Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды9 февраля 2013 12:00

Вестерн без героя

На Берлинском кинофестивале состоялась мировая премьера фильма Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь»
Герой Александра Яценко «кинули» все, даже любимая девушка (Анна Котова)

Герой Александра Яценко «кинули» все, даже любимая девушка (Анна Котова)

Позаимствованное то ли у Геннадия Шпаликова, то ли у Егора Летова название картины Хлебникова глубоко саркастично. Простой и прозрачный фильм «Долгая счастливая жизнь» заряжен чрезвычайным историческим пессимизмом. Главный герой, молодой фермер по романтическому имени Александр Сергеевич (долгая счастливая жизнь, говорите?) поначалу соглашается на, а потом отвергает настойчивое предложение коррумпированных сельских властей хорошо продать принадлежащую ему ферму.

На необдуманный героический поступок Сергеича подвигает работающий у него сельский люд, столь же настойчиво требующий от него настоящего мужского поступка. Они стояли плечом к плечу, напряженно глядя в светлое будущее, являя собой воплощение революционной сознательности, демонстрируя жажду созидательного труда - как было отказать этим строгим, крепко стоящим на своей неплодородной северной почве некрасивым людям?

Апофеоз слияния с народом продолжается для героя недолго. Со скоростью, заставляющей предположить в драматургии фильма некий схематизм, представители деревенского пролетариата начинают один за другим «кидать» Александра Сергеевича (всегда убедительный Александр Яценко).

Ничего личного, просто своя крестьянская рубашка всегда ближе к телу. В результате герой остается один, совсем один. Тут-то и вспоминаешь, что авторы вдохновлялись классическими голливудскими вестернами - в частности, «Ровно в полдень» (1952) Фрэда Циннемана. По сюжету этого эпохального вестерна с Гэри Купером и Грейс Келли, чье действие разворачивалось «в реальном времени» в течение коротких 84 минут, брошенный всеми шериф вместо свадьбы и ухода на пенсию вынужден был противостоять четырем убийцам, напавшим на вверенный ему городишко.

Разваленная, как будто после войны, северная российская деревушка легко становится экранным дублером среднестатистического киношного городка на пыльном американском Западе, стонущего от беспредела и беззакония. Проблема заключается в том, что на Кольский полуостров, увы, не скачет на всех парах бравый шериф, который, можете не сомневаться, наведет здесь порядок. Хлебников по определению не может сделать своим главным героем служителя закона, как не может допустить и финального торжества справедливости: кто же ему поверит?

В результате он остается совсем без героя. Лузер Александр Сергеевич - типичный клиент Джона Уэйна, Клинта Иствуда и «семи самураев», существо страдательное и эпизодическое, безутешно нуждающееся в освобождении. Герой вестерна из него никудышный, а избавления ждать неоткуда.

ПРИГЛАШАЕМ

На концерт Хулио Иглесиаса в Москве!