще цветочки. Списков из ста книг, которые юное поколение должно прочесть, вообще оказалось целых три:

Список Всероссийского педагогического собрания - 100 книг разбиты на классы, после третьего класса в списке отдельно выделены отечественная и зарубежная литература.

Список Российской академии образования - в нем даже больше сотни книг, авторы только российские, много современников.

Список Минобрнауки - «100 книг по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению». В нем, ко всему прочему, 13 эпосов и много авторов советского периода.

Списков предостаточно. Но будут ли дети читать собранные в них книжки?

Не длиннее сообщения в твиттере

Мне стало интересно: кто и как составляет такие списки, учитываются ли в них интересы или возрастные особенности нынешних учеников? Выяснилось: минобровские книжки выбирали по тому же принципу, что и фильмы. В Интернете прошло голосование. Первые сто произведений, пройдя сито учителей и чиновников, попали в итоговый список.

- Список не закрыт, - рассказывала директор департамента госполитики в сфере общего образования Мин­обрнауки Елена Низиенко. - Регионы могут добавить в него какие-то национальные вещи. В частности, поэтому в списке столько народных эпосов. Но это не значит, что учитель будет менять список только потому, что ему не нравится какой-то автор. Если учителю математики не нравится геометрия, это же не значит, что он будет преподавать только алгебру?

Отчитываться о том, какой ученик сколько книжек прочитал, школу никто не заставляет - уже слава богу. Но список спущен учителям, и им как-то придется извернуться, чтобы заинтересовать детей Василем Быковым или Николаем Островским. А как это сделать, учитывая, что многие школьники не читают ничего длиннее 140 знаков в своем Твиттере?

«Узнал из кино»

То, что на самом деле читают дети и списки «правильных» книг, рекомендованных свыше, - множества, сегодня почти не пересекающиеся. Те ребята, кто готов взять книжку в руки, на самом деле делают это совсем не благодаря урокам в школе. Десять лет назад для многих подростков толчком к регулярному чтению стали книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Сначала Поттер, потом кто уходил в фэнтези, кто в мистику или философию. Пять лет назад школьники (в основном девочки) зачитывались «Сумерками». Сейчас благодаря кинопрокату наступил черед «Хоббита» и «Анны Карениной».

- Что я сейчас читаю? Роман «Парфюмер». Я сперва фильм посмотрела, он мне больше понравился, - признается мне шестиклассница Аня Колесова.

- А я только-только «Божественную комедию» начал, - с гордостью заявляет одиннадцатиклассник Сережа Коников. - В шестом классе читал всякую фантастику, в седьмом понравился «Мастер и Маргарита», затем переключился на Булычева, Стругацких. После Булгакова решил прочитать «Фауста». Вот и до Данте добрался...

- Я вообще не читаю, - заявляет восьмиклассник Денис Егоров. - Ну разве что краткое содержание для уроков. Мне больше нравится в Интернете сидеть и фильмы смотреть. А, нет, вспомнил - читал «С.Т.А.Л.К.Е.Р.», эта книга по компьютерной игре написана.

Не только фэнтези

И тогда новый вопрос: зачем ученые мужи ломают головы над списками? Если решить главную проблему нынешней школы и хоть как-то приохотить детей к чтению, тогда эти самые «100 книг» точно не подходят. Нужна другая литература, увлекательная, в которой ребята найдут себя и найдут ответы на свои вопросы.

Тогда зачем список?! Чтобы показать, что чиновники радеют о воспитании детей? Какими путями в нем, например, оказался двухтомник не самого известного политолога Александра Горянина «Россия. История успеха»? Книги эти вышли только в декабре 2010 года тиражом 3000 экземпляров каждая. При этом в Интернете за них загадочным образом проголосовали 2800 человек.

- Для меня самого это было неожиданностью, - признается Александр Борисович. - Я слышал, что часть тиража закупили для школьных библиотек в одном из южных регионов... Школьникам моя книга вполне подойдет. Необразованные взрослые не верят в успешность России. Иной 6 - 7-классник может понять историю успеха нашей страны куда лучше.

Есть в списке и другие произведения, которые вряд ли стоит рекомендовать школьникам для самостоятельного изучения. Вот книги аж двух философов-евразийцев - Георгия Вернадского и Льва Гумилева. Оба автора на свой лад твердят о том, что России не по пути с Европой и Америкой. И что нашей стране лучше брать пример с азиатов. С трудом представляю современного школьника, который по доброй воле сверх школьной программы вчитается в фолианты великих мыслителей.

Рядом еще один не менее сложный автор - религиозный философ Иван Ильин. Его очерки студенты изучают с преподавателем. Что в них поймет даже продвинутый 11-классник?

Но Минобрнауки это не смущает.

- Это книги, которые должен знать каждый культурный человек, - объясняет Елена Низиенко. - Детям интересно читать фэнтези, но наполнять ими весь список нельзя. Я против такого упрощения...

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Акция или профанация?

Такое впечатление, что минобровский список 100 книг вообще никакого отношения к школе не имеет, а составлен для отчета куда-то в светлую даль. Он напоминает собранные в одной тарелке ингредиенты для совершенно разных салатов.

С одной стороны - «Три толстяка» Олеши и «Приключения Незнайки» Носова, с другой - Александра Ишимова с «Историей России в рассказах для детей» (изданы впервые аж в 1837 - 1840 годах, и я сомневаюсь, что не то что родители, многие школьные учителя о них слышали) и Виктория Токарева c эмоциональными рассказами о взаимоотношениях мужчины и женщины.

С одной стороны - Гайдар с «Тимуром и его командой», с другой - Деникин с «Очерками русской смуты».

С одной стороны - Людмила Петрушевская, которая, на мой взгляд, далеко не всем взрослым показана, с другой - Максуд Ибрагимбеков «И не было лучше брата» (наверное, замечательный автор, брат знаменитого Рустама Ибрагимбекова, но явно не из первой сотни).

Что должны делать учителя или родители, которым в руки попадет этот священный список и которые в силу своего воспитания уважают рекомендации, выданные таким многомудрым ведомством, как Минобр-науки? Я, честно, не представляю.

Был бы этот список разбит по возрастам. Была бы к нему хотя бы приложена методика - скажем, Деникина и «Конармию» Бабеля советуем прочесть, когда по истории проходят гражданскую войну, «Моабитскую тетрадь» Мусы Джалиля - Великую Отечественную. Хоть понятна была бы глубокая патриотическая задумка его составителей.

Пока же «100 книг» - филькина грамота, которая повисит на сайтах да канет в пучине интернет-пространства.

Самое грустное - вот эта профанация подменит действительно важный и серьезный разговор о том, как сделать так, чтобы ребята читали умные и хорошие книжки, чтобы интересовались историей и культурой родной страны.

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Дон Кихот - худой фрик»

В соцсетях появились сервисы, помогающие школьникам: на контрольной или во время экзамена ученик может запросить краткое содержание или помощь в сочинении. И получит ответом твит в 140 знаков по теме. Не «Война и мир» в эсэмэсках, но близко. Вот лишь несколько примеров:

«Преступление и наказание»: студент вскрыл голову старушке процентщице. Долго переживал, а потом сознался.

«Дон Кихот»: худощавый фрик на лошадке с толстым другом на осле вообразили себя рыцарями, творят глупости по округе, в конце признали сумасшедшими.

«Ночь перед Рождеством»: чтобы добиться руки вздорной Оксаны, казак - кузнец и живописец Вакула запряг черта, слетал в Питер, где выклянчил у царицы туфли.

«Собачье сердце»: доктор с подельником сделали из собаки человека, который хорошо пел матерные частушки. За это пение его превратили обратно в собаку.

«Повесть о настоящем человеке»: летчика сбивают немцы, он ползает, ест ежей, выползает в госпиталь, там ему режут ноги, учится плясать на протезах и водить самолет.

конкурс

Любишь книжки - получи приз

Стартовал конкурс чтецов «Живая классика».

На самом деле способов приохотить ребят к чтению множество. Международная ассоциация «Живая классика» при информподдержке «Комсомолки» уже не первый год проводит конкурс для школьников-книгочеев. Первый его этап как раз начался.

Конкурс рассчитан на шестиклассников - им нужно с чувством прочитать со сцены любимый фрагмент из книги, которой нет в учебной программе. Самые талантливые будут представлять свою школу на районных соревнованиях, и по цепочке вверх - до международного финала. Лучшего чтеца выберет авторитетное жюри - Светлана Сорокина, Виктор Ерофеев, Григорий Остер, Владимир Познер и другие известные люди.

- Есть конкурс и для семиклассников - им нужно прислать нам свои эссе о любимой книге, - рассказывает Элла Щербаненко, директор по связям с общественностью Международной ассоциации. - Юные журналисты и фотографы представят репортажи и снимки. Еще один забавный конкурс - на самое выразительное чтение под одеялом.

Вместе с российскими школьниками в соревновании участвуют их сверстники из Киргизии, Молдовы, Польши и Украины.

Подать заявку на участие в конкурсе можно на сайте www.youngreaders.ru.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ.

ВОПРОС ДНЯ

Минобрнауки составило список 100 книг по истории, искусству и литературе, которые необходимо прочитать школьнику.

А вы бы что посоветовали прочесть?

Николай ХАРИТОНОВ, депутат Госдумы:

- В обязательном порядке классику - это наша путеводная звезда. С современными авторами я бы спешить не стал. А вот классики проверены и временем, и в мировом масштабе. Моей первой книгой были «Дети подземелья» Короленко - впечатления были колоссальные. Такие же были от «Муму», кто бы там ни смеялся. На нашей классике держится русская душа, такое наследие позволяло нам выбираться из всех передряг.

Дмитрий БЫКОВ, писатель, поэт, журналист:

- Мне кажется, что в этом списке недостаточно произведений для трудных подростков. Для них я рекомендовал бы прочесть Александру Бруштейн «Дорога уходит в даль...». В этом списке мало представлены стихи, предложил бы включить Новеллу Матвееву и многих других.

Александр ЗАКАТОВ, директор канцелярии Дома Романовых:

- Школьная программа советского периода была подобрана хорошо за исключением некоторых идеологических вещей. Я бы добавил творчество русских эмигрантов для общего развития. Современных авторов не надо запрещать - можно включать их отдельные произведения. Но через пять лет проводить литературный «фильтр», чтобы понять, как дети воспринимают этих авторов.

Роман ГЛУХОВСКИЙ, преподаватель истории, Волгоград:

- Классики - это хорошо, но у детей большой пробел в знании современной литературы. Им интересны только вампирские саги и «Гарри Поттер». Но я бы порекомендовал читать Быкова, Пелевина, чтобы они имели хотя бы элементарное представление о современных писателях.

Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя:

- «Как закалялась сталь», «Граф Монте-Кристо», «Жизнь Робинзона Крузо» и никаких «Гарри Поттеров»!

Митя ФОМИН, певец, продюсер:

- Детям нужно читать сказки! Каждый ребенок обязательно должен прочесть «Алису в стране чудес» - самая замечательная сказка! А тем, кто повзрослее, - обязательно Чехова, Бунина, Есенина. Вряд ли в этом возрасте они поймут Достоевского, может быть, только рассказы. И, может, что-то из Зощенко.

Александр ВЕТРОВ, юрист, Казань:

- Учитывая, какие сейчас дети в школах учатся, стоит включить Уголовный и Административный кодексы РФ. Перевоспитать вряд ли перевоспитаем, но хоть задумаются о последствиях, прежде чем издеваться над одноклассниками и учителями.

Мира Казимировна, читательница сайта KP.RU:

- Программа и так нашпигована всем чем можно. А вот чего теперь точно девчонкам читать не посоветую, так это книгу Собчак и Робски «Как выйти замуж за миллионера». Даже Ксюше, похоже, не помогло!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Из списка «100 книг для школьника» исчезли Солженицын и Высоцкий

Зато появились казахский и якутский эпосы

Минобрнауки окончательно утвердило список из 100 книг, рекомендованных школьникам к внеклассному прочтению. В основе списка — классика, по разным причинам не вошедшая в учебники, например, "12 стульев" Ильфа и Петрова, "Два капитана" Каверина, Стругацкие, Шукшин и Булычев. Но школьникам рекомендуют читать и другие произведения, выбор которых, мягко говоря, выглядит странным (Читайте далее)

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также