Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество27 мая 2013 8:35

Учитель младших классов минской школы: «Каждый день мои ученики на уроках получают подарки»

«Комсомолка» продолжает рассказывать о педагогах, которые дарят своим ученикам радость от учебы
Николай Григорьевич считает, что учитель должен быть на одном уровне с учеником, но при этом немножко выше.

Николай Григорьевич считает, что учитель должен быть на одном уровне с учеником, но при этом немножко выше.

Несмотря на сложившийся в обществе стереотип, выдающихся педагогов в белорусских школах немало. Когда мы попросили наших читателей предлагать будущих героев - тех, о ком просто нельзя не написать, это письмо получили буквально через день. «Наш учитель заслуживает внимания, как никто другой! Николай Григорьевич Шавловский из школы №125 г.Минска - учитель начальных классов. Очень достойный человек с добрейшими глазами и светлой душой». Мужчина - в начальных классах? Действительно, явление нечастое!

«МАМОЧКА, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ! И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА»

В школе (в 8 утра!) меня ждали… шесть мам.

- Это еще не все! Некоторые не дождались, - объяснили они свое присутствие. - Мы хотели лично рассказать вам о Николае Григорьевиче, а то сам он может поскромничать.

И посыпались истории.

- Я как-то пришла к Николаю Григорьевичу по делу, вызвала на минутку в коридор. Обычно в классе сразу начнется бедлам, а тут - нет! Представляете, они даже головы от заданий не подняли! И на переменах, пока все носятся сломя голову, его 2-й и 4-й классы с жаром обсуждают занятия.

- А мой сын вообще не хочет на каникулы. Говорит, я бы каждый день учился, но только с Николаем Григорьевичем. Он на самом деле научил их учиться, делать все на 101%. Они очень его любят и не хотят разочаровать. Даже перед тем как уснуть, ребенок говорит мне: «Мамочка, я тебя люблю. И Николая Григорьевича».

- А мы первый класс отучились в другой школе, перешли сюда во второй. Сын уже через неделю сказал: «Вот здесь дети учатся!».

Началась перемена, но к овеянному восторженными отзывами учителю пробиться не смогла: меня обступили дети.

- Посмотрите на наши тетради! Вот эта - моя любимая: когда решаешь уравнения, в ответе получаешь буквы, а потом составляешь из них предложение. Вот тут получилось «Живут два друга, глядят в два круга». А это - дневник литературного чтения: мы все записываем, что читали, сколько страниц и когда. Эта тетрадь для праздников.

- Тетрадь для праздников?!

- Да, мы записываем или наклеиваем сюда разные стихи и песни, учим... Ну ладно, потом расскажем, сейчас у нас физкультура! - и дети умчались.

«БЫВАЕТ, МОГУ ПОЖУРИТЬ. НО ТОГДА ВСЕ ВРЕМЯ ДУМАЮ, КАК ЭТО ИСПРАВИТЬ»

- Николай Григорьевич, когда я спросила у одного из мальчиков, какой вы, он ответил: «Я чувствую, что он меня уважает». Как у вас получается не сюсюкать с детьми?

- Я считаю, что учитель должен быть на одном уровне с ребенком, но ученик при этом должен понимать, что учитель - немножко выше. Это кажется сложным, но у меня получается как-то просто. Дети с большим уважением относятся к моим рекомендациям и ко мне самому. Заметьте, у меня не требования, а рекомендации. Требования не каждый захочет выполнять, а рекомендации - почему нет? Слово «требование» жестко звучит. А когда мы делаем работу над ошибками, я пишу на доске «Пиши правильно», а не «Работа над ошибками». Слово «ошибки» несет отрицательное значение («мы ошибаемся»), а «правильно» - положительное («мы пишем правильно»).

- И мамы, и дети сказали, что вы их не ругаете. Это же неправда?

- Безусловно, бывает, я могу их пожурить, но потом все время думаю, как это исправить. Я понимаю, что обидеть можно легко, поэтому внимательно смотрю, кого можно слегка пожурить, а кого - ни в коем случае!

«С первого класса им в головы вкладывается мысль «Учиться - важно». Они верят в это».

«С первого класса им в головы вкладывается мысль «Учиться - важно». Они верят в это».

«ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПОЛЮБИЛ МАТЕМАТИКУ, ОН ДОЛЖЕН ИГРАТЬ В ФУТБОЛ»

- А как увлечь учебой тех, кому неинтересна, скажем, математика?

- Я веду работу так, что у меня хочет учиться каждый ребенок. С первого класса им в головы вкладывается мысль «Учиться - важно». Они верят в это. А я в свою очередь стараюсь опрашивать весь класс. С детьми ведь как? Один раз не вызовешь, другой - и у них пропадает интерес. Его я прививаю постепенно: объясняю, зачем это нужно (учимся находить периметр прямоугольника, чтобы построить дом, если станем инженерами), стихами:

«Давайте, ребята, учиться считать:

Делить, умножать, прибавлять, вычитать!

Потому что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа!»

Часто играем - в футбол, в хоккей… Каждый ряд - отдельная команда, правильные ответы - голы в ворота. Во время футбола у нас самый высокий темп работы. Ребята не только решают задания, но еще и переживают за того, кто стоит у доски, поэтому бегут туда бегом - чтобы успеть забить побольше голов и, соответственно, побольше решить! Мне кажется, что физкульт-минутки, которые часто проводятся, в нашем классе не нужны: дети постоянно в движении! Еще мы много путешествуем: встречаем разные препятствия, которые можно преодолеть только правильными ответами. Чтобы перейти мостик - нужно решить пример, чтобы остановить бурю в океане информационных технологий - задачу. А бывает, встретим Страуса, который не может решить задание, которое дала ему Мудрая Сова. Дети сопереживают Страусу и с удовольствием ему помогают.

Когда ты знаешь, что тебя вызовут и похвалят, и руку поднять не страшно.

Когда ты знаешь, что тебя вызовут и похвалят, и руку поднять не страшно.

- Работать с детьми - сложно?

- Начальная школа - это сложно и в то же время очень легко. Это пластилин, из которого можно лепить ту фигурку, какую ты считаешь нужным. Я стараюсь быть им личным примером: и внешне опрятным, и внутренне, я хочу научить. Уже через полгода класс становится коллективом - душевным, в котором дети друг за друга болеют и переживают. У нас есть живой уголок, - Николай Григорьевич указывает вглубь класса, где, окруженный зелеными растениями, стоит аквариум. - Это тоже подспорье. Дети заботятся о рыбках - прибегают, наблюдают за ними. Конечно, они не сразу такие: вначале они иногда радуются и неудачам одноклассников, но постепенно я прививаю им сопереживание - например, на литературном чтении.

«НА СОБРАНИИ Я РУГАЮ НЕ ДЕТЕЙ, А РОДИТЕЛЕЙ»

- Дети рассказывали, что литература у них - любимый предмет. Принесли литературные дневники, тут же стали парами читать стихи…

- Литературное чтение у нас, как правило, превращается в мини-театр: дети сами готовят несложные костюмы (шапочки с надписью «Лиса»), рисуют усы и носы - чтобы лиса была похожа на лису… А еще мои дети очень аккуратные. Видят бумажку? Тут же поднимают. Четвертый класс, бывает, остается позже меня, чтобы закрыть класс. Прихожу с утра: а все блестит! Доска вымыта, стулья подняты, календарь переведен на сегодняшнее число, а на столе лежит петиция: «Николай Григорьевич, доброе утро! Книги мы положили в шкаф, методички для второго класса - на стол». Второклассники смотрят на них и тоже так делают…

Многие говорят: «Приду с работы - занимаюсь хобби». А у меня совпало: работа и хобби - это одно и то же. Я все время думаю, что можно сделать лучше. Раньше иногда приходил на работу в субботу, садился в пустом классе за последнюю парту и представлял, как лучше оформить кабинет.

«Я веду работу так, что у меня хочет учиться каждый ребенок».

«Я веду работу так, что у меня хочет учиться каждый ребенок».

- Детям повезло!

- Они каждый день получают подарки - в виде знаний. А потом делятся своим багажом с родителями. Я очень хочу, чтобы дома они делились тем, чему научились: привлекали бы родителей к общему успеху, которые видели бы каждый шаг вперед своего ребенка. Бывает, что в первом классе ребенок может непроизвольно назвать меня мамой или папой - сразу видно, кто из родителей больше с ним занимается. На родительских собраниях я никогда не ругаю детей. Я ругаю родителей. От них очень многое зависит. На первом собрании я рисую круг успеха: от ребенка зависит 60%, от учителя - 30%, а от родителей - 10%. Но если не будет этих десяти процентов, то не будет и успеха. Я считаю, что нужно постоянно создавать для ребенка ситуацию успеха. Он добился чего-то? Отметь, похвали! Отбить охоту - легче легкого, сделать можно это за одну неделю.

Бумажные шапочки дети научились делать в мини-театре, который они устраивают во время литературного чтения.

Бумажные шапочки дети научились делать в мини-театре, который они устраивают во время литературного чтения.

ДОСЬЕ «КП»

Николай Григорьевич Шавловский - учитель начальных классов высшей категории. Педагогический стаж - более 30 лет. Имеет звание «Учитель-методист», сертификат «Учитель года», награжден многочисленными грамотами и дипломами отдела народного образования Кировского райисполкома, отдела образования Фрунзенского района и Мингорисполкома.