29 марта 2010 года в московском метро прогремели взрывы. Около 8 утра рвануло на «Лубянке», а спустя 40 минут - на «Парке культуры». В результате двойного теракта 41 человек погиб, еще 88 серьезно пострадали. Как установит позже следствие, бомбы взорвали две террористки-смертницы. Одна из них провела в метро час, другая полтора. Но за это время их никто не вычислил и не остановил. Трагедия заставила пересмотреть вопрос о безопасности в подземке и на транспорте вообще. Что изменилось за три года?
Накануне печальной даты появилась новость: депутаты Государственной Думы просят Генпрокуратуру проверить, куда ушли деньги, предназначенные для создания новых систем безопасности в метро.
Напомним, после терактов в подземке в 2010 году была принята комплексная программа «Обеспечение безопасности населения на транспорте». На эти цели из бюджета выделили 47 млрд. рублей. Предполагалось, что на 50 станциях появятся интеллектуальные системы безопасности с лентами досмотра багажа и камерами, которые смогут вычислять в толпе людей, находящихся в розыске. Между тем, по мнению депутатов, в метро принципиально ничего не изменилось.
- На самом деле за три года число камер на станциях существенно выросло. Кроме того, камеры видеонаблюдения появились и в вагонах, правда, пока только на Сокольнической и Кольцевой линиях, - рассказал «КП» начальник оперативного отдела УВД на Московском метрополитене подполковник полиции Андрей Мохов.
Мы сидим в ситуационном центре управления и следим за тем, как в подземку заходят люди. Просмотреть можно любую станцию - на каждой около 20 камер. Мониторов в центре, правда, всего восемь, но переключиться между камерами можно за считанные секунды.
- Мы не только отслеживаем ситуацию на станциях в режиме онлайн, но и можем просматривать записи, в случае если в этом появится необходимость, - поясняет Андрей Мохов.
Именно камеры видеонаблюдения - сегодня их в метро около 5 тысяч - помогли отследить маршрут смертниц в 2010 году, а также установить, что Шарипову сопровождал ее родной брат. И все-таки главная задача - вычислить террориста до того, как прогремит взрыв. Но как из миллионов пассажиров узнать «того самого»?
Оказывается, сегодня в метро работает программа психоэмоционального анализа.
- Компьютер сканирует все лица, попавшие в глазок камеры. И указывает на тех, кто ведет себя странно. Например, у человека застывший взгляд. Или если пассажир идет прямо, ни на что не реагируя, или, наоборот, слишком нервничает. Таких людей полиция проверит - спросит документы и просканирует металлодетектором, - говорит Андрей Мохов.
Впрочем, как правило, люди, которых находит такая система, никакие не преступники. Обыкновенные пассажиры, переживающие из-за личных неудач. Да и программа пока работает в экспериментальном режиме и только на «Охотном ряду». А как на других станциях?
- 100-процентную проверку пассажиров в метрополитене мы обеспечить не можем: подземка просто встанет, - объясняет Андрей Мохов. - Поэтому особое внимание уделяем подготовке полицейских. Они должны уметь по поведению человека определять, не задумал ли он что-то нехорошее. Ведь будущих террористов перед часом икс зомбируют - обрабатывают психологически или накачивают наркотиками. А часто - и то и другое. Не заметить такого человека, по идее, невозможно: взгляд направлен в одну точку, движения раскоординированы.
На помощь полиции должны прийти компьютеры. В столичной подземке готовятся протестировать камеры с функцией распознавания лиц.
- Программа сканирует все лица, которые попадут в объектив камеры. И пробивает по базе людей, находящихся в розыске. На все про все уходят секунды - если человек имеет проблемы с законом, программа тут же это покажет, - объясняет Андрей Мохов.
Скоро в метро в экспериментальном режиме заработает и система сканирования воздуха. С ее помощью можно будет определить, есть ли у пассажиров с собой взрывчатые вещества. Датчики появятся на дверях, ведущих на станцию, в так называемом междверном пространстве. Там сильный поток воздуха - благодаря ему каждый человек продувается.
Электронная дактилоскопическая база позволяет быстро узнать, есть ли у человека проблемы с законом.
Фото: Анатолий ЖДАНОВ
Еще одна инновация - система, позволяющая сканировать SIM-карты всех без исключения пассажиров.
- Так мы сможем отслеживать перемещения подозрительных граждан в метро. Не секрет, что часто пояс шахида взрывается автоматически в момент, когда на присоединенный к нему телефон приходит звонок или SMS. Так вот: в критический момент мы сможем заблокировать все звонки на определенной станции, если будут основания полагать, что среди пассажиров террорист, - говорит Андрей Мохов.
Обкатывать все эти системы будут на станции «Новокосино» - здесь поток людей не столь высок, как на центральных станциях.
Подобные системы должны появиться на всех ключевых станциях. Но когда это произойдет, до сих пор не ясно.
В ТЕМУ
Преступников пробьют по отпечаткам пальцев
Террористы нередко приезжают в Москву из других регионов. И встречать их нужно на первых подступах - на вокзалах и в аэропортах.
Полицейские уверяют: узнать, находится ли человек в розыске и причастен ли он к террористической деятельности, сегодня можно всего за пару минут. Мобильный комплекс «Папилон М-11» - огромный чемодан с компьютером, фотоаппаратом и двумя сканерами внутри - позволяет быстро снять отпечатки пальцев и пробить их по дактилоскопической базе. Даже руки пачкать не придется.
Чтобы опробовать чудо-прибор, отправляюсь в экспертно-криминалистический центр управления МВД на транспорте по ЦФО.
- Указательный палец вот сюда кладите, к стрелочке... - Сотрудница центра заботливо располагает мой палец на мини-сканере размером с блокнот, встроенном в чемоданчик. - Сейчас узнаем, разыскивает ли вас полиция.
По очереди прикладываю указательный и средний пальцы обеих рук к сканеру. На экране появляется сообщение «Идет поиск...» Меньше чем через минуту я вздыхаю с облегчением: полиция меня не разыскивает.
- Если человек ведет себя подозрительно или уже задержан по подозрению в каком-то правонарушении, мы его сразу пробьем по межрегиональной дактилоскопической базе, - объясняет начальник центра подполковник полиции Павел Севастьянов.
Но понятно, что, если человек никогда не проходил процедуру дактилоскопии, его имени в базе и не будет.
В общем, лазеек у террористов с каждым годом, по идее, все меньше. Впрочем, как и везде, здесь все завязано на том, будет ли работать аппаратура без сбоев, и профессионализме стражей порядка.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Анатолий КУЧЕРЕНА, председатель Общественного совета при МВД России:
- Конечно, террорист должен быть замечен и остановлен еще до того, как он спустится в метро или зайдет в здание вокзала. И здесь важна именно оперативная работа - очень кропотливая и сложная.
- Еще в 2010 году была запущена комплексная программа по обеспечению безопасности на транспорте. Каких-то серьезных изменений мы не видим. Вот уже и Госдума просит проверить, куда пошли деньги...
- Случаи, когда у нас бюджетные деньги расходуются не по назначению, действительно нередки. И цифры зачастую впечатляющие. Так что инициативу депутатов я понимаю. Но и говорить, что деньги потрачены не туда и ничего не сделано, тоже не буду - проверка покажет. А вообще нужно думать о новых механизмах контроля над расходованием бюджетных средств, и я как председатель ОС при МВД буду эти вопросы прорабатывать. Прежде чем тратить государственные деньги на безопасность, нужно советоваться со специалистами, решать, что нам нужно и как. И исполнителя искать не среди тех компаний, с которыми у руководства хорошие отношения и которые предлагают сделать подешевле, а тех, кто готов нести ответственность за работу.
ОФИЦИАЛЬНО
Редакция «КП» попросила руководство Московского метрополитена пояснить, что было сделано в подземке в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте. Но на наши конкретные вопросы мы получили очень формальный ответ. Единственное, что удалось выяснить: в 2010 году в метро не было сделано ничего, в
2011-м закупили 18 переносных комплексов обнаружения взрывчатки и 560 ручных металлоискателей на сумму почти 150 миллионов рублей. В 2012 году планировали закупить 18 шкафов-контейнеров для оборудования - но пока сделка не оформлена окончательно. В метрополитене также напомнили про систему безопасности на «Охотном ряду» и сообщили, что аналогичная зона на «Новокосино» уже развернута.
«Московским метрополитеном подготовлен сетевой график реализации в 2013 - 2014 годах мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на объектах метрополитена, который направлен в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы для утверждения в правительстве Российской Федерации», - говорится в сообщении пресс-службы метрополитена.