Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Общество13 июня 2013 22:00

Шведский стол и тихий час: как солдат живет сейчас?

Корреспондент «КП» отправился на три дня в воинскую часть, чтобы сравнить нынешние условия службы по призыву со своей солдатской юностью
Источник:kp.ru
Отказ от чистки картошки и уборки казарм позволил бойцам и командирам уделять больше времени боевой подготовке.

Отказ от чистки картошки и уборки казарм позволил бойцам и командирам уделять больше времени боевой подготовке.

...Признаюсь: взяли на слабо. А ведь всего-то и стоило заговорить с товарищем, брат которого не так давно пришел из армии. Мол, родственник за год службы поправился на казенных харчах аж на 12 кило. Признаться, не поверил. Вот тогда и прозвучало: «Ты ж журналист. Слабо самому проверить, как сегодня служба проходит». И для объективности картины я отправился в Волгоград, в 20-ю гвардейскую отдельную мотострелковую бригаду, в места, в которых не был почти 20 лет.

КАЗАРМ БОЛЬШЕ НЕТ

Первый шок испытал в казарме. Нет, это не было то большое помещение, в котором помещалась вся наша рота. Скорее трехместные гостиничные номера. Душ, две раковины, свой туалет. В шкафах сушилка для обуви и одежды.

- Это для офицеров? - заподозрил я подвох. Произведенным эффектом сопровождающий старлей остался доволен:

- У нас все солдаты бригады так живут, по кубричной системе. Казарм, которые ты помнишь, больше нет. Идем на занятия? К кому?

- К новобранцам!

Молодое пополнение, призванное преимущественно из Ростовской области и Северной Осетии, застаем перетаскивающими стулья и столы.

- В помещениях жарко! - объясняют офицеры. - На улице в теньке занятия проведем.

Заместитель командира бригады по работе с личным составом подполковник Геннадий Якименко убеждает ребят держаться вместе:

- Солдатская взаимовыручка - это то, без чего не может существовать ни одна армия, не будет коллектива - будет поражение, - уверенно говорит подполковник и тут же расшифровывает: - Наше соединение было сформировано в годы войны и дошло до Берлина. Люди разных национальностей помогали и прикрывали друг друга в бою. И именно благодаря сплоченности они и победили.

- Экскурсия на Мамаев курган будет? - в какой-то момент интересуется один из новичков-осетин. - У меня прадед тут воевал, просил свечки за погибших друзей поставить...

- Обязательно будет! - обещает подполковник. - Сразу после присяги пойдете.

НЕ ДЕЛО СОЛДАТА ЧИСТИТЬ КАРТОШКУ

...Тем временем на знакомом плацу чеканили шаг бойцы другой роты. И почему-то вспомнилась незамысловатая дембельская песенка, которая по сути отражала наше тогдашнее кулинарное бытие: «Масло съели - день прошел, яйца съели - нет недели». Стоп, время обеда, пора бы и в столовую.

- Что брать будешь? - спрашивают новые знакомые.

Вопроса откровенно не понимаю.

- В смысле? Что дадут...

И меня подводят к меню (см. «Чем сегодня кормят солдата»). Это был второй шок за короткое время. Признаться, я и на гражданке не каждый день так питаюсь... Иные бойцы отказываются то от супа, то от второго блюда. В течение недели в рационе бойцов - обязательно пельмени, сердце, печень, курица, говядина, свинина, рыба...

- Сегодня у нас обслуживается более 1700 человек, - гордо сообщил завстоловой Алик Акопян. А перед моими глазами вдруг возникли картинки из солдатской юности. И я мысленно посочувствовал бедным дежурным по столовой, которым предстоит перемыть эти горы посуды, начистить несколько мешков картошки, успеть приготовить ужин, снова отдраить приборы и тарелки, а к ночи вернуться в казарму и уже без сил рухнуть на кровать. Где, кстати, эти бедняги?

- У нас давно ничего подобного нет, - успокоили меня офицеры. - Часть на аутсорсинге, тут только гражданские специалисты. Ведь в армию бойца призвали не для того, чтобы он картошку чистил, а умения воинские совершенствовал. Все, час отдыха.

- Что это?

- Ну типа тихого часа, душ принять, постираться...

Потрясение усилилось еще больше, когда в казармы прошествовали женщины со швабрами и ведрами: оказалось, что и уборку бойцам больше не доверяют.

Только на базе военной техники гражданских не было - бойцы вовсю готовились к предстоящим полевым учениям: танки, бэтээры, всевозможные современные САУ, что-то подкручивали, смазывали, проверяли.

«НЕЛЬЗЯ СТАТЬ МУЖЧИНОЙ, СИДЯ НА ДИВАНЕ ПЕРЕД КОМПЬЮТЕРОМ»

- Ну как тут на самом деле? - пытаюсь узнать солдатскую правду из первых уст у осетина Рустама Чегаева и Дмитрия Каранца, призванного из Сальска (Ростовская область). Здесь они уже четвертую неделю.

- Сначала непривычно было, - дружно признались сослуживцы. - Но все нормально. Кормежка сытная. Удивило, конечно, что не в казармах, а в кубрике живем. Мобильными можно пользоваться по выходным.

- Мне говорили, что армия не курорт, и я готовился к трудностям, - признается Рустам. - Но получилось все наоборот: и призыв у нас классный, и командиры.

- А чего не хватает, если честно?

- Сладкого бы побольше, - скромно улыбаются новобранцы.

- Мне все нравится, - говорит ростовчанин Каранец. - Отслужившие друзья советовали сразу присмотреться к местам, чтобы служить и ничего не делать. А мне, наоборот, хочется развивать себя, я давно мечтал о разведке и вот попал в разведроту!

- Нелегко придется, - замечаю. - Нагрузки там о-го-го...

- Но ведь невозможно стать мужчиной, сидя на диванчике перед компьютером, - возражает он.

Поспорить с этим трудно...

- Да, резко все изменилось, - соглашается с моими наблюдениями священник Николай (Лихолетов), которого я застал в молельной комнате. В свое время батюшка прошел срочку в войсках ПВО, а теперь окормляет 20-ю бригаду. - Постоянные задержки с обеспечением, чуть ли не в обносках ходили, бесконечные наряды... Сейчас - только служи, тем более всего год!

ПРО СПОРТИВНУЮ ЗЛОСТЬ

...В расположении разведроты несколько бойцов внимательно изучают «уголок контрактника». Весьма сосредоточенно останавливаясь на цифрах денежного довольствия. Прикидывают: прими они такое решение, будут получать раза в два больше, чем зарабатывали бы у себя в регионах.

Замкомбата по работе с личным составом майор Александр Силантьев тем временем составляет план выходных: спортивные соревнования, просмотр фильма «Брестская крепость», беседы о войне, просмотр телепередач и традиционный «час солдатского письма». Отбой в выходной на час позже. К плану майор подходит с выдумкой: в рамках завтрашнего занятия по физподготовке - футбол. Сержанты против офицеров. Это стоит посмотреть!

...К назначенному времени игроки занимают места. Соперники в синей спортивной форме и кроссовках: времена, когда бегали и прыгали в том же, в чем потом маршировали и выезжали на учения, тоже, оказывается, канули в прошлое. Зрители в форме чинно занимают места за пределами поля. В руках болельщиков пакетики с соком и пряники.

- Выиграете у нас - завтра идете на Мамаев курган! - подначивает сержантов майор Силантьев.

- А если проиграют? - спрашиваю.

- В любом случае пойдут, - шепчет он. - Все увольнительные-то уже подписаны, просто надо же пацанам спортивной злости придать. Только им не говори...

- Диман, давай!.. Сереге отдай!.. Кто так бьет-то?! - бойцы переживают за своих сержантов, игроки же бьются до последнего...

Всё. Финальный свисток. Военная хитрость майора Силантьева удалась на славу: офицеры уступили сержантам со счетом 2:1. И как ни странно, довольны все.

...Три дня пролетели незаметно. Я покидал часть, а на плацу снова маршировали солдаты. Как и положено, со строевой:

Сколько за год яблоня цветет?

Сколько будет песен перепето?

Если она любит - значит, подождет

Эту одну зиму, одно лето!..

Таких парней просто грех не дождаться!

Чем сегодня кормят солдата

Обеденное меню военно­служащего 20-й бригады:

- Салат с морковью и зеленью / Салат из свежей капусты со свеклой.

- Похлебка старорусская / Суп овощной.

- Свинина жареная с фасолью и овощами / Говядина с макаронами.

- Хлеб.

- Масло.

- Сок.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей ЛЕГОТИН, командир 20-й гвардейской мотострелковой Прикарпатско-Берлинской Краснознаменной ордена Суворова бригады:

- В настоящее время отмечается существенное повышение качества военной службы в войсках. Наравне с тем улучшились условия службы и жизни военнослужащих соединения всех категорий. Начиная с внедрения секционного казарменного фонда для проживания военнослужащих по призыву, улучшения питания и всестороннего обеспечения, завершая получением постоянного жилья офицерами и военнослужащими контрактной службы по системе накопительно-ипотечного кредитования, повышением денежного довольствия военнослужащих и многим другим. Созданные условия позволяют с полным погружением заниматься основным видом деятельности войск - боевой подготовкой, не отвлекаясь на выполнение не свойственных для военнослужащих задач.