Премия Рунета-2020
Москва
+2°
Boom metrics
Москва20 мая 2013 22:00

В столичных приютах пропали без вести сотни собак

В Москве идет расследование уголовного дела о хищении 9,5 миллиона рублей, предназначенных на отлов и содержание бездомных животных [видео]
К приезду журналистов в приюте в Печатниках почистили вольеры, но подлатать их не успели.

К приезду журналистов в приюте в Печатниках почистили вольеры, но подлатать их не успели.

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

СОБАЧЬЯ СМЕРТЬ

Фунтику не повезло. Месяц назад веселый молодой пес, помесь дворняги и легавой, любитель полаять и погонять оставленные на детской площадке пивные банки, попал в приют для животных. Фунтик был ничей, его подкармливали всем двором на Варшавском шоссе.

Но когда снова активизировались догхантеры, местные жители решили, что в собачьем приюте Фунтику будет лучше - симпатичный пес быстро найдет настоящих хозяев. И вот 11 апреля пса забрали - повезли в ветеринарный центр «Лига». Здесь Фунтика должны были стерилизовать, чипировать, а затем отправить в приют «ЭКО» Западного Бирюлева.

Что в «Лиге» сделали с псом, неизвестно. Но только оттуда его в приют привезли полуживым. Точнее, полумертвым.

- Он был весь мокрый, дрожал, даже подняться не мог, - рыдает жительница того двора Марина. - Руководство «ЭКО» утверждало сперва, что пес в порядке, а затем - что немного приболел, меня к нему не пускали.

Фунтик умер в начале мая. В приюте сообщили: от клещевого энцефалита. Но Марина уверена, что пса угробили люди.

- Он был здоров, пока его не отправили в ветцентр! Да и где бы собака нашла клещевой энцефалит - в операционной? - горько усмехается женщина.

Казалось бы, какое нам дело до судьбы какого-то Фунтика? Но, по словам волонтеров, Фунтик не первая и не последняя жертва «ЭКО» и «Лиги». А главное - здесь исчезают не только бездомные псы, но и бюджетные деньги.

ПОДОЗРЕНИЕ В ХИЩЕНИИ

Признаюсь: к зоозащитникам я отношусь с подозрением. В своей любви к животным они порой доходят до ненависти к людям. Но все-таки что это за организации, которые так возмущают любителей собак?

Благотворительная автономная некоммерческая организация (БАНО) «ЭКО» существует с 1997 года. В столице у нее шесть приютов в разных концах города. Ветеринарный центр «Лига» занимается чипированием и стерилизацией бездомных животных. У обеих компаний - госконтракты сразу с несколькими префектурами.

Теперь руководство «ЭКО» и ветцентра «Лига» подозревают в хищении.

Уголовное дело против «ЭКО» возбудили еще в июне 2012 года. В следствии подозревают, что руководство «ЭКО» несколько месяцев предоставляло госкомпании-заказчику липовые документы о стерилизации и чипировании животных. А деньги - около 600 тысяч рублей - положило себе в карман. В отношении «Лиги» также возбудили дело по статье «мошенничество». Здесь речь идет о хищении более солидной суммы - почти 9 миллионов рублей. Впрочем, в ходе следствия эти суммы могут измениться.

А вот что говорится в материалах проверки Главного управления государственного финансового контроля Москвы.

«Из приютов «ЭКО» с января 2010 по июль 2011 года выбыло более 9000 животных (почти 89 процентов от поступившего количества), из них передано новым владельцам почти 5500 животных».

Куда подевались еще почти 4 тысячи? Не исключено, что все они оказались на улице. Во всяком случае госфинконтроль установил, что больше 360 собак сотрудники «ЭКО» выпустили обратно в город. Хотя по закону этого делать нельзя: животных нужно либо отдать новым хозяевам, либо держать в приюте.

Да и где на самом деле тузики и жучки, которые, по документам, нашли хозяев? В качестве адресов новых владельцев в договорах опеки были указаны... дворы жилых домов, голубятни, гаражи, а также Улан-Удэ, Иркутск, Челябинск и другие города России и даже СНГ! То есть представьте себе: приехал человек, например, из Улан-Удэ в Москву, чтобы забрать отсюда безродного пса...

БИЗНЕС НА БОБИКАХ

Но зачем выбрасывать на улицу недавно отловленных псов? По закону за бюджетные деньги в приюте собака содержится всего полгода - из расчета около 174 рублей в сутки. Дальше на нее тратится сам приют. Невыгодно! Поэтому и исчезают псы, прожившие в «ЭКО» больше полугода, уверены волонтеры.

- Три дня назад собака еще была здорова - и вдруг тебе говорят, что она умерла от онкологии. И никаких документов не допросишься! - рассказывает волонтер Наталья Борисова.

Как выяснила «КП», в 2013 году приюты БАНО «ЭКО» должны получить 203 миллиона рублей из городского бюджета. В эту сумму не входит аренда земли под приюты (ее дает город бесплатно) и затраты на лечение собак.

В самом БАНО «ЭКО» нас заверили: из 12 тысяч собак на бюджете сидит от силы треть. Получается, на 4 тысячи собак город платит компании около 200 миллионов рублей в год - по 50 тысяч на бобика!

Но вот незадача: ловить собак в Москве все сложнее. Число бездомных бобиков в городе сокращается - на это волонтерам жаловались в самом «ЭКО».

- Руководство признавалось: чтобы выполнить план по отлову собак, их ­привозят из Калужской области, - рассказывает волонтер «ЭКО» Наталья Борисова.

Волонтеры уверяют: пытаясь выполнить планы по отлову собак, в приютах «ЭКО» наладили самую настоящую собачью карусель. Мол, только что пойманную собаку привозят в один приют, затем - в другой, потом - в третий. И всякий раз записывают как новую. Другим же каждый год вшивают по новому чипу - и тоже регистрируют как свежеотловленную. Больше собак - больше денег.

Сейчас в обоих уголовных делах - против «ЭКО» и «Лиги» - около 150 томов.

- Я предоставила следствию расчетные таблицы о перемещении собак в «ЭКО». Из нее видно, что там сплошь фикция и «карусели», - рассказывает активист Татьяна Павлова, сама бывший сотрудник Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

По документам, один врач ветцентра «Лига» за день умудрялся стерилизовать аж 40 собак. А бригады по отлову животных за день могли поставить в приют до 30 псов. Поверить в такие темпы непросто.

КОММЕНТАРИЙ СЛЕДСТВИЯ

«Завершим дело до конца года»

В Главном следственном управлении МВД по Москве «КП» заверили, что расследование обоих уголовных дел идет полным ходом.

- Нет никаких оснований их прекращать. Говорить о том, что следствие кто-то затягивает, нельзя. 10 месяцев - нормальный срок для расследования преступлений экономического характера. Сейчас мы изучаем документы «Лиги» и «ЭКО», проводим экспертизы (в том числе подчерковедческую), опрашиваем свидетелей. У нас есть основания предполагать, что в «ЭКО» действительно организовали «круговорот» животных - но чтобы определить масштаб, нужно все кропотливо проверять. Не исключено также, что между «Лигой» и «ЭКО» был сговор. Кроме того, сейчас проверяются и государственные контролирующие органы на причастность их к возможным хищениям. Расследование должно быть завершено до конца года. Тогда и будут названы конкретные подозреваемые и точная сумма хищений.

ОФИЦИАЛЬНО

«Претензий к приюту нет»

- Нам поступали обращения граждан о нарушениях правил содержания животных в приютах БАНО «ЭКО». 12 декабря 2012 года в приюте БАНО «ЭКО» на пересечении улиц Дуговая и 6-я Радиальная была проведена внеплановая проверка. Нарушений ветеринарных требований не установлено, - рассказали «КП» в Комитете ветеринарии Москвы.

В префектуре ЮАО также не имеют претензий к «ЭКО».

- Ежемесячно проводятся обследования приюта в Западном Бирюлеве на предмет содержания животных, отловленных на территории ЮАО. Нарушений не выявлено, - заявили нам в пресс-службе префектуры.

своими глазами

Секретный объект

Корреспонденты «КП» побывали в приюте «ЭКО» в Царицыне.

С позволения директора ­БАНО «ЭКО» Веры Петросьян мы посетили один приют - тот, что в Печатниках. К нашему приезду таджики-рабочие развернули бурную деятельность: ближайшие к входу вольеры были усыпаны свежими опилками, в каждой миске - корма с горкой. Правда, в каждом вольере сидело по 4 - 5 собак - что нарушает регламент.

К дальним вольерам нас не пустили, но и издалека было видно, как десяток гастарбайтеров спешно выгребает мусор и собачьи экскременты. Не захотели нам почему-то показать ни ветеринарный кабинет, ни пункт выдачи кормов.

- Проверки УБЭП и уголовное дело - это все часть одной операции. Кто-то просто хочет забрать себе участок земли в Некрасовке, на которой стоит приют! - заявила нам Вера Петросьян.

Но, допустим, пес Фунтик действительно умер от клещевого энцефалита - хотя его должны были сперва вылечить, а затем уже чипировать и стерилизовать. Допустим, 360 собак, выпущенных на волю, после того как за них перестали платить, чей-то недосмотр. Представим, что большую часть собак стерилизуют и чипируют по-настоящему, а не на бумаге. Почему же тогда руководство «ЭКО» не хочет объяснить, как именно тратятся бюджетные деньги?

Мы спросили Веру Владимировну, сколько было получено из бюджета в прошлом году.

- Мы освоили примерно 150 миллионов рублей.

- И на какое количество собак потратили?

- Не могу назвать точную цифру. Примерную - тоже. Это сложно, очень много тонкостей. Да и вообще эту информацию я вам раскрыть не могу.