Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+9°
Boom metrics
Общество4 марта 2013 18:38

В ответ на фонд Ройзмана власти открывают на Урале православные реабилитационные центры для наркоманов

Чиновники уверены, что лечить наркозависимых можно только на добровольной основе - без наручников и насилия
Источник:kp.ru
Евгений Глухих - пациент   единственного  православного центра в Свердловской области. Скоро таких организаций на Урале будет шесть.

Евгений Глухих - пациент единственного православного центра в Свердловской области. Скоро таких организаций на Урале будет шесть.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«БОЛЬШИНСТВО ЦЕНТРОВ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНО В ОЗДОРОВЛЕНИИ СВОИХ ПОДОПЕЧНЫХ»

На недавнем совещании полпреда президента на Урале Игоря Холманских и секретаря Совета Безопасности Николая Патрушева говорили о проблемах реаблитации наркозависимых.

- Большинство негосударственных центров по реабилитации наркоманов не заинтересовано в оздоровлении своих подопечных, - объявил итоги анализа Игорь Холманских. - Зачастую вся их деятельность направлена на получение коммерческой выгоды, привлечение адептов в религиозные секты, или же они преследуют какие-то свои политические выгоды.

Понятно, что полпред намекал в том числе и на «главного наркоборца страны» из Екатеринбурга Евгения Ройзмана, который благодаря своей популярности в народе уже становился депутатом Госдумы, а теперь готов побороться и за кресло мэра столицы Урала.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

После этого совещания власти объявили о начале работы над созданием некоммерческих реабилитационных центров. Главной фишкой их должно стать то, что лечить наркозависимых здесь можно только на добровольной основе - без наручников, как это еще недавно было в Фонде «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана. Такие центры по задумке должны вплотную работать с православной церковью. Примером стал существующий уже 12 лет православный Центр медико-социальной реабилитации «Подвижник» в Полевском. Туда на днях повезли журналистов с экскурсией, которую возглавили представители общественного совета свердловской наркополиции. С пирогами и чаем нас встретил директор центра Вячеслав Боровских. Пирожки, кстати, испекли его подопечные - ребята, которые проходят в «Подвижнике» лечение.

- У нас центр рассчитан на 30 человек, а сейчас на реабилитации 26, - рассказывает Вячеслав Боровских. - Из них не все наркозависимые - есть ребята с нервозами, кто-то страдает от алкоголизма, а у кого-то проблемы с компьютерными играми. Но в основном, конечно, у нас наркоманы. Все они сами пришли к нам, добровольно.

«ВЫХОЖУ В МАЕ. ЖЕНЮСЬ, ДЕТЕЙ ЗАВЕДУ…»

Чай нам разносит один из пациентов - 27-летний светловолосый Женя, он из Тагила. С виду парень с городских окраин - таких много по всей стране: спортивные штаны, короткие русые волосы, четки в руках. В 18 лет Женя подсел на популярный клубный наркотик амфетамин (в таблетках и порошках), в 20 попробовал героин и подсел на иглу. Никогда нигде не работал - в лучшем случае перебивался временной халтурой: грузчиком, разнорабочим на стройке. Чтобы денег хватило на очередную порцию… Слово «наркотики» Женя в разговоре с нами словно специально избегает, будто оно приносят ему физические мучения. Десять месяцев назад он оказался в «Подвижнике».

- Друг прошел здесь курс, посоветовал, ну и я решил попробовать, - говорит Женя. - В мае уже выхожу. Немного страшно, но я знаю, чем хочу заниматься, когда выйду. Найду работу, женюсь, детей заведу. Обязательно буду ходить в церковь - я обрел здесь веру, она мне очень помогает в борьбе с моей зависимостью.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Центр находится в заброшенном детском садике - от былых времен здесь остался только гипсовый барельеф на всю стену с пухлощекими пионерами, голубями и бабочками. В остальном же от советского прошлого не осталось ничего - на стенах висят иконы, в спальнях (здесь их называют кельи), где ночуют реабилитанты, пахнет ладаном, а из окна виден местный храм святых апостолов Петра и Павла. С него-то и начинается новая жизнь воспитанников «Подвижника» - так здесь называют ребят, проходящих реабилитацию.

- С помощью молитв мы учим наших воспитанников смирению и борьбе с бесовскими желаниями и страстями, - объясняет Вячеслав Боровских. - И у нас это неплохо получается! По крайне мере 80 % людей, прошедших у нас реабилитацию, избавлялись от зависимости. Многие наши выпускники теперь живут и работают в Полевском. Они стали постоянными прихожанами храма Петра и Павла.

На реабилитацию сюда берут только мужчин - для женщин подобный центр только собираются открыть, но вот когда - неизвестно. Организаторы жалуются, что и на этот-то пока не хватает денег.

- У нас только на коммунальные платежи в месяц уходит 200 тысяч рублей, - сетует Вячеслав Владимирович. - В среднем на одного пациента в месяц уходит 15 тысяч рублей. Примерно столько нам и приходится брать с ребят. Несмотря на то, что в основном к нам попадают молодые парни - средний возраст 28 лет, платят за них родители. О цене договариваемся с каждым индивидуально, смотрим на их платежеспособность. Сейчас у нас только три человека бесплатно находятся - у их родных совсем нет денег.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Кроме самого реабилитационного центра, в здании находятся пять мастерских - здесь на заказ делают гробы, чинят автомобили, торгуют духовными книгами, иконами. В мастерских работают наемные специалисты - столяры, швеи, автомеханики. Реабилитанты им помогают: у них составлен график, когда, кто и что делает. Работают с самого утра и до вечера. Каждые 45 минут - перерыв на чай и молитву. Распорядок дня составлен так, что воспитанники чем-то заняты - работой, учебой, общением с психологами. День начинается с молитв, ими же он и заканчивается.

«СИЛОЙ НИКОГО НЕ ДЕРЖИМ»

Реабилитация длится год. Сотрудники «Подвижника» уверены, что наркоманам надо именно столько времени, чтобы избавиться от плохих привычек и приобрести новые, уже хорошие.

- В некоторой мере такой срок связан с верой, - продолжает Боровских.- За год наши воспитанники проходят полный цикл всех молитв, постов, и у них создается новая картина мира. После прохождения нашего курса 80 % реабилитанов больше никогда не возвращаются.

Берут сюда всех - болезни не страшат организаторов. Каждый человек, пришедший в центр, проходит медосмотр (наркоманов возят в городскую больницу). Уже по нему определяют, нужно ли назначать медикаментозное лечение.

- Где наркоманы, там и ВИЧ, гепатиты, туберкулез, - вздыхает Вячеслав Владимирович. - Но это не влияет на наше решение, брать или не брать к себе человека.

За 12 лет работы из «Подвижника» выгнали лишь несколько человек - за тотальное неповиновение. Здесь нельзя принимать наркотики, алкоголь, курить, сквернословить, общаться с женщинами - только если они не родственницы или сотрудницы центра. Но тут уж не до интима. Нельзя смотреть телевизор, слушать радио, сидеть в Интернете - список запретов весьма внушителен. Но от всего этого ребята отрекаются добровольно. В любой момент они могут вернуться к прежней жизни - если захотят.

- Уходят редко, но и такое бывает, - говорит руководитель «Подвижника». - Если человек пришел сюда, а потом решил уйти, то его уже никто не остановит. Мы будем его отговаривать, но держать силой не будем. Мы против любого насилия.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«Подвижник» привлек внимание больших чинов и наркополиции тем, что здесь разработана своя методика по избавлению от зависимостей. В центре, помимо священников, работу с реабилитантами ведут и психиатры.

- Мы считаем, что русская православная церковь должна обязательно участвовать в реабилитации наркозависимых, - говорит советник полномочного представителя президента в УрФО Андрей Березовский. - Здесь, в «Подвижнике», уже идет такой процесс. Мы готовы откликаться на все такие инициативы, помогать.

По словам Березовского, уральские власти уже заключили договор с Московской патриархией: в ближайшее время в Уральском федеральном округе появится шесть центров, похожих на «Подвижник». Советник полпреда уверен: от наркомании избавиться можно только добровольно.

- Ну нельзя насильно, железным кулаком и приковывая человека наручниками помочь человек, - считает он. - Человек сам должен захотеть избавиться от своей зависимости. Хотя его можно и даже нужно побуждать к этому. Лечение должно быть не принудительным, а побудительным! Например, ставить перед выбором - тюрьма или реабилитационный центр…

Фоторепортаж из православного центра - здесь.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Глава «Города без наркотиков»:

«Эффекта от таких центров нет!»

- Не бывает добровольной реабилитации наркоманов! - уверен руководитель Фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. - Из ста наркоманов по своей воле придет только один. А что делать с остальными 99 %? Необходим закон о принудительной реабилитации. Без него ничего не изменится. Во-первых, реабилитационный центр должен находиться в закрытом помещении, а во-вторых, это должна быть территория, свободная от наркотиков. Потому что наркоман всегда будет искать дозу. Что же касается, «Подвижника», за столько лет они себя так и не проявили. Никакого эффекта от них нет. К нам в фонд после них многие реабилитанты приходили.

КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА

- Если человек не хочет лечиться - вылечить его невозможно, - говорит главный врач областного наркологического диспансера Александр Ружников. - Нужны элементы принуждения. Пока он в наркотическом угаре, он не понимает, что все это нужно прекратить. Ему нужна помощь в регулировании настроя, чтобы он захотел лечиться. Необходимо избавить его от физической зависимости. И тогда уже появляется шанс, что он вернется к нормальной жизни без наркотиков. Реабилитационные центры должны давать ему правильные установки, вырабатывать новые привычки.

ОТКРОВЕНИЯ НАРКОМАНА

«Выйду на свободу, нагуляюсь и снова сюда - грехи замаливать»

54-летний Рашит Аитов - реабилитант со стажем. Уже больше десяти лет он мотается по России из ребцентра в ребцентр в поисках лучший жизни. Последние полгода мужчина находится в Реабилитационном центре «Возрождение» в небольшом уральском селе Кузино, что в нескольких часах езды от Екатеринбурга. Там два деревянных дома, в них живут наркоманы, алкоголики и бомжи. Вместе с Рашитом в одной комнатке ютятся семь человек. Душно, грязно, у окон висят мужские спортивные штаны и хлопковые рейтузы. На стенах, с раздутыми от влажности обоями, наклеены обычные листы формата А4 с цитатами из Библии. В комнате тесно - она сплошь заставлена двухъярусными кроватями. На двухметровой кухоньке бурлят в кастрюле щи. Все реабилитанты лежат на своих кроватях и от скуки разглядывают рыжие разводы на плохо побеленном потолке. Все разного возраста - от 25 до 60. Все пили по-черному, принимали наркотики.

- Мне податься-то особо некуда, вот и пришел сюда, - говорит Рашит. - Жена лет пятнадцать назад подала на развод, квартиру отсудила, так я и остался ни с чем. С горя запил так, что чуть в тюрьму не загремел. Наркотики начал принимать. Все это длилось несколько лет. Почти все друзья отвернулись. Оказался вдруг никому не нужен. А в 2007-м давняя знакомая отвела меня в Реабилитационный центр «Преображение», так и началась моя судьба скитальца.

Каждый день к реабилитантам приезжает наставник. Смотрит, соблюдают ли они правила: не пьют ли, не курят, не сквернословят. Запреты похожи на те, что в «Подвижнике». Только этот центр курирует не РПЦ, а церковь «Краеугольный камень».

- Протестанты из Швеции, - поясняет Рашит. - У них по всему миру есть церкви. Особенно они популярны в США и Германии.

Принимают сюда любого. Нужно лишь пройти стандартный медосмотр - сдать общий анализ крови и пройти флюорографию. Зависимости лечат молитвой. Главное занятие реабилитантов - чтение Библии.

- Я никогда верующим не был, но здесь понял: мы укрепляемся за счет веры и молитв, - говорит он. - Есть подобные центры и православные, но там надо платить взносы, а где деньги возьмешь? В Центре «Преображение России» надо работать как папа Карло, а какое от этого удовольствие? Там все направлено не на лечение, а на то, чтобы на больных людях заработать, чтобы они приносили деньги. Люди там расходный материал, рабсила. У них есть филиалы по всей стране - приходишь в одном городе к ним, а тебя тут же отправляют в другой. Недельку-другую адаптируешься и начинаешь работать: дворником, уборщиком, грузчиком, чернорабочим - уж как повезет. А денег за работу не видишь - они уходят на еду, оплату жилья и прочего. Выбраться оттуда сложно - близкие, если и есть, то в другом городе. Но мы такие им не нужны.

Из Кузино тоже уехать непросто. Можно уйти в любой момент, но денег на транспорт у реабилитантов нет - тысяча, которую выдают за работу, уходит на еду.

- Я сюда четыре раза возвращался, - признается 32-летний Миша. - Выйду на свободу, нагуляюсь хорошенько и опять сюда - грехи замаливать. Сейчас я уже месяц ничего не употреблял.

- Мне тут в целом нравится, лучше, чем в других, - рассказывает Рашит. - В реабилитационном центре в Ревде - она принадлежит церкви Бога живого - тоже неплохо. Там летом очень хорошо! И банька есть, и свежий воздух. Все цивилизованно.

Такие вот курорты для наркоманов вырастают по всей стране. И их клиентам они нравится все больше…